Интервью с Малиновским А.В.

Экспертная секция «Энергетические обследования» начала свою работу. Интервью с Председателем секции.

2 марта 2012 г. состоялось первое заседание экспертной секции «Энергетические обследования» при Председателе Комитет Госдумы по энергетике. Председателем секции избран Президент МАЭН Малиновский Александр Викторович. Многие возникающие с энергоаудитом проблемы растут от несовершенства законодательства и его неоднозначного понимания. Руководитель сайта «Портал-Энерго.ru» Коваль С.П. обратился с просьбой к Малиновскому А.В. об интервью. Мы знакомим посетителей сайта с ответами на заданные вопросы.

Уважаемый Александр Викторович! 2 марта состоялось первое собрание экспертной секции «Энергетические обследования» Рабочей группы законодательных инициатив при Председателе Комитета Госдумы по энергетике. Почему потребовалось выделение энергоаудита в качестве отдельного предмета анализа для экспертов?

Хотелось бы начать с того, что в настоящий момент проблемы энергоэффективности, в целом, носят системный характер. Энергоэффективность предполагает собой комплексное решение проблем деятельности предприятия (объекта, учреждения) с точки зрения экономии топливно – энергетических ресурсов, безопасности, экологии и т. д. по всем аспектам – от оптимизации договоров на энергоснабжение до изменения технологических процессов. Только это позволит достичь требуемых показателей энергоэффективности экономики Российской Федерации. Сейчас все эти проблемы рассматриваются порознь, что не дает возможности достичь требуемого экономического эффекта. Энергоаудит призван интегрировать все аспекты в единую систему для обеспечения оптимального энергосбережения объекта с учетом всех влияющих факторов.

Это в идеале. Но сейчас получается, что с одной стороны, конкретные требования Федерального Закона №261-ФЗ о проведении обязательных энергетических обследований должны быть выполнены, а с другой, отсутствует финансирование этих работ и ответственность за их не выполнение. Это влечет за собой последствия в виде формального проведения энергетических обследований, низкого качества работ и невозможности обеспечения комплексного подхода к энергосбережению.

Усугубляет проблемы очевидная необходимость корректировки форм энергетического паспорта в принципе, а также очень медленная регистрация уже сейчас разработанных энергоаудиторами энергетических паспортов. С учетом того, что к концу 2012 года их объем возрастет в сотни раз это приведет к срыву сроков проведения энергетических обследований, установленных законом.

Все это, а также и многое другое требует оперативного внесения изменений в нормативно – правовую базу проведения энергетических обследований и энергоэффективности в целом. Созданная секция позволит решить эту задачу.

В чем Вы видите миссию экспертной секции энергоаудиторов при комитете по энергетике Госдумы и какие первоочередные задачи Вы планируете для консолидированной деятельности экспертов по энергоаудиту в Госдуме? Каким образом будет формироваться состав экспертов?

Миссия секции «Энергетические обследования» – в приведении работ по энергетическим обследованиям в систематизированный вид для обеспечения качества и полноты обследований в надлежащие сроки, с надлежащим качеством в едином нормативно – правовом поле.

Считаю что первоочередные задачи – это изменение формы и статуса энергетического паспорта, разработка рекомендаций по определению стоимости энергетических обследований, а также внесение конкретных требований к подготовке энергоаудиторов, стандартам и правилам проведения энергетических обследований.

Формирование состава экспертов секции – это процесс, в основном, неформальный. При отборе экспертов учитываются технические аспекты их деятельности и опыт, ну и конечно, политические мотивы. Главное – создается реально работающая секция.

Энергоаудит, деятельность которого обеспечивается на основе саморегулирования, еще практически не сформировался. Тем не менее, уже накопилось немало противоречий и различных предложений по его дальнейшему развитию и применению. Каким образом экспертной секцией энергоаудиторов будут рассматриваться альтернативные варианты решения проблем и организована деятельность экспертов, которые отстаивают различные варианты разрешения противоречий и развития?

Я думаю, коренных противоречий удастся избежать. Сейчас уже становится понятно, как и что надо доработать, чтобы выправить ситуацию. Могут быть отдельные разногласия – но они будут решаться путем обсуждения, юридических консультаций, согласований в федеральных органах исполнительной власти, торгово-промышленной и общественных палатах.

В последнее время звучит критика принятой концепции об обязательности энергоаудита в бюджетных организациях, на объектах энергетики, на объектах со значительным энергопотреблением. В еще большей степени подвергается критике требование законодательства об обязательности представления энергопаспортов в Минэнерго. Не нуждается ли действующее законодательство в изменении этих норм?

Нуждается. Причем, я считаю, в бюджетных организациях проводить необходимо в обязательном порядке, также как и на объектах энергетики и на объектах со значительным энергопотреблением. Разница должна быть в объемах проводимых работ, соответственно их стоимости, ну и, конечно получаемых результатах. Паспорта должны быть разные. Мероприятия – комплексные и конкретные. По мероприятиям, приводимым в отчетах и энергетических паспортах необходимо создать базу данных энергосберегающих мероприятий, которые могут быть использованы в качестве типовых на объектах этого типа. Сейчас все не так.

По поводу регистрации в Минэнерго России паспортов сказать однозначно сложно. Сейчас уже работает вся эта нормативка и «корчевать» ее сложно. Да и неблагодарное это дело. Думаю разумным разработать и внести законодательную инициативу о передаче части функций министерства компетентным организациям (организации), на основании положительного заключения которых (которой) минэнерго проводило-бы регистрацию. То, что сейчас делается в СРО, все равно перепроверяется в министерстве и эти проверки подтверждают свою необходимость из-за ненадлежащего качества проведения работ.

Бурный рост количества энергоаудиторов не сопровождался качеством энергоаудита. Ко мне обращались за советом как по-быстрому можно стать энергоаудитором для того, что бы оформлять по 2-3 энергопаспорта в день. Какого энергоаудитора можно назвать профессионалом? Кто и что может свидетельствовать необходимый профессионализм энергоаудитора? Имеется ли возможность зафиксировать это на законодательном уровне?

Профессиональная энергоаудиторская организация – это, прежде всего, подготовленные люди, собственный приборный парк и опыт. К тому-же, нужно понимать, что и как происходит при проведении энергетических обследований. И как происходит регистрация энергопаспортов. Подавляющее большинство заказчиков этого не знают и пользуются такими услугами. Понятно, что ни к чему хорошему это не приводит.

Подтвердить необходимый профессионализм энергоаудиторской организации может, в простейшем случае СРО, в котором энергоаудиторская организация является членом. А вообще, считаю возможным внести законодательную инициативу об обязательном подтверждении соответствия энергоаудиторской организации требованиям системы добровольной или обязательной сертификации, специализированной в области энергоэффективности. Думаю, что мы будем предлагать обязательную сертификацию.

В любой экономической деятельности главное лицо – потребитель, интересы которого нуждаются в защите. В защите потому, что по определению, потребитель в меньшей степени профессионал, чем тот, кто его консультирует или обеспечивает аудит. По крайней мере так должно быть. То, что есть сегодня, председатель Комитета по энергетике Госдумы охарактеризовал как «бюрократическая профанация». Какие меры Вы рекомендовали бы предпринять для того, что бы потребитель был заинтересован, видел смысл в настоящем энергоаудите и что бы он получал настоящий энергоаудит?

Основная мера, по-моему, это изменение статуса энергетического паспорта. Это нужно для того, чтобы предприятиям, проводящим энергосберегающие мероприятия можно было законно и обоснованно получать налоговые, тарифные и др. льготы. Кроме того, мероприятия, заложенные в энергопаспорт станут основой проведения работ по энергосервису. Так как в нем отображаются затраты на внедрение энергосберегающих мероприятий, размер экономического эффект, сроки проведения работ. И по-большому счету в паспорте уже будет заложен механизм реализации энергосервисных мероприятий по рассчитанным и подписанным заказчиком цифрам.

На основании этого, я думаю, заказчику будет выгодно проводить энергоаудит.

Какую роль энергоаудит должен играть в экономической и финансовой деятельности организации? Может ли энергоаудитор в одном лице сочетать все необходимые от него потребителю качества: профессиональные навыки энергетика, юриста, экономиста, бухгалтера, инженера, специалиста по менеджменту? Нуждается ли в уточнении определение энергетические обследования и энергоаудит?

Энергоаудит - это инструмент оптимального снижения затрат на потребляемые топливно – энергетические ресурсы. Энергоаудиторская организация, несомненно, должна иметь в своем штате энергоаудиторов разной направленности – тепловиков, электриков, технологов, экономистов, бухгалтеров и юристов. Только так можно добиться комплексной реализации энергосбережения на предприятии (объекте, учреждении).

Сам термин, мне кажется, требует не уточнения, а единой для всей страны трактовки. Это, как раз самое главное.

Институт саморегулирования призван обеспечить ответственность и объективность энергоаудита. Сейчас зарегистрировано 130 СРО энергоаудиторов. Действующее законодательство разрешает провести проверку деятельности СРО через три года после регистрации. Большинство СРО в возрасте до года. В какой мере они профессионально состоятельны и их деятельность объективна? Что нужно предпринять для того, что бы саморегулирование в сфере энергоаудита выполнило свою роль обеспечения профессионализма энергоаудитора и защиты прав потребителя?

Думаю, что сегодня не более десятка СРО в области энергетического обследования действительно профессиональны. Про объективность говорить вообще не приходится. Сейчас они все – заложники сложившейся практики, когда существует проблема с работой, оплатой членских взносов, отсутствием внятной процедуры приемки паспортов и т.д. Им приходится хитрить, чтобы выжить.

Вся вышеописанная деятельность секции направлена на снятие существующих проблем и мотивацию всех участников процесса, обеспечения профессионализма энергоаудитора и защиты прав потребителя.

В течение ближайших двух лет должны быть проведены практически все обязательные обследования и должен быть обеспечен «информационный срез» эффективности энергопользования. Это порядка полутора миллионов объектов обследования. Многие энергоаудиты делаются «для галочки» с целью получения энергопаспорта. Какова вероятность получения объективной картины, пригодной для планирования?

Если говорить о срезе результатов проведения энергетических обследований, то, судя по всему, отчетность будет, мягко говоря, недостоверной. Но обнародование таких данных идет, несомненно, в соответствии с данными из регионов, отраслей, предприятий, поэтому, в общем, срез будет достоверным. Но не на основе энергоаудитов.

Что бы Вы пожелали для всех нас в сфере энергетических обследований и как это обеспечить?

Я пожелал - бы порядка в делах и, самое главное, увидеть результат своей деятельности в натуральном и денежном выражении.

30.03.2012 20:11  |   

«Энергетические обследования»

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →