Теплышев В.Ю. Об энергосервисе, бизнесе и законодательстве.

«Правильно организованный энергосервис может стать основой для качественной реализации государственной программы энергоэффективности, определенной как наиболее приоритетная задача ближайших лет.»



Уважаемый Вячеслав Юрьевич! 23 марта Вы были избраны руководителем
экспертной секции "Системные технологии энергоучёта, энергосбережения
и энергетического сервиса>>, деятельность которой будет осуществляться
при Комитете Госдумы по энергетике. Что Вы имеете в виду в
формулировке наименования секции? Какую проблематику для работы секции
Вы видите на обозримый период?

В.Ю. ТЕПЛЫШЕВ:

- В наименовании экспертной секции "Системные технологии энергоучёта, энергосбережения и энергетического сервиса» выражено наше понимание важности инновационных подходов к осмыслению проблематики энергосбережения. Без системности, без комплексности подхода к энергосбережению и энергосервису добиться каких-либо значимых результатов не получится. Это доказано практикой и доказано убедительно.

Что касается проблематики работы секции, то хотел бы начать с того, что в условиях формирования в нашей стране новой архитектуры энергосбережения и повышения энергоэффективности в связи с выходом Федерального закона №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…" значительно возрастает роль энергосервиса. На наш взгляд, именно развитие рынка энергосервисных услуг является одним из существенных условий, обеспечивающих возможность рационального и эффективного энергопотребления в нашей стране. И именно правильно организованный энергосервис может стать основой для качественной реализации государственной программы энергоэффективности, определенной как наиболее приоритетная задача ближайших лет.

Вместе с тем, реальной оценки энергетического сервиса в формате обязательных компонентов энергоэффективности по большому счёту нет. Преобладает упрощённое понимание термина "энергосервис" как оказание специфического вида мелких услуг. А ведь энергосервисные компании или ЭСКО это по самой своей сути структуры не только коммерческие, но и инновационные. Их отличительная особенность состоит в том, что ЭСКО получает доход не за проделанную работу или оказанные услуги, а за результативность своих проектов. И это выделяет их из всех современных коммерческих институтов.

Неразвитость энергетического рынка в настоящее время оказывает также влияние на прозрачность экономических отношений между поставщиками и потребителями энергоресурсов, что весьма актуально в свете перманентного повышения тарифов и цен на энергоносители. По этой же причине у нас не обеспечивается в должной мере доступность информации о количестве и качестве поставляемых энергоресурсов. Эти проблемы также будут в центре внимания экспертов, работающих в нашей секции.

В целом же работа секции ориентирована на всемерное содействие формированиию российских технологий энергоэффективности, на поддержку приоритетного развития отечественного производства энергосберегающего оборудования, систем и приборов. Профессиональная оценка как и профессиональная поддержка со стороны экспертного сообщества, как нам представляется, будет способствовать реализации актуальных задач в сфере повышения энергоэффективности. И поскольку секция действует в рамках Рабочей группы законодательных инициатив и поддержки предпринимательства, то, естественно, что в первую очередь наша работа будут касаться сферы законодательства, нормативно-правовых актов, связанных с энергосбережением.

Понятно, что у нас здесь имеются определённые приоритеты, которые выражены, в том числе, и в наименовании секции. Мы будем стремиться к тому, чтобы в правовых новациях, в законодательных инициативах было отражено наше видение того, что будет наиболее эффективно способствовать развитию системных технологий энергоучёта, энергосбережения и энергетического сервиса. На первом заседании экспертной секции мы даже кратко сформулировали приоритетные направления этой работы. Назову только некоторые их них:

  • Разработка мер по устранению препятствий на пути предпринимательской деятельности в области энергосбережения и энергосервисного рынка.
  • Инициирование законодательных предложений по созданию режима наибольшего благоприятствования для развития специализированного бизнеса в сфере повышения эффективности использования энергоресурсов, а также развития энергосервисных услуг, отвечающих как интересам предпринимательских кругов, так и населения.
  • Организация взаимодействия с заинтересованными органами государственной власти и местного самоуправления для консолидации усилий, направленных на становление российского рынка энергосервисных услуг и внедрение отечественных энергоэффективных технологий, ориентированных на снижение энергозатрат.
  • Оказание поддержки в становлении и развитии специализированных энергосервисных компаний (ЭСКО) - многопрофильных коммерческих структур, предоставляющих широкий спектр энергосервисных услуг, включая инвестиционное обеспечение работ по энергоресурсосбережению.
  • Содействие практической реализации федеральных, региональных и муниципальных программ по энергосбережению и повышению эффективности использования энергоресурсов.
  • Участие в разработке условий и инструментов для внедрения прогрессивных инновационных технологий, материалов и оборудования, способных в короткие сроки обеспечить повышение эффективности использования энергетических ресурсов.
  • Оказание содействия деятельности, направленной на повышение уровня управленческих решений в сфере повышения энергоэффективности, на построение и оптимизацию эффективной системы энергоменеджмента, на оздоровление делового климата и установление цивилизованных деловых стандартов.
  • Содействие разработке правил и стандартов деятельности на рынке энергосервисных услуг и работ по повышению эффективности использования энергоресурсов и энергосбережения в качестве одного из существенных условий, обеспечивающих возможность рационального и эффективного энергопотребления.
  • Поддержка деятельности по изучению, анализу и распространению информации по проблематике энергосбережения, разработке соответствующих рекомендаций по развитию рынка
    • Поддержка института саморегулирования энергосервисной деятельности

Нам представляется важным, чтобы эта проблематика нашла своё отражение как в законодательных инициативах, разрабатываемых под эгидой Комитета Государственной Думы по энергетике, так и в нормативно-правовых актах правительственных структур, связанных с реализацией положений Федерального закона №261 «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности…». И это то, чем мы планируем заниматься в ближайшее время и, думаю, что и в обозримый период.


Во всем мире развито лоббирование интересов компаний при работе с
органами власти. В большинстве случаев это приносит пользу обществу,
поскольку при лоббировании продвигаются самые передовые технологии и
решения, что способствует прогрессу общества. Бывает и иначе. Каким
образом должна осуществляться лоббистская деятельность в нашей стране
для того, что бы эта деятельность соответствовала интересам общества и
технического прогресса?

В.Ю. ТЕПЛЫШЕВ:

- Я бы всё же предпочёл вести речь не о лоббировании (каким бы цивилизованным оно ни было) отдельных компаний, а о защите законных интересов отрасли. Не готов рассуждать о других сферах деятельности, но энергосервис, как отрасль нашего народного хозяйства, в такой защите, безусловно, нуждается. При этом мы не говорим о преференциях, льготах или привилегиях. Значительно важнее создание благоприятного климата для становления и возмужания того сектора, который жизненно необходим для развития экономики страны и который, на наш взгляд, является определяющим в обеспечении задачи повышения энергоэффективности – одного из государственных приоритетов, как минимум, ближайших лет.

В этом плане работа нашей секции – это работа своеобразного «коллективного лоббиста», использующего как формальные методы - разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление необходимой информации, и т.п., так и неформальные - организация и проведение конференций, «круглых столов», использование личных связей с целью донести до законодателей и властных структур информацию о волнующих людей проблемах и о том, как любой предлагаемый закон будет воздействовать на них. То есть всё поверять интересами общества.

Вы возглавляете группу компаний, поставляющих приборы и системы
учета энергоресурсов, Вы являетесь Президентом первой и пока
единственной в стране СРО энергосервисных компаний, при этом Вы
Вице-президент Академии Бизнеса и Предпринимательства. Как Вы
расцениваете состояние организации энергосбережения в стране на
сегодняшний день?

В.Ю. ТЕПЛЫШЕВ:

- К сожалению, несмотря на принятые в последние два-три года законодательные и иные меры, ожидаемого чуда повышения энергоэффективности в целом не происходит. Не претерпевает серьёзных изменений масштаб потребления энергоресурсов, да и характер и качество энергосервисных услуг остаются на прежнем уровне.

Удручает то, что в сфере энергосбережения до сих пор не сформирован достаточно благоприятный инвестиционный климат. А если нет предпосылок для развития бизнеса, то, как следствие, отсутствуют и частные инвестиции, которые могли бы стать одним из главных механизмов повышения энергоэффективности. Не просматриваются также ясные и четкие стратегии инновационно-технологического развития отдельных подсистем этой области. Не выстроена система приоритетов и на уровне субъектов Федерации. В подавляющем большинстве случаев в региональных программах энергосбережения не прописан алгоритм реализации заявленных мер.

А это крайне важно. Задачи энергосбережения могут быть поставлены на федеральном уровне, однако их практическая реализация возможна только на уровне поселений, муниципальных образований и городов. Тем не менее, скоординированной многоуровневой системы программ: муниципальное образование - регион - федерация также не было создано. В результате мы имеем то, что имеем.

В частности, отсутствуют благоприятные условия для развития энергосервисного бизнеса в жилищной и бюджетной сферах. Реализация потенциала повышения энергоэффективности, составляющем в этих секторах едва ли не половину всего потенциала повышения энергоэффективности экономики страны, требует формирования реальных и вполне конкретных механизмов и инструментов, которые были бы способны изменить ситуацию к лучшему.

Пока же осуществление положений ФЗ № 261 «Об энергосбережении…, касающихся этой сферы, в лучшем случае сводится к установке приборов учёта ресурсов в многоквартирных домах и в зданиях бюджетного сектора, хотя и здесь существуют серьезные проблемы, что привело к срыву определенных законом сроков установки этих приборов.

На мой взгляд, по-настоящему не задействованы мотивационные и стимулирующие механизмы энергосбережения. Та же энергосервисная деятельностьв законотворческой работе и решениях властных структур пока ещё плохо вписывается в систему правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.



Во всем мире деятельность по повышению энергоэффективности является
доходным и надежным бизнесом, в который банки охотно вкладывают
средства. В нашей стране госпрограммой повышения энергоэффективности
планируется, что около 90 % финансирования проектов энергосбережения
должно производиться из внебюджетных источников, то есть на частные
инвестиции. Как Вы считаете, наше законодательство в полной мере
решило вопросы защиты инвестиций в энергосбережение? Если нет, то
какие проблемы необходимо решить в первую очередь для того, что бы
процесс, что называется, пошел?

В.Ю. ТЕПЛЫШЕВ:

- Эти проблемы не только не решены в полной мере, но, по моему глубокому убеждению, даже ещё законодательно и не обозначены.

Инвестиции в энергосбережение предполагают, как правило, долгосрочный характер. Их окупаемость порой составляет десятки лет. И потому, конечно, крайне важно, чтобы инвестор был вполне уверен, что с приходом нового главы района или муниципального образования вложенные в энергосберегающие проекты средства не пропадут втуне.

Разработка механизма защиты такого рода инвестиций крайне актуальна. Прежде всего, должны быть сняты все бюрократические препоны, налоговые и бюджетные риски, связанных с возвратом полученной экономии в результате исполнения энергосервисных договоров. Максимальный срок действия таких договоров необходимо увеличить. Организации, успешно реализующие энергосберегающие программы, должны получить право направить средства от экономии энергоресурсов на компенсацию понесённых затрат и поощрение работников. Я поддерживаю звучавшие уже предложения об установлении налоговых льгот и объёмов финансирования энергопотребления для таких организаций на пять лет.

Для правильной организации всех процедур, связанных с защитой инвестиций в энергосбережение, необходимо также введение практики доказательного мониторинга экономии денежных средств после внедрения энергоэффективных проектов, установление правил бухгалтерской проводки получаемой экономии, её дифференцированного учета и аккумуляции, и принятие правил, подкреплённых правовыми нормами, по определению периода начисления экономии, разделу денежных средств, полученных от реализации таких проектов, ...

Устранив неопределённость предмета экономии в результате энергосберегающих мероприятий, предоставив надежные гарантии по возврату вложенных средств, мы создадим необходимые стимулы для активизации работ по повышению энергоэффективности и появлению заинтересованных инвесторов.

Хотел бы в этой связи внести оптимистическую нотку в нашу беседу, поскольку именно тема нормативного подкрепления перевода экономики страны на энергоэффективный путь развития была выбрана первой среди многих других важных тем для обсуждения на заседании «круглого стола» обновлённым составом Комитета Государственной Думы по энергетике, сформированным из депутатов Госдумы шестого созыва,. Значит, депутатский корпус осознает глубину и важность проблемы. И это настраивает нас на хороший лад.

Вы возглавляете первое и единственное в стране СРО энергосервисных
компаний, в состав которого входит 111 организаций. Очевидно, что
интерес к этому виду деятельности очень велик и компании готовы брать
на себя коллективную ответственность за результаты работ по
энергосбережению, создав СРО. В то же время количество заключенных
сегодня <<настоящих>> энергосервисных контрактов не много. Почему так
происходит?

В.Ю. ТЕПЛЫШЕВ:

- А что Вы понимаете под «настоящими» энергосервисными контрактами?.. Если те, что являются калькой с зарубежных образцов, то они были обречены уже на начальной стадии, поскольку в них – и это понятно – не учитывались реалии нашей страны и нашего времени. Мы только что говорили о важности защиты инвестиций в энергосбережение, о гарантиях для инвестора возврата вложенных в осуществление энергоэффективных проектов средств. Это одна из причин того, что энергосервисный рынок пока не может выйти из пеленок и начать самостоятельно развиваться. Но есть и другие.

Хотел бы в этой связи вернуться к теме энергосервиса, о которой сегодня много раз упоминалось, но которая от этого не становится менее значимой. На сегодняшний день существует недооценка роли энергосервиса в том числе и в модернизации экономики страны, в её скорейшем переводе на инновационно-энергоэффективный путь развития.

Энергосервис завершает процесс подготовки энергосебережения и в то же время перманентно продолжает его. Но эта, завершающая, стадия энергосберегающих процедур как раз и выпала из поля зрения властных структур. Отсутствие должного результата, малая эффективность проводимой реформы, порой, бессмысленность капиталовложений в этой сфере не в последнюю очередь связана с отсутствием комплексного подхода к решению проблемы, с незаконченностью процесса в целом.

Развитие энергосервисного рынка, внимательное и заинтересованное отношение к проблемам становления на российской экономической почве энергосервисных компаний создаст полноценный алгоритм энергоэффективности. ЭСКО призвана стать обязательным и, безусловно, необходимым участником системы отношений поставщика и потребителя энергоресурсов, который обеспечивает баланс разнонаправленных интересов субъектов этой системы.

Будучи многофункциональной коммерческой структурой, энергосервисная компания в состоянии обеспечить учёт, контроль и оптимизацию энергопотребления и при этом взять на себя роль арбитра в непростых отношениях между сторонами, интересы которых диаметрально противоположны. Обеспечивая эффективное потребление энергоресурсов, ориентируясь на технологии рационального их расходования, ЭСКО прежде всего защищает интересы потребителя (покупателя) ресурсов, но в то же время способна объективно оценить ситуацию, поскольку располагает необходимыми для этого инструментами, а в качестве аргументов использует техническую и программную аналитику, результаты учёта, конкретных расчётов и необходимый архив событий из базы данных автоматизированных систем учёта.

Структуры управления и обслуживания жилищного фонда, например, осуществляющие хозяйственные функции, не могут взять на себя эти задачи. Более того, они чаще всего не в состоянии даже организовать полноценные и эффективные подразделения по реализации тех услуг, которые может предоставить энергосервисная компания, предлагающая жизнеспособные технологии контроля за процессом энергосбережения, учёта и анализа потребляемых ресурсов, конкретные технические решения по сокращению сверхнормативного тепло- и водопотребления, а также (при необходимости) устранения недотопов (перетопов) в ходе отопительного сезона, реальные стимулы и инструменты для энергосбережения и экономии ресурсов.

Более мощные по своему производственному и финансовому потенциалу теплоснабжающие организации или муниципальные учреждения даже юридически неправомочны контролировать отношения потребителя и поставщика энергоресурсов, поскольку речь идёт о коммерческих интересах сторон. Совершенно очевидно, что проведение прямых расчётов за тепловую энергию вызывает необходимость участия третьей стороны, которая осуществляет как энергосервисные функции, так и административно-правовой интерфейс взаимодействия продавца и покупателя ресурсов.

Задача - вписать энергосервисную деятельность в систему правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. И тогда, говорю это с полной уверенностью, можно будет ожидать множества заключенных и реализованных энергосервисных контрактов.


<<Новый>>, 261, закон <<Об энергосбережении ...>> с его
административной направленностью уже вызвал шквал справедливой критики.

Как оказывается, делать ставку только на административное управление
бесперспективно. В то же время стихийное развитие в сфере реализации
государственного приоритета <<Энергоэффективность>> грозит
непредсказуемыми последствиями. Как Вы считаете, каким образом можно
сбалансировать эффективность бизнеса и направленность
административного управления при запланированном повышении
энергоэффективности в нашей стране?


В.Ю. ТЕПЛЫШЕВ:

- Для решения этих проблем необходимо повысить эффективность координации между различными ведомствами и организациями, создать современную систему оценки социально-экономических результатов проводимых модернизационных мероприятий, программ и проектов. Только консолидация усилий всех субъектов энергетического рынка: от производителей и поставщиков до потребителей энергоресурсов – позволит добиться быстрейшего перевода экономики на энергосберегающий путь развития.

А масштабный эффект от реализации любой инновационной модели в сфере повышения энергоэффективности возможен лишь в том случае, если реализуемые меры будут носить системный и целенаправленный характер. Чтобы соответствовать вызовам времени, все этапы модернизации должны являться элементами единой и согласованной стратегии, определяемой совместно ключевыми участниками энергосервисного рынка и представителями государственных структур.

По-прежнему актуальными для нашего государства остаются задачи создания консолидированной системы управления энергосбережением, объективной экспертизы программ и проектов повышения энергоэффективности, устранения препятствий на пути предпринимательской деятельности в области энергосбережения, созданию режима наибольшего благоприятствования для специализированного бизнеса.

Сегодняшнее состояние дел в сфере повышения энергоэффективности с неизбежностью требует новых подходов и новых управленческих решений. Как со стороны специализированного бизнеса, так и со стороны административного управления. И только идя по этому пути, можно надеяться на успех государственного приоритета «Энергоэффективность».

Большое спасибо Вам, Вячеслав Юрьевич, за подробные ответы на вопросы.

22.04.2012 20:51  |   

«Системные технологии энергоучёта, энергосбережения и энергетического сервиса»

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →