Либет Анатолий Анатольевич
Больше года прошло с того, как принят 261-й закон, Закон об энергосбережении и энергоэффективности, он был принят в ноябре 2009 года. Вообще у темы энергоэффективности и энергосбережения в нашей стране трудная судьба. Вспомним закон 1996 года, который благополучно просуществовал, не внеся ничего нового в экономику страны, 13 лет. По сути дела, это был декларативный закон, и в общем-то, сложно было ожидать в стране, испорченной дешевыми энергоресурсами, что этот закон и вот эти призывы беречь, снижать и так далее, дадут какой-то эффект.
И когда началась подготовка закона об энергосбережении, в 2009-м году была создана рабочая группа для подготовки общественной экспертизы этого закона, мы начали работать с парламентскими комиссиями, и было ожидание, может быть, отчасти наивное, что появится закон, своего рода дорожная карта, который step-by-step позволит двигаться к очень важной и нужной задачи, снижению энергоемкости.
Тем более, и экономика страны к тому времени созрела. Может быть, это плохо, но цена энергоресурсов из ничтожной превратилась в ощутимую и кусачую. То есть сегодня мы имеем электроэнергию по 10 центов, и тепло, которое зашкаливает по своей цене, и бюджеты семей, которые наполовину тратятся на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства. То есть вся аура, все окружение экономическое говорит о том, что эта тема крайне актуальна, независимо от того, говорят о ней руководители страны или нет, но тем более, поставлена эта задача очень жестко, в ближайшие годы снизить энергопотребление на 40%.
Первая редакция закона 261-го была нами, по сути дела, отвергнута, потому что закон , носил репрессивный характер. Тот закон, который мы сейчас имеем, в какой-то степени решает эту проблему, содержит в себе нормы прямого действия, но прошедший период, более года, когда этот закон действует – в принципе, на наш взгляд, не внушает какого-то особого оптимизма. Год прошел только под флагом бумажной работы, где-то к концу лета начали регистрировать саморегулируемые организации в области энергоаудита, норма, прописанная в законе. Из 50 подзаконных нормативных актов, которые должны были обслуживать этот закон, принято менее половины на сегодня.
Муниципальные программы, опять же, к 1 августа 2010 года должны были быть приняты. На сегодня 46% муниципальных организаций таких программ не имеет, да и те программы, которые есть, в значительной степени очень слабые, за исключением нескольких регионов. Слабые понятно почему – потому что программы писались исключительно из бюрократического смысла, чтобы подготовить к 1 августа некие концепции, некие программы, без должной аналитики, без выяснения причин и без выявления больных точек. Приводя аналогии из медицины, начали лечить больного, прописали ему лекарства, а чем он болеет – так и не смогли определить.
Поскольку энергосбережение – очень сложная, комплексная тема, она включает в себя и технологические аспекты, и организационные аспекты, финансовые.