За некачественный энергоаудит нужно штрафовать

Анализ новых требований федерального законодательства об энергосбережении в части энергоаудита. Мнение члена Общественной Палаты Ульяновской области Александра Брагина.

Федеральное законодательство об энергосбережении, благодаря внесенным в декабре прошлого года поправкам, претерпело ряд существенных изменений в части совершенствования правового регулирования сферы обязательных энергетических обследований потребителей топливно-энергетических ресурсов. Новые положения Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» предусматривают разработку и утверждение уполномоченными государственными органами единых правил проведения энергообследования, которым должны следовать саморегулируемые организации (далее - СРО) и энергоаудиторские компании. Расширяется перечень требований к отчетной документации, составляемой по его завершению. В частности, становится обязательной подготовка не только энергетического паспорта, но также подробного аналитического отчета о проделанной работе. Его структура и содержание будут регламентированы в руководящих документах Министерства энергетики РФ в срок до 01.07.2014.

По логике законодателя, внесенные изменения направлены на предотвращение дальнейшей формальной энергопаспортизации, когда основные усилия энергоаудиторов сфокусированы лишь на корректном оформлении энергопаспорта, в ущерб должному изучению инспектируемых объектов для поиска экономически обоснованных направлений оптимизации режимов энергопотребления. Единые требования к производству энергоаудиторских работ, обязательность подготовки итогового отчета, по мнению авторов поправок, должны обеспечить повышение качества проводимых энергообследований и стимулировать энергоаудиторов и СРО к надлежащему исполнению своих обязательств.
Однако, на наш взгляд, предложенные поправки являются скорее полумерами. Успешное решение проблемы повышения качества энергообследований в значительной степени достигается путем ужесточения ответственности энергоаудиторов за неудовлетворительно выполненную работу и допускаемые нарушения. Именно из-за недостаточного уровня ответственности энергоаудиторов за результат своего труда, российский рынок за последние годы массово наводнился недобросовестными подрядчиками, что отозвалось резким понижением качества энергоаудита. Представители Минэнерго РФ не раз признавались в своем бессилии по отношению к недобросовестным исполнителям работ, ссылаясь на отсутствие в законодательстве необходимых механизмов государственного регулирования. В подтверждение сказанному можно привести один характерный пример из практики работы ведомства.
Так, по результатам верификации в Минэнерго РФ энергопаспорта небольшого муниципального детского сада в Челябинской области (предварительно получившего положительное экспертное заключение в СРО) выяснилось, что указанный в нем размер годовых расходов этого учреждения на оплату потребленных энергоресурсов составляет 3 (!) млрд.руб. Очевидно, что приведенная в энергопаспорте цифра противоречит здравому смыслу и свидетельствует о халатности как его составителя-энергоаудитора, так и проверяющего эксперта в СРО, завизировавшего документ. Реагирование Минэнерго РФ на такого рода инциденты в существующих реалиях ограничивается отказом в приеме энергопаспорта и возвратом его на доработку. Правовых оснований для принятия более жестких мер реагирования в ФЗ № 261 не имеется, что дает возможность подобным энергоаудиторам продолжать заниматься коммерческой деятельностью, не опасаясь при этом какой-либо государственной кары за некачественное оказание услуг.
Необходимость в дополнительных рычагах государственного администрирования очевидна. Увы, но такие рычаги не прописаны в обновленной редакции ФЗ № 261, поэтому, даже с учетом внесенных поправок, позитивных сдвигов в направлении повышения качества энергообследований, по всей вероятности, не произойдет.
Важно заметить, что в первых редакциях проекта поправок в ФЗ № 261 механизмы воздействия государства на работу энергоаудиторов и СРО предусматривались. Предполагалось возложение обязанности на СРО проводить плановые и внеплановые проверки своих членов (энергоаудиторов) на предмет соблюдения последними стандартов и правил энергообследования, с обязательной передачей проверочных материалов в Минэнерго РФ, которое, в свою очередь, имело возможность налагать на нарушителей административные штрафы (в размере до 500 тыс.руб.) Таким образом, нерадивых энергоаудиторов планировалось подвергать административному взысканию и наказывать рублем.
К сожалению, в конечной редакции ФЗ № 261 эти предложения не получили отражения в связи с якобы их коллизионностью нормам других законодательных актов (в частности, нормам Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»). Вопросы контроля за работой энергоаудиторов, их ответственности, по-прежнему будут решаться в плоскости СРО, без какого-либо вмешательства государства. На наш взгляд, исключение ранее предлагаемых решений ошибочно, ибо в отсутствие административных санкций, обязанность по соблюдению установленных правил проведения энергоаудита переходит в разряд декларативных мер, не влекущих в случае нарушения какой-либо юридической ответственности. Законодательство в этой части требует дальнейшего совершенствования.

Александр Брагин,
член Общественной палаты Ульяновской области

17.03.2014 10:10  |    комментарии 1
 

Обсуждение

energoaudit2014 :: 19:35 05.04.2014 #

Вот тоже примеры странных энергопаспортов, на сайте гильдии энергоаудиторов за номером 545 "Муниципальное учреждение здравоохранения "Жирновская центральная районная больница", на сайте госзакупок тендера по ней не провадились, значит цена контракта меньшее 100 тыс. рублей, а на сайте больницы http://www.zhirnovsk-crb.oblzdrav.ru/ узнаем, что она состоит из трех больниц, 4 врачебных амбулаторий, 21 фельдшерским пунктом, 2 здравпунктами при учебных заведениях. Итого цена обследования структурной единицы менее 3,7 тысяч рублей. К сожалению таких энергопаспортов большинство и не только в гильдии, но и по другим СРО тоже

 

Написать комментарий

 

«Энергетические обследования»

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →