После вступления в силу закона «Об энергосбережении» в 2009 году проблема повышения энергоэффективности стала актуальна как никогда.
После вступления в силу закона «Об энергосбережении» в 2009 году проблема повышения энергоэффективности стала актуальна как никогда.
После вступления в силу закона «Об энергосбережении» в 2009 году проблема повышения энергоэффективности стала актуальна как никогда. В частности, в одном из пунктов закона предлагалось внедрить услуги энергосервиса и тем самым перевести процесс сбережения энергии в коммерческую плоскость. Суть этой энергосервиса как услуги следующая: компания заключает с поставщиком услуг договор, предметом которого являются меры по сбережению энергии.
Самый распространённый вид энергосервиса - это заключение ЭСК (энергосервисный перформанс-контракт), одним из условий которого является то, что выплаты производятся с помощью денежных средств, сэкономленных благодаря внедрению энергосберегающих технологий. Любопытно, что стандартный срок энергосервисных контрактов может достигать пяти-семи лет, причем максимальный срок ограничен только возможностью банков РФ кредитовать фирмы, которые эти контракты реализуют.
Изначально может показаться, что это самая оптимальная схема, которая позволяет решить проблему сбережения энергии. Однако закон был принят шесть лет назад, а рынок энергосервисных контрактов наконец-то начал получать развитие.
На это имеется ряд причин. Первая и основная в том, что выплаты по контракту производятся только после того, как энергосервисный проект будет реализован и даст первые результаты. То есть эта схема фактически перекладывает ответственность за финансирование с предприятий на энергосервисные фирмы, а в конечном итоге на банки, которые эти контракты кредитуют. Ещё один весомый фактор: большая часть инвестиционных организаций считает финансирование ЭСК очень рискованным способом вложения своих средств. Естественно, в этом случае подобные организации готовы работать с ЭСК только по высоким процентным ставкам. Высокие сроки окупаемости проектов тоже не способствуют росту рынка реализации энергосервисных контрактов.
Однако все перечисленные проблемы незначительны по сравнению с тем, какие задачи приходится решать компаниям, только начинающим свой путь в сфере энергосервиса.
Впрочем, в России этот рынок не стагнирует, а, наоборот, показывает тенденции к росту. Это происходит во многом благодаря тому, что ряд наиболее успешных банков РФ (Газпромбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк) уже открыл финансирование энергосберегающих проектов. Остальные проблемы этой отрасли решаются при заинтересованности владельцев фирм и властей в повышении уровня энергоэффективности. При этом Газпромбанк располагает собственной энергосервисной компанией - «ГПБ-Энергоэффект» (http://www.gpb-ee.ru).
Сбербанк провёл исследование, согласно которому в энергосберегающие компании до 2015 года поступят инвестиции в размере 3.5 трлн. рублей, из них 2 трлн. станут долговыми. Примерно 500 млрд. рублей в год - таков потенциал этого рынка.
Сегодня сформировалась тенденция, в рамках которой энергосервис получил популярность и широкое распространение в области модернизации энергетических объектов, промышленных предприятий, а также уличного освещения. Тут есть как единичные крупные, так и очень крупные проекты, которые оцениваются в сотни миллионов рублей.
Довольно трудно назвать точное количество ЭСКО в России. Есть данные, что их численность уже давно превысила 1000. ЭСКО представляют, в основном, российские предприятия, среди которых значатся представители или дочерние компании производителей энергосберегающего оборудования, а также фирмы, которые занимаются сбытом этого оборудования.
Нельзя обойти вниманием и зарубежные компании, которые также выходят на рынок энергосервиса. Например, дочернее предприятие итальянской компании EDF Fenice, ООО «Фениче Рус», вместе с АвтоВАЗом реализует ряд больших проектов, в числе которых значится проект по модернизации освещения. Он рассчитан на 10 лет, в эксплуатацию оборудование вводится в 2014 году. Энергосберегающий эффект этого проекта составил 14900 МВт-ч в год. Подробнее — http://www.fenicerus.ru/ru/node/269.
Энергосервисная фирма ГПБ-Энергоэффект также реализует крупные проекты. Например, в 2013 году компания восстановила 16 котельных в Нижнем Новгороде, общая мощность которых составила 200 Гкал в час. Контракт стоит больше 2 миллиардов рублей, так что его можно уже сейчас назвать самым крупным в истории энергосервиса. Подробнее - http://www.gpb-ee.ru/projects/ и http://www.s-kon.ru/uploads/media/3_june_2014/GPB%20Energoeffekt%202014%2006%2003.pdf.
Модернизация систем освещения - это, пожалуй, одно из самых перспективных направлений энергосервиса. И объясняется эта тенденция не только высоким удельным весом систем освещения в потреблении энергии компаниями и предприятиями. Причина кроется и в наличии на рынке самых современных осветительных систем на основе светодиодов.
Светодиодные светильники и лампы в 8-10 раз меньше потребляют энергию, чем стандартные лампы накаливания и на десятки процентов меньше, чем осветительные приборы с газоразрядными лампами. Ещё одно преимущество - высокий срок службы. Светильники энергосберегающие работают в несколько раз дольше, чем устройства с газоразрядными лампами. Кроме того, такое осветительное оборудование на протяжении всего срока эксплуатации не требует обслуживания или ремонта.
Именно поэтому светильники энергосберегающие используются на объектах с высокими требованиями, где необходимо бесперебойное и надёжное освещение в суровых или экспериментальных условиях. К таким можно отнести осветительное оборудование компании «АтомСвет». От продукции конкурентов его отличает уникальная оптическая система, обеспечивающая светильникам минимальные потери света, максимальную пыле- и влагозащиту, вибрационную стойкость и высокую ударопрочность.
Промышленные светодиодные светильники имеют очевидные преимущества, а потому считаются незаменимым оборудованием при реализации энергосервисных контрактов. Об этом говорит и тот факт, что всё больше компаний-производителей светодиодных светильников предлагают сегодня услуги энергосервиса. В будущем это направление обещает стать одним из самых перспективных как для клиентов, так и для самих компаний, которые производят энергосберегающее уличное освещение.