Организация энергосбережения в ЖКХ

Шингаров Виктор Павлович

Шингаров Виктор Павлович

Независимый эксперт

Шингаров Виктор Павлович

Ген. директор ООО «Потенциал»

К.Т.Н., профессор,

Лауреат премии «Инженер года»

Заслуженный энергетик России,

Почётный работник ЖКХ РФ.

Родился 3 апреля 1942 г. в р.п. Ленинский Барышского района Ульяновской области.

В 1966 г. с отличием окончил Куйбышевский политехнический институт по специальности инженер-электрик.

В 1970 г. устроился на предприятие МУП «УльГЭС», где за 10 лет прошел все этапы трудового пути: от инженера лаборатории до начальника службы эксплуатации. Осуществил перевод электроснабжения города Ульяновска с 6 кВ на 10 кВ, что позволило значительно повысить надежность электроснабжения, снизить потери, тем самым сэкономить миллиарды киловатт-часов энергии.

1980–1985 гг. — главный инженер Ульяновского областного энергетического объединения «Облкоммунэнерго».

1985–1990 гг. — главный инженер управления ЖКХ Ульяновского облисполкома.

1990–2003 гг. — директор МУП «УльГЭС». Руководимое Шингаровым В.П. предприятие 4 раза становилось Лучшим предприятием России с присуждением знака отличия «Гран-при» — высшей награды в этой номинации.

2003–2006 гг. — руководитель областного департамента энергетики по приглашению губернатора.

2006–2008 гг. — ген. директор ОАО «Ульяновская сетевая компания», которую предварительно образовал из разрозненных МУПов.

2008–2010 гг. — директор ОГУ «Центр энергосбережения правительства Ульяновской области» (с его предварительным образованием).

С 2010 г. — ген. директор ООО «Потенциал».

Достижения:

1) в практической работе с муниципальными и государственными организациями:

  • разработано около 70 программ энергосбережения, в стадии разработки 4 энергетических паспорта с предварительным полным энергетическим обследованием;
  • реализованы энергоэффективные мероприятия ряда программ энергосбережения, результатом которых стало получение реальной экономии в сумме около 30 млн. руб.;
  • выиграны несколько судебных процессов в Арбитражном суде (вплоть до кассационной инстанции) по вопросам установления условий поставки электрической энергии, защищающих интересы потребителей по договорам энергоснабжения, а также несколько дел в антимонопольной службе.

2) в сфере нормативно-правовой деятельности применительно к энергосервису:

  • разработаны модель и текст энергосервисного контракта (ЭСК) так называемой “активной” формы, которые обеспечивают возможность погашения затрат исполнителя ЭСК за счет платежей заказчика за энергоресурсы;
  • разработан текст информационной карты для условий конкурса на лучшего исполнителя ЭСК;
  • разработан текст договора концессии, основанный на Модельном Законе субъекта Российской Федерации «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства».

Базисные принципы для ЭСК:

1) «Предлагай Заказчику предельно возможный уровень энергосбережения, не забывая о том, что ты сам же должен его и достичь».

2) «Не жадничай — умей делиться с Заказчиком».

В качестве главного направления принято:

1) Реализовать на 2-3 “опытных площадках” разработанные модели и тексты ЭСК и концессии с использованием принципов ГЧП и с применением разработанных в информационной карте условий проведения конкурсов энергосбережения или модернизации. При этом должны быть достигнуты следующие условия:

  • результаты экономии за 5-летний срок должны быть не менее 18-20%;
  • срок окупаемости затрат при ЭСК не должен превышать 3,5 – 4 года;
  • минимальная экономия энергоресурсов должна составлять не менее 0,2 кВт∙ч сэкономленных ресурсов в год на 1 вложенный рубль;
  • соотношение внебюджетных и бюджетных средств при модернизации энергохозяйства не должно быть меньше, чем 70/30.

2) Освоить на одной из “опытных площадок” принцип модернизации системы муниципального теплоснабжения способом применения когенерации с использованием микро-ТЭС.

3) Разработать организационно-правовую документацию, позволяющую обеспечить механизм финансирования затрат на мероприятия по энергосбережению за счет средств, образуемых при тарифном регулировании.