Ремонт автодорог в масштабе всей страны
В последние годы по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при активном участии руководителей регионов и депутатов Федерального Собрания Российской Федерации приняты беспрецедентные меры по созданию законодательной основы деятельности дорожного хозяйства. Ремонт автомобильных дорог в нашей стране провозглашен задачей государственного уровня.
Эффективность утвержденной программы обещает быть высокой: до 2022 года протяженность новых российских автотрасс достигнет отметки в 2 млн. километров. Модернизация коснется и существующих фондов: не отвечающие утвержденным критериям трассы будут модернизированы, а те автодороги, что находятся в критическом состоянии, ждет капитальный ремонт. В процессе совершенствования дорог нынешняя система их освещения уступит место более современной (замена освещения – обязательный элемент программы).
Освещение=безопасность
Почему новому освещению российских трасс уделено такое пристальное внимание? Дело здесь в следующем. Многочисленными зарубежными исследованиями доказано: качество освещения дороги напрямую влияет на статистику происходящих ДТП. Наиболее показательными стали данные европейских ученых. Немецкие, шведские, британские и американские исследователи единогласно заявляют: высококачественное освещение дороги способно спасти жизнь 65% участников автомобильного движения и 50% пешеходов. Именно на столько процентов снижаются показатели смертности в ДТП при условии хорошего освещения дорог.
Другие данные сообщают ученые из Нидерландов и Германии. Они выяснили, что количество ДТП обратно пропорционально качеству освещения дороги. Скажем, при улучшении качества освещения в 2-5 раз число аварий снизится на 10%. Вывод из проведенных экспертиз таков: чтобы максимально обезопасить движение на дорогах, нужно обеспечить их непрерывное магистральное освещение. Отдельное внимание необходимо уделить созданию бесперебойного яркого света в темное время суток.
К сожалению, в данный момент на дорогах нашей страны используется далеко не самое современное осветительное оборудование. Освещение движения пока невозможно сделать круглосуточным в масштабах всей страны. Эта ситуация сложилась на подавляющем большинстве российских автодорог. Препятствий к установке качественного бесперебойного освещения на сегодня несколько:
1. Практически вся дорожная сеть России освещается ртутными и натриевыми лампами газоразрядного вида. Типичные примеры – лампы РКУ-400 и ДнаТ-250. Оба этих варианта - не самое лучшее решение с точки зрения светоотдачи, более того, указанные источники света потребляют значительное количество электрической энергии.
2. В целях рационального потребления энергии российские города и деревни вынуждены экономить на освещении дорог. Классический вариант – работа светильников «через один». Отсюда слабая видимость дорожного полотна и частые происшествия на дорогах.
Отметим также, у газоразрядных светильников есть еще два существенных минуса:
- Плохая работа при низкой температуре воздуха. Если столбик термометра опустится ниже -30°C, лампа рискует не зажечься вовсе.
- Значительные затраты на обслуживание и эксплуатацию. Газоразрядные лампы необходимо часто менять и тщательно очищать. К тому же, отработанная лампа трудно утилизируется, ведь помимо стекла она включает ртуть.
Новейшие способы освещения дорог
Мировой опыт доказал: лучший путь к совмещению экономии электричества с качественным уровнем освещения – применение светодиодных светильников. Именно такими источниками света в европейских и западных странах заменены обычные лампы.
Эту всемирную инициативу постепенно перенимает и наша страна. В России принят Федеральный закон об энергосбережении. Власти на муниципальном и региональном уровнях внедряют новые технологии освещения дорожного полотна. Источники света становятся дешевле и проще в обслуживании, при этом качество освещения существенно повышается. В ряде регионов РФ успешно завершены проекты по замене устаревших ламп на уличные энергосберегающие светильники.
Светодиодное освещение на конкретном примере
Высоких результатов в реализации проектов по переходу на светодиодные источники света при освещении автодорог достигла российская компания «АтомСвет». Так, при реализации проекта по освещению трассы «Улан-Удэ – аэропорт Байкал» была произведена замена 100 обычных уличных светильников РКУ-400 новейшими светодиодными «Way 03-100-13600-140 (Ш1)». Результатами стали:
1. Экономия электроэнергии. На участке трассы протяженностью 3,5 километра удалось сэкономить 189 800 кВт/ч за один год. В денежном эквиваленте это более чем 650 тысяч рублей.
2. Знаковые показатели работы светильников. Продукция «АтомСвет» была выбрана как оптимальная для работы в условиях сурового климата Бурятии. Январские температуры здесь опускаются ниже -30 °C, летом же доходят до +40 °C. Правильность выбора светильников полностью подтвердилась результатами эксперимента.
3. Улучшение цветопередачи. Индекс этого показателя вырос более чем вдвое по сравнению с обычными светильниками, оснащенными ртутными лампами. Благодаря этому удалось снизить уровень утомляемости водителей на трассе.
Результаты, которых добилась компания «АтомСвет», наглядно демонстрируют: российский бизнес готов работать в заданном направлении и улучшать отечественные автодороги. Для того, чтобы бизнес-структуры начали активно внедрять новейшие технологии, им нужно лишь наладить диалог с государством.
На сегодняшний день единственная весомая трудность для установки светодиодных светильников - их довольно высокая стоимость. Но эксперты, наблюдавшие за российскими проектами, уже успели доказать быструю окупаемость подобных приборов. Например, подсчитано: эксперимент по замене обычных светильников энергосберегающими светодиодными на трассе «Улан-Удэ – аэропорт Байкал» оправдает финансовые вложения на модернизацию освещения уже через 3 года. В то время как сами светильники исправно прослужат как минимум 12 лет, не требуя трудоемкого обслуживания.
И все же самое ценное достижение светодиодного освещения - сохранение жизни и здоровья людей на дорогах. Предлагаемые решения обеспечивают равномерный световой поток и оптимальную светоотдачу, что гарантирует максимальную видимость на автодорогах, снижая уровень ДТП и происшествий.