В Государственной Думе Федерального Собрания РФ 27 февраля 2014 года Комитетом по энергетике был организовано расширенное совещание на тему: «Итоги и перспективы применения социальных норм по потреблению электроэнергии в регионах».
Вел заседание председатель Комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев. На совещание были приглашены Депутаты Госдумы, представители министерств, корпораций, Общественной Палаты РФ, бизнес-сообществ, представители регионов. В работе совещания принял участие эксперт Консультативного Совета, заместитель руководителя РГ Общественной Платы РФ Михаил Байзаков.
Напомним, что пилотные проекты по введению социальной нормы потребления электроэнергии с 1 сентября 2013 года реализуются, согласно ПП РФ от 22.07.2013 № 614, в Забайкальском крае (65 кВт на 1 человека), Красноярском крае (75 кВт), Нижегородской области (50 кВт), Владимирской области (50 кВт), Ростовской области (96 кВт), Самарской области (150 кВт) и Орловской области (150 кВт).
На территории остальных субъектах Российской Федерации введение социальной нормы потребления электроэнергии планируется осуществить с 1 июля 2014 года. Вместе с тем, в адрес Государственной Думы ФС РФ, Общественной Палаты РФ, депутатам, поступают многочисленные обращения с просьбами целесообразность введения этих социальных норм. По разным оценкам потребление населения электроэнергии в энергобалансе страны составляет не более 10-12 %, вследствие чего экономические выгоды от введения социальных норм потребления представляются сомнительными.
На совещании было заявлено, что представители Орловской, Ростовской, Нижегородской и Мурманской областей в своих оценках дали в целом отрицательную оценку применения социальной нормы потребления электрической энергии. Выступающие на совещании также не выразили оптимизма при введении социальных норм на территории России.
На совещании было предложено три варианта развития событий с социальной нормой: 1 отложить вопрос года на два 2 - передать решение этого вопросы в регионы, 3 - совсем отказаться от социальных норм. В пользу введения социальных норм потребления приводились примеры введения этих норм в развитых странах и некоторых странах СНГ, например, в Украине. Имеется положительный опыт в применении социальных норм, в основном в странах, где энергия покупается из вне.
Есть и негативные последствия для нашей страны, и это для топливно-энергетической державы. Так, если следовать практики введения социальных норм, у нас разрыв от минимальной до максимальной нормы потребления составил бы 4 раза и само потребление составило бы более 20 тыс. руб. за 1 кВт. час. Еще специалисты пришли к такому выводу. Чтобы у нас социальная норма заработала, то она (норма) должна отвечать порядка 220 критериям, что сделать практически не возможно. К таким критериям относят – часовые пояса, ночь-день, широта, состав семьи, количество детей, зарплата, материал жилища и т.д.
Частично в настоящее время идет компенсация из регионального бюджета плату за свет, если сумма в платежке за него превышает 15 процентов от совокупного бюджета семьи. Напомним, что сейчас в стране уже действует правило, по которому россияне получают субсидию из региональной казны в случае, если объем платежей за ЖКХ превышает 22 процента. В итоге по повышенным тарифам будут реально платить лишь самые обеспеченные и “неэкономные” россияне. Таких должно быть не более семи процентов россиян. Эксперимент в регионах показал, что в норму могут не уложиться 20-40 процентов жителей, в том числе и малообеспеченные россияне. Например, семьи с одним или двумя детьми, пенсионеры, у которых старая энергоемкая бытовая техника. А также наниматели жилья — студенты, командированные, молодые семьи.
Приводились примеры, что сам закон об энергетике регулируется федеральным центром и логично и потребление электроэнергии должно регулироваться из центра. Вызвало сомнение, чтобы тариф на соцнорму потребления отдавать на откуп губерниям. Это вызовет раздражение местных властей, которые и так на большую энергетику влияния не оказывают и с этой соцнормой местные власти будут один на один с потребителем. Приводились доводы, что еще никак не узаконены и не установлены понятия и правила, что такое региональная энергетика, что есть муниципальная энергетика. Вместе с тем, федеральные сети хорошо прописаны в законах.
Приводились убедительные данные, что в России рано еще вводить социальные нормы потребления, так как у нас и так скромные запросы в электричестве. Так, россияне потребляет на 1 человека в год всего 935 кВт, немцы 1800 кВт, китайцы 3700 кВт, финны – 4200 кВт, американцы 4500 кВт. Еще приводились тревожные факторы, что при введении социальных норм долги за электроэнергию будут только расти. Тем самым, возможен социальный взрыв. Это при том, что у нас 12 регионов являются донорами в федеральный бюджет. Вопрос, а как быть с другими территориями.
Участники совещания предложили резервы энергопотребления, энергосбережения искать не у народа, а в госмонополиях. Так, Газпром констатировал, что у него балансовая прибыль превышает один триллион рублей и другие корпорации также, отнюдь, не бедные. У нас 1 процент населения распоряжается 35 процентами национального богатства. А народу говорят – инвестиций нет, развития нет. В общем, присутствующие на совещании в Госдуме в целом высказались за поспешность и несвоевременность введения социальных норм потребления электроэнергии.
Однако, несмотря на возражения депутатов, экспертов, постановление правительства об установлении социальных норм потребления принято 25 февраля 2014 года, № ППР- 136. Практическое введение социальных норм начинается с 1 марта 2016 года. За это время органы центральной власти и субъекты федерации должны будут отработать механизм действия социальных норм.