Организация энергосбережения в ЖКХ

Подберецкая Татьяна Георгиевна

Подберецкая Татьяна Георгиевна

Независимый эксперт

Подберецкая Татьяна Георгиевна

С жилищно-коммунальным хозяйством Татьяна Георгиевна Подберецкая связала свою жизнь в 1990 г. До этого она была начальником геологических экспедиций и работала в основном за рубежом - Иране, Ираке. К моменту развала Советского Союза решила осесть на родине и искала работу со стабильным графиком рядом с домом. Так и стала главным инженером РЭУ. В 1997-м возглавила Дирекцию единого заказчика “Преображенское” (ныне ГУП Управляющая компания “Преображенское”), где и работала до 10 января 2005 г.

Сразу по вступлении в должность начала вводить новые порядки. Например, во всех дворах установила ограждения. С ними появились и первые проблемы - ее обвинили в “нецелевом использовании средств”. Обвинения она опровергла полностью - делались ограждения из имевшихся у нее средств, префектуру помочь не просила, остальные дела от этого не пострадали.

- Во всем должна быть выгода. Экономическое обоснование. Выгодно было ставить эти ограждения? Да, были затраты. Но теперь у нас газоны, которые не приходится пересевать уже 10 лет. Выгодно. Выгодно клумбы цветами засадить? Выгодно. Сначала, года три, наверное, цветы рвали. Потом перестали.

В “Преображенском” впервые в столице применили метод разбора мусора. Теперь на мини-разборных пунктах (площадках, куда свозится мусор с нескольких домов) мусор разбирают на полезные фракции: бумагу, стекло, металл, тряпки. Остатки прессуются и вывозятся на свалку, и платит район лишь за вывоз этих остатков. Снова экономия.

“ОТ БЕДНОСТИ”

- Меня часто спрашивали, как мне удалось столько всего сделать в одном районе. Всегда отвечала:

“От бедности. Только от бедности”. Дают тебе на все хозяйство двадцать копеек, и крутись с ними. Вот и приходится выдумывать что-нибудь, чтобы жить нормально. А район тяжелый, бедный. У нас много пенсионеров живет, много коммуналок, аварийного жилья.

От “бедности” в свое время Подберецкая стала работать и с оборонщиками. Вспомнила об особой системн очистки бойлеров (“Зевс”), поинтересовалась, можно ли так водопроводные трубы чистить? Ей предложили разработку, но на практике возникли проблемы. Пришлось оборонщикам дорабатывать проект. Зато вторая попытка создания гидроимпульсной системы очистки труб оказалась удачной. Трубы очищаются и служат на 7 лет дольше.

- В старых домах трубы закальционированы внутри, там почти нет просветов, вода еле сочится. Менять их дорого и бесцельно. Если чистить, они развалятся. Эта система позволяет увеличить просвет ровно насколько нужно. Так мы экономим на ремонте.

Основные баталии развернулись вокруг учета денег и ресурсов. Еще в 1998-м году в “Преображенском” создан первый в Москве Единый расчетный центр, прототип вводимых городе лишь сейчас. Затем в домах установили счетчики потребления ресурсов. Пришлось требовать от поставщиков заключения равноправных договоров, что в системе ЖКХ было большой редкостью. Совместно с ТБН “Энегосервис” в районе запустили автоматизированную систему. Сейчас на компьютерах можно в режиме реального времени отслеживать, сколько энергии, тепла и горячей воды потребляют жители. По примеру Преображенки сегодня и в прочих столичных районах ставят счетчики. К сожалению, говорит Подберецкая, часто это делают бессистемно: показания счетчиков разных фирм-изготовителей трудно проработать в единой системе.
Кстати, по показаниям именно этих счетчиков бывшее ГУП “Теплоремонтналадка”, сейчас ОАО “МОЭК”, недопоставило тепловой энергии в район на 17 млн. Сами тепловики показания аппаратов в расчет принимать отказались и требовали денег. И бывший префект округа уволил Подберецкую за неперечисление этих 17 млн. Она обратилась в суд. Суд восстановил ее, опровергнув каждый пункт распоряжения об увольнении - претензии ГУП “Теплоремонтналадка” были необоснованы - и постановил выплатить компенсацию за моральный ущерб. Администрация округа и района решила пойти другим путем. Теперь конкретно с Подберецкой стали заключать срочный контракт на год, хотя аналогичные контракты с директорами других столичных ДЕЗов заключаются на четыре года.
А конфликт с тепловиками не закончился, он вышел на новый виток. Расчеты показали, что ГУП “Теплоремонтналадка” (ОАО “МОЭК”) взимала деньги по тарифам и в действительности не оказывала полного объема услуг. За два года жители Преображенского района переплатили тепловой компании 35 млн. руб. Подберецкая стала требовать справедливости.
- Если вы взяли деньги и не оказали обещанных услуг, верните деньги. Либо прямо населению. Либо пусть они пойдут на другие нужды. Например, на капремонт.
Администрация округа снова пыталась влиять на отношения управляющей компании и поставщиков. Подберецкой говорили: “Вы ссорите нас с тепловиками”. В итоге в конце прошлого года срок трудового договора истек, и Татьяну Георгиевну уведомили о том, что в ее услугах более не нуждаются.

Сама Татьяна Подберецкая высказалась о конфликте с администрацией так: “Я имела неосторожность начать в своем районе то самое реформирование ЖКХ, о котором все говорят”