Депутат Иван Грачёв: Все будет зависеть от изменений в законах, которые в марте пройдут через Комитет по энергетике
Реформа электроэнергетики, началась у нас, напомним, с разделения. Магистральные сети перешли под контроль Федеральной сетевой компании (ФСК), распределительные сети были собраны в МРСК (Межрегиональные распределительные сетевые компании). Делили ради создания свободного рынка электроэнергии.
Потом, перед выборами, будущий президент решил сам убедиться, что там у нас с реформой. Выяснилось главное: деньги в офшорах. А изношенность сетей дошла до 70 процентов.
Реформа, в общем, дала результат.
После этого, казалось бы, всё двинулось ровно в обратную сторону: на сей раз ФСК объединяется с «Холдингом МРСК», переименованным в ОАО «Российские сети». Акции относительно благополучной компании, по сути подконтрольной государству, вливаются в компанию, чьи производственные и финансово-экономические показатели сильно отстают.
И вот что примечательно. Минэнерго теперешнее «укрупнение», вместо прежнего «разукрупнения» - без запинки назвали продолжением той же реформы электроэнергетики - это чётко мы услышали из уст самого министра Александра Новака, недавно участвовавшего в расширенном заседании Комитета Госдумы по энергетике.
Думается, министр знает, что говорит.
Чтобы получить более ёмкое представления о происходящем, мы обратились к председателю Комитета Госдумы по энергетике Ивану Грачёву.
- Иван Дмитриевич, невольно приходишь к выводу о скрытой, очень жёсткой борьбе. И уже не думаешь, что всё меняется по мановению президента. В СМИ сейчас, кстати, вновь сгустили ореол вокруг Сечина, который якобы стремится всем управлять. А противостоят ему, конечно, рыцари, отстаивающие свободный рынок…
- На самом деле, причина вовсе не в Сечине, вообще не в ком-то персонально. Просто, когда выдвигаются, который год подряд, абсолютно дурацкие идеи, типа замены независимыми директорами представителей министерств и ведомств в акционерных обществах, где доминирует государство – этому кто-то должен противостоять. Ну какой хозяин сделал бы подобную штуку? И в конкретном случае, в электроэнергетике, куда логичней было взять за основу компанию, которая неплохо управляется, чьи экономические показатели значительно лучше - тогда задача бы сразу решалась.
- Имеете в виду ФСК?
- Да, конечно. Была бы нормальная централизованная система управления. Но де-факто это означало признание абсолютного провала реформы. На это идти не хотят, продолжается, по сути, то, что имело место во времена Чубайса и Кудрина. Соответственно, они предлагают решение, которое существенно сложнее в технологическом и управленческом плане - ФСК как единица переходит в «Холдинг МРСК», и дальше над ними образуется некая управляющая компания «Российские сети».
- То есть, по сути, главным в этом тандеме становится всё-таки МРСК, хотя ещё летом всё было наоборот. А осенью, помнится, министр Александр Новак вообще заявлял, что никакого объединения не будет …
- Во что это всё выльется – будет зависеть от изменений в законах, которые в марте пройдут через наш комитет, и затем должны «голосоваться» в думе. Существенное значение будет иметь не только позиция тех, кто работает в министерстве, но и тех, кто отвечает за эту отрасль, и худо-бедно поддерживает ее в рабочем состоянии. Надеюсь, отстаивать свою позицию они будут твёрдо. Надо исходить из сугубо управленческих и технологических соображений, и всё централизовать предельно просто.
- Вряд ли в реформу электроэнергетики изначально были заложены эти два противоположных процесса – дробление, а потом вновь, через пять лет – слияние…
- Нет, конечно. Именно итоги либерализации, заставили, вопреки противостоянию, всё вновь пересматривать. А итогом, как мы знаем, было значительное ухудшение положения промышленных предприятий и бюджетных параметров регионов. Хуже всех пришлось малому и среднему бизнесу. Доходило ведь до абсурда: плата за техническое присоединение потребителей давала некоторым компаниям МРСК до половины их годовой выручки.
Эффект обратной связи привёл к ухудшению финансового положения и самой электроэнергетики, из-за критического увеличения долгов на оптовом рынке и перед сетевыми организациями. За один только год по предприятиям ЖКХ почти на 17% выросла задолженность за потреблённые топливно-энергетические ресурсы – премьер Медведев на совещании сам озвучил цифру в 100 миллиардов рублей…
- Пересмотр в основном начался с проверки Путиным электроэнергетики. Только выводы какие-то странные, опять идеология довлеет над здравым смыслом...
- Пересмотр начался раньше, ещё в 2008 году, когда принялись возвращать в собственность госкомпаний ТЭЦ и ГРЭС. А после проверки Путина выяснилось, что основная часть прибыли через разные схемы вывозится из страны. И сделали два вывода. Первый - с реформой что-то не так, и второй - что надо подключить правоохранительные органы и разобраться. Первый вывод правильный, а второй – совсем далёк от истины.
- Но почему?
- Потому что нормальный управленец, если у него на каждом объекте происходит что-то неправильное – он должен искать исходное неверное управленческое решение. Если бы воровали на 5 или 10 процентов – это как бы «нормальная» практика воровства в среднем стране. А если такое на каждом объекте – значит дело в изначально неверных решениях. Исправить это положение можно и без насилия, используя рыночные механизмы – отбирать у тех, кто не вкладывает, из пакетов акций. Если это тебе не выгодно, а государство всё равно вкладывает, потому что людям нужны тепло и электричество - то ежемесячно, или ежегодно, по крайней мере, оно должно переписывать акции в свою пользу. Подняв все данные по инвестициям, можно в достаточно короткие сроки привести систему в нормальное состояние. И это будет справедливо. Особенно по отношению к тем, кто смотрит на доставшуюся им собственность, как тургеневский Базаров на женщину: «Какое тело богатое, хоть сейчас в анатомический театр!..»