Ответы эксперта: Гордеев Дмитрий Павлович

23 марта 2011 08:51

В соответствии с Федеральным законом №261-ФЗ ресурсоснабжающие организации в срок до 01.01.2012г. (в отношении юридических лиц) и до 01.01.2013г. (в отношении физических лиц) обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов у своих потребителей.
Вопрос 1: Зачастую объекты, принадлежащие юридическим лицам, имеют смешенную форму собственности – муниципальная, федеральная, частная, собственность субъекта Федерации.
Кому РСО в данном случае должна передать установленный коллективный прибор учёта в собственность и кто, соответственно, будет нести ответственность за его эксплуатацию?

Вопрос 2: Кому предъявить к оплате затраты РСО на установку коллективных приборов учёта по многоквартирным домам? ТСЖ? УО? Напрямую данная норма не предусмотрена законом. Имеется лишь ссылка в примерной форме перечня мероприятий для МКД по энергосбережению, утверждённой Приказом Минрегионразвития РФ от 2.09.2010 г. на статью «плата за содержание и ремонт жилого помещения», как на возможный источник финансирования затрат по установке коллективных приборов учёта. Собственникам, как это предусмотрено законом? Нанимателям помещений? При этом форма собственности смешанная. Здесь и муниципальный жил. фонд, и федеральный, и жил. фонд субъекта Федерации, жилые помещения, принадлежащие различным юридическим организациям, и, наконец, приватизированные квартиры, принадлежащие физическим лицам.

Вопрос 3: Каким видится механизм заключения договоров РСО на установку коллективных приборов учёта МКД? С каждым собственником? Т.е., например, 120 договоров на установку прибора учёта в одном многоквартирном доме (условия оплаты для юридических лиц и физических лиц ведь различные)? При этом РСО, по-видимому, необходимо будет выяснить вид собственности по каждому жилому помещению, Ф.И.О. каждого квартиросъёмщика, приемлемые для него условия оплаты и возможной рассрочки платежей.

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

23 марта 2011 21:01

Ответ сразу на 3 вопроса: РСО должна устанавливать приборы учета ТОЛЬКО в соответствии с нормами жилищного законодательства. См. ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Жилищный кодекс Российской Федерации выше Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ. Просто прийти в дом и установить...
Показать полный ответ


16 марта 2011 21:53

Прошу объяснить порядок расчетов по горячему водоснабжению с арендаторами - юридическими лицами, занимающими помещения в многоквартирном жилом доме и установившими индивидуальный прибор учета горячей воды. Существует ли методика расчетов и тарифы для юридических лиц по показаниям потребленной горячей воды в кубометрах (в жилых домах - прим модератора)?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

23 марта 2011 20:57

С арендаторы рассчитываются ТОЛЬКО с арендодателем. УО/ТСЖ/РСО заключают договоры только с собственниками (см. ч. 2 ст. 162, ч. 2 ст. 164, п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307. Порядок расчета за коммунальные услуги, потребляемые в оборудованных приборами учета нежилых помещениях, д.б....
Показать полный ответ


3 марта 2011 20:55

В г.Якутске с 2010 г. складываются непростые взаимоотношения УК, граждан, ТСЖ и подрядчиков по установке приборов учета с одной стороны и РСО с другой. Суть претензий РСО следующая: они не хотят участвовать в приемке в эксплуатацию установленные квартирные приборы учета по холодной и горячей воде если не установлен коллективный прибор учета на МКД. ОАО "Водоканал" заявляет, что квартирный учет воды ведут УК (ТСЖ), а они снимают показания только общедомового учета. УК (ТСЖ) говорят, что это не их полномочия, отсюда конфликты и в конечном итоге страдают жители.

Согласно моим разъяснениям, представитель РСО обязан участвовать в приемке в эксплуатацию прибора учета ресурса, снять начальные показания и опломбировать его, выписать расчетную книжку сам, или обязать вести ее через лицевой счет УК (ТСЖ).
Не могли бы Вы дать развернутый ответ по этому вопросу со ссылкой на соответствующие нормы.

С уважением, нач.ОЭРС ДЖКХ г.Якутска Попов Ю.И.

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

23 марта 2011 20:55

Ресурсоснабжающая организация нарушает ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ставить такие условия РСО (водоканал) не имеет...
Показать полный ответ


1 марта 2011 21:57

Циркуляционный расход горячего водоснабжения на жилой дом превышает проектный в 5 раз, от этого оплата по Гкал увеличивается почти в 2 раза. Узел учета находится в ведении ресурсоснабжающей организации. Как можно отрегулировать циркуляционный расход ГВС в соответствии с проектными данными? На переписку с МОЭК и составление актов обследования ушел год, за это время долг ЖСК вырос до 128000 руб., но так с места ничего не сдвинулось. Как нам заставить ресурсоснабжающую организацию уважать наши права?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

23 марта 2011 20:53

В Москве МОЭКом игнорируются п 8 и а. 2 п. 15 Правил КУ (307). При подготовке горячей воды вне многоквартирного дома на вводе в дом МОЭК должен продавать горячую воду как один товар один продавец. Для него устанавливается по ППРФ № 520 тариф на горячую воду (руб./куб. м). Такой тариф установлен в Москве для населения. Расходы на подогрев 1 куб. м воды включаются в тариф наряду со стоимостью 1...
Показать полный ответ


11 марта 2011 20:29

РСО отказывается принимать показания индивидуальных приборов учета воды и не регистрирует их до тех пор, пока не будет установлен общедомовой прибор учета воды. Начисления по потреблению холодной воды и стоку горячей воды производятся по нормативу потребления. Поставщик горячей воды при этом ведет расчеты с потребителями по показаниям индивидуальных приборов учета.

Насколько правомерны действия поставщика холодной воды? (оригинал вопроса в приложении - прим модератора)

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

23 марта 2011 20:50

Ресурсоснабжающая организация нарушает ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ставить такие условия РСО не имеет права. Пути...
Показать полный ответ


10 марта 2011 13:05

В части МКД в муниципалитете установлены узлы учета тепла и воды за счет средств местного бюджета. Муниципалитет никак не может передать данные узлы учета, находящиеся в муниципальной собственности, собственникам МКД. Продать, подарить никак нельзя. Приватизировать?! Непонятно.
Будьте добры поясните схему передачи со ссылкой на нормативные документы.

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

23 марта 2011 20:49

Муниципалитету нужно было не торги по ФЗ № 94-ФЗ проводить, в принять муниципальную программу и предоставить бюджетную субсидию тем (например, УО, ТСЖ), кто подпадал под эту программу (это Бюджетный кодекс Российской Федерации Российской Федерации и ФЗ № 261). Тогда бы не было проблем. Ведь при реализации ФЗ № 185-ФЗ не возникает проблем с передачей результата подрядных работ по капитальному...
Показать полный ответ


5 марта 2011 20:51

Управляющие организации являются активными участниками всех видов отношений, связанных с эксплуатацией индивидуальных и коллективных приборов учета в многоквартирном доме.Индивидуальные приборы учета, как правило, устанавливаются на участках внутридомовых инженерных систем, имеющих присоединение к общедомовым. Таким образом, необходимость согласования управляющей организацией работ по установке индивидуальных приборов учета обусловлена ответственностью управляющей организации за надлежащее выполнения работ по содержанию общего имущества.
Считаем, что для своевременного уведомления управляющей организации об установке (замене) прибора учета в целях корректного начисления платы за коммунальные услуги необходимо участие управляющей организации при вводе установленного прибора учета в эксплуатацию.

Законно ли требование управляющих многоквартирными домами организаций согласования ими технических условий на установку (замену) приборов учета, участие во вводе установленного прибора учета в эксплуатацию? (Полностью текст обращения в приложении - прим модератора)

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

23 марта 2011 19:27

ИПУ устанавливаются в пределах внутриквартирной сети, не являющейся частью общего имущества в многоквартирном доме. При этом никакого согласования собственника помещения с управляющей организацией не требуется. Это переустройство и необходимо согласование с органом местного самоуправления (см. гл. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Показать полный ответ


5 марта 2011 21:10

Шемчук С. П. УК "Падунская Коммунальная Компания" Братск
В летний период, как правило, подача горячей воды осуществляется по так называемой "тупиковой" схеме, что приводит к низкой температуре воды у конечного потребителя из-за естественного остывания воды в магистралях и стояках . Отсюда перерасход теплоносителя и конфликтам с владельцами квартир, оборудованных счётчиками воды. Энерго снабжающая организация на перерасчёты не идёт. Пути решения проблемы?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

23 марта 2011 19:25

Пути решения технические – модернизация коммунальной инфраструктуры. Это задача органа местного самоуправления (см. ст. 14 и 16 ФЗ № 131-ФЗ). Юридически - независимо от причин потребитель имеет право требовать снижения платы при подаче горячей воды с занижением параметра по температуре. Конфликтов быть не должно, т.к. управляющей организации должна транслировать снижение на РСО
Показать полный ответ


13 марта 2011 17:44

Здравствуйте. Просим ответить на следующие вопросы, связанные с распределением платежей за тепло и ГВС:
Приборы учёта тепловой энергии в МКД приняты в сентябре 2009г. Ежемесячно, с октября 2009г. по сентябрь 2010г., счета выставлялись за фактически потреблённое тепло и горячую воду по данным приборов учёта. В октябре 2010г. был выведен средний норматив тепловой энергии на отопление 1м2, и был создан приказ о взимании оплаты по данному дому согласно полученному нормативу с октября 2010г. по сентябрь 2011г. Согласно п. 25 Постановления № 307 от 23.05.2006г. размер платы за отопление определяется исходя из объёмов за предыдущий год, при этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы.
Вопросы в следующем:
1. Что в данном случае подразумевается в виду под словом «год» – период продолжительностью 12 месяцев или календарный год?


2. Как понимать процесс корректировки - по факту отопительного периода 2010-2011гг. устанавливать норматив на отопление на следующий отопительный период? Нужно ли делать возврат (либо доначислить) разницу между оплаченным количеством тепла и горячей воды в 2010-2011г. и фактически потреблённым согласно приборам учёта, ведь порядок корректировки законом не определён? На сегодняшний день в данном МКД стоимость горячей воды для квартир, оснащённых индивидуальными приборами учёта, определяется их показаниями. Все остальные платят по утверждённым нормам несмотря на то, что фактический расход в доме ниже, чем предъявляется к оплате ежемесячно.


3. В течение отопительного периода 2009-2010гг. горячая вода в данном МКД распределялась ежемесячно согласно приборам учёта пропорционально количеству проживающих. В конце 2010г. некоторые жильцы принесли справки о временном отсутствии, у всех разные периоды отсутствия. Правы ли мы были, отказав в перерасчёте?


4. У нас утверждены два тарифа на горячую воду – для квартир с полотенцесушителями, и без. В данном МКД летом, при отключении системы отопления, есть расход тепла на полотенцесушители, причём его расход превышает количество тепла, заложенного в тарифе на горячую воду с полотенцесушителями. Как быть в данном случае?

Заранее благодарны.

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

23 марта 2011 19:21

1.Это не календарный год, и не промежуток, равно 12 месяцев. Это «один раз в год» (один раз в 2010 году, один раз в 2011 году…). Разумнее после окончания отопительного периода, например, в мае, июне… 2. Возможно, что то, что вы называете «устанавливать норматив на отопление» переводится, как «среднемесячный объем потребления тепловой энергии за...
Показать полный ответ


14 марта 2011 17:40

Шемчук С. П. "Падунская Коммунальная Компания"
261-ФЗ не предусматривает установку общедомовых приборов учёта на тепло и горячую воду при суммарной нагрузке менее 0,2 Гкал/час. Вместе с тем он требует установки квартирных приборов учёта, в том числе и на горячую воду. Возникает противоречие:

при отсутствии общедомовых приборов, по закону, расчёт за потреблённую собстенниками воду производится управляющей компанией с РСО по нормативу, а собстенниками с управляющей компанией - приборам.

Пути решения проблеммы?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

23 марта 2011 19:18

Нет ни одной федеральной нормы, в которой сказано, что «при отсутствии общедомовых приборов, по закону, расчёт за потреблённую собственниками воду производится управляющей компанией с РСО по нормативу»! Есть позиция ВАС в ряде его решений, но это не законодательство. Ответ в ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации: если нельзя определить фактический объем (нет КПУ), то...
Показать полный ответ


14 марта 2011 19:02

Управляющая компания является плательщиком за коммунальные услуги по договору с МКД. В доме частично установлены индивидуальные приборы учета. Согласно действующему законодательству решение об установлении общедомового прибора учета принимается общим собранием собственников многоквартирного дома. Собственники многоквартирного дома отказываются устанавливать общедомовой прибор учета.
Вопрос:- «В данном случае, расчет за коммунальные услуги производить с учетом индивидуальных приборов учета или по нормативу на весь дом?». (подробная нормативная оценка ситуации приведена в приложении - прим модератора)


г. Жигулевск, Самарская обл.
Директор ООО «АСК «ГРАДЪ» А.Л.Лубский

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

23 марта 2011 19:16

Вопрос сформулирован не вполне корректно. «Нормативов на весь дом» не существует (см. ППРФ № 306). Если в многоквартирном доме нет КПУ, но в части помещений есть ИПУ, а в части нет ИПУ, то для помещений, в которых есть ИПУ, применяется ТОЛЬКО п. 16 Правил КУ (307) и все! Дельта, приходящаяся на долю в общедомовых расходах и утечках – риски исполнителя и м.б. учтены им в...
Показать полный ответ


15 марта 2011 10:59

В виду утверждения региональной службой по тарифам на 2011 год тарифов на ГВС за кубм, как следует учитывать расходы на циркуляцию горячей воды в Гкал? Энергоснабжающая организация относит эти расходы как отопление. Правомерно ли это и как предъявить их населению?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

23 марта 2011 19:14

При подготовке горячей воды вне многоквартирного дома включение расходов на подогрев в плату на отопление: 1) не соответствует ППРРФ № 307 (нет таких формул); 2) не соответствует ППРФ № 520 (они включаются в тариф на горячую воду, как составляющая, но этот тариф нельзя дробить!). С населением за горячее водоснабжение можно рассчитываться только по а. 3 п. 18 Правил КУ (307) и по формулам прил....
Показать полный ответ


21 февраля 2011 20:29

Кто должен рассылать оферты (предложения к установке приборов учета тепла) собственникам МКД, т.к. теплосчетчики необходимо по ФЗ №261 установить в сроки до 1 января 2012 г.? Наша управляющая компания или ресурсоснабжающая организация? Если мы, то я так понимаю необходимо составление протокола жильцов об отказе или согласии установки прибора учета тепла. Сколько процентов собственников должно быть указано в протоколе?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

5 марта 2011 22:24

1) ресурсоснабжающая организация «регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме» (ч. 5 ст. 12 ФЗ № 261-ФЗ). Хотя такой перечень, в первую очередь, должны способствовать энергосбережению энергетических ресурсов и...
Показать полный ответ


26 февраля 2011 13:24

Вопрос через опросный лист
Кто является организацией, осуществляющей снабжение энергетическими ресурсами многоквартирный дом? Ресурсоснабжающая организация (водоканал, тепловые сети, энергосбыт….), управляющая жилищная компания, ТСЖ ,иной специализированный кооператив.

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

5 марта 2011 22:23

Советую посмотреть в отношении понятия «исполнитель коммунальной услуги» письмо Министерства регионального развития РФ от 3 мая 2007 г. N 8326-РМ/07 "О разъяснении правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, в части заключения договоров между ресурсоснабжающими организациями,...
Показать полный ответ


3 марта 2011 20:24

МУП Водоканал-Сервис, Иркутская область
В связи с массовой установкой коллективных приборов учета на жилые дома, практически поголовно наблюдается следующая картина: потребление холодной воды в квартирах ,где уставлены индивидуальные приборы учета зачастую ниже нормы, установленной местной администрацией, но показания общедомового прибора учета за вычетом суммы показаний индивидуальных приборов учета показывает превышение нормы водопотребления на 1 человека в квартирах где нет учета в 2 - 2,5 раза! Мы, как водоканал, не имеем права брать плату за услуги водоснабжения с квартир, где отсутствуют приборы учета свыше установленной нормы водопотребления, в результате чего ежемесячно теряются значительные средства.
Вопросы:
1. Кто должен оплачивать водоканалу разницу между показаниями коллективного прибора учета воды в жилом доме и суммарными показаниями индивидуальных приборов учета, расчетным потреблением по нормативам водопотребления в квартирах, где отсутствуют индивидуальные приборы учета?
2. Должно ли производится распределение дополнительных начислений по общедомовому водосчетчику также между квартирами, где установлены индивидуальные приборы учета?
3. Какие существуют рычаги воздействия на органы власти и управляющие компании не желающие реагировать на данный факт?


Заранее благодарю за помощь. (оригинал обращения в приложении - прим модератора)

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

5 марта 2011 22:17

Не ясно для какого способа управления многоквартирным домом задан вопрос. 1. Разница между показаниями коллективного прибора учета воды в многоквартирном доме и суммарными показаниями индивидуальных приборов учета и суммой потребления по нормативам водопотребления в квартирах, где отсутствуют индивидуальные приборы учета будет всегда. Ведь норматив номинально включает часть общедомового...
Показать полный ответ


1 марта 2011 20:14

В задачи Фонда реформирования ЖКХ входит финансирование программ капитального ремонта домов, в состав которых входит установка приборов учета и реализация мероприятий энергосбережения. В состав нашего ТСЖ входит несколько многоквартирных домов в г. Вышний Волочек. Мы неоднократно обращались в администрацию города с запросами о возможности участия домов нашего ТСЖ в проектах, финансируемых за счет средств фонда. Ответа не получено. Существуют ли какие-либо программы Фонда, напрвленные на обеспечение энергосбережения и повышения энергоэффективности? Какие документы нам нужно подготовить для участия в этих программмах? (прим. модератора - текст обращения сокращен, оригинал в приложении)

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

5 марта 2011 22:15

Какие-либо программы Фонда, направленные на обеспечение энергосбережения и повышения энергоэффективности, Фонд ЖКХ не реализует. Вообще-то в задачи Фонда реформирования ЖКХ входит содействие реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а не раздача бюджетных денег. Возможно, вам надо не обращаться с запросами о возможности участия домов нашего ТСЖ в проектах, финансируемых за счет средств...
Показать полный ответ


1 марта 2011 19:40

Добрый день!
Каким образом исполнять условия ФЗ №261-ФЗ, в части сроков установки приборов учета, если управляющая компания не может установить общедомовые приборы из-за отказа жителей их устанавливать ввиду невыгодности?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

5 марта 2011 22:13

Управляющая организация не хозяин многоквартирном доме, а слуга собственников помещений в многоквартирном доме. Давить на них она не может. Но приборы учета должны быть установлены ресурсоснабжающей организации с 1 января 2012 года до 1 января 2013 года. Другой вопрос, как это будет делать ресурсоснабжающая организация (без согласия собственников помещений в многоквартирном доме и не нарушив...
Показать полный ответ


2 марта 2011 08:32

Собственники жилых помещений на общем собрании отказались от установки общедомовых приборов учета. Однако ТСЖ, руководствуясь 261 законом все же установило приборы. Возможен ли ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета без согласия собственников?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

5 марта 2011 22:09

Во-первых, общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по статусу выше, чем органы управления товариществом собственников жилья. Странно, что большинство на собрании было достигнуто, а ТСЖ это проигнорировало. Возможно, решение ТСЖ можно отменить по формальном основаниям решением суда или переголосовав его в органах управления товариществом собственников жилья. Но зачем?...
Показать полный ответ


3 марта 2011 19:35

1.Какими нормативными документами необходимо руководствоваться при установке и допуске в эксплуатацию внутриквартирных приборов учета (любых), но больше интересует (тепла), в 307 Постановлении Правительства это не прописано.
2. Как быть если часть собственников все же установят приборы учета (квартирные теплосчетчики) и таким образом нарушат работу системы отопления? Ведь если проектом не предусмотрены приборы учета, то гидравлическое сопротивление всей внутридомовой системы изменится, кто и какое разрешение или согласование должен выдавать при установке квартирных теплосчетчиков?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

5 марта 2011 22:07

Отвечаю на второй вопрос: Установка индивидуальных приборов учета это просто переустройство жилого помещения. С юридической точки зрения надо просто выполнить требования гл. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации. Это не реконструкция системы отопления многоквартирном доме. При этом спрашивать разрешения у управляющей организации, товарищества собственников жилья или ресурсоснабжающей...
Показать полный ответ


1 марта 2011 19:59

Возможно ли заключить владельцу квартиры (или квартиросъемщику) прямой договор с ресурсоснабжающей организацией (РСО) на обеспечение коммунальной услугой с соответствующими прямыми расчетами с РСО.

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

5 марта 2011 22:04

Да, конечно. Но только при выборе и реализации в многоквартирном доме непосредственного управления собственниками помещений в многоквартирном доме. В отношении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья и управляющей организацией этому препятствуют нормы ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и определение понятия «исполнитель» в п. 3 Правил...
Показать полный ответ


28 февраля 2011 22:33

Согласно Постановлению Правительства № 307 от 23.05.2006 поставщик энергоресурсов вынужден предоставлять за свой счет беспроцентную ссуду неплательщику за поставленные и потребленные коммунальные услуги. У поставщиков энергоресурсов образуются кассовые разрывы. Каким образом организация учета энергоресурсов и передача данных о показаниях приборов учета поможет улучшить данную ситуацию? (Оригинал вопроса в приложении)
Спасибо.
Гайнетдинов Азат

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

5 марта 2011 22:02

Во-первых, в п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг нет требований об ожидании неоплаты в течение 6 месяцев. Шесть месячных платежей в не оборудованной приборами учета квартире, в которой проживают 6 зарегистрированных потребителей-должников, образуются при неоплате за 1 месяц. 6 месяцев это сомножитель в формуле определения предельного размера задолженности, а не период ожидания....
Показать полный ответ


1 марта 2011 20:20

Прошу дать разъяснение какими документами регламентирован Порядок заключения и утверждения договора на установку индивидуального или коллективного прибора учета воды (Статья 13 п.9 ФЗ №261)? Должны ли быть членами СРО организации, устанавливающие приборы учета?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

5 марта 2011 21:59

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 7 апреля 2010 г. N 149. Кроме этого действуют общие положения о договорах Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности ст. 426.
Показать полный ответ


3 марта 2011 21:53

Сложилась ситуация. Услуга горячее водоснабжение. Поставщика по услуге два: холодную воду поставляет водоканал, подогрев воды для потребителя обеспечивают теплосети. Теплового счетчика на доме нет. Тепловые сети выставляют за подогрев воды Гкал значительно больше, чем необходимо на подогрев потребленного количества горячей воды. Каким образом можно обеспечивать учет расхода и проводить корректировки платежей по услуге горячее водоснабжение в таком случае?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

5 марта 2011 21:56

Ответ зависит не от того, как исторически сложились отношения по предоставлению услуги ГВС (т.к. стереотип: отдельно ХВС и отдельно подогрев далеко не всегда сегодня легитимен), а от того, готовится ли горячая вода в многоквартирном доме или подается в дом в готовом виде. 1) Если горячая вода готовится вне дома и подается в многоквартирном доме в готовом виде, то ее учет и реализация должна...
Показать полный ответ


19 февраля 2011 23:23

Вопрос через опросный лист.
Возможно ли включение затрат по установке приборов учета поставщику энергоресурса в тариф на услугу по его поставке в качестве инвестиционной составляющей? Если да, то на каком основании? Если нет, то каким документом это запрещено?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 22:32

Я полагаю, что нет. Дело в том, что по тарифу плату за коммунальные услуги вносят все потребители, в том числе и те, в доме которых уже установлены приборов учета. Почему они должны оплачивать установку приборов учета в соседнем доме? Формально тариф на товар или услугу ресурсоснабжающей организации должен включать составляющие на производство, транспортировку и сбыт такого товара или услуги,...
Показать полный ответ


19 февраля 2011 23:34

Якупов Фидрат Михайлович
Имеются ли нормативные документы, по которым можно определить стоимость проектных работ и работ по монтажу узлов учета и стоимость проектных и монтажных работ по энергетическому обследованию?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 22:30

Нет и не может быть. Это же рыночные отношения: баланс спроса и предложения.
Показать полный ответ


19 февраля 2011 23:06

Крутикова Н.К. Тамбов.
Моя квартира находится в середине дома. Отопление хорошее. Я иногда полностью выключаю батареи и особых неудобств не испытываю. Зачем мне ставить квартирный теплосчетчик, если меня греют мои соседи через стены и стояками отопления? Каким образом может учитываться и оплачиваться такая форма отопления?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 22:28

Законодательство не идеально. В нем не везде поставлены капканы. Прекращать оплачивать отопление в указанном в вопросе случае нельзя. Я уверен, что у порядочного человека желания паразитировать на соседях не возникнет. Но если сосед попался непорядочный, то ему необходимо потребовать возвратить неосновательное обогащение. Процедура установлена в гл. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Показать полный ответ


19 февраля 2011 23:08

Вопрос через опросный лист.
Какова практика и регламент установки приборов учета в домах, которые не избрали форму управления домом? Каким образом должно осуществляться в этом случае участие собственников МКД в установке общедомовых приборов учета?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 22:26

Практику можно анализировать ближе к 2012 году. Но во всех домах способ управления должен был быть избран к 1 мая 2008 года: или на собраниях, или на открытых конкурсах, проводимых муниципалитетами. Вне одного из трех способов управления устанавливать приборы учета можно только по понятиям. Но ведь можно по закону. Только собственников надо разбудить или органы местного самоуправления...
Показать полный ответ


20 февраля 2011 14:17

Иванов А.П. Санкт-Петербург. Кто ответственный за показания приборов учета в доме? Кого в доме накажут за не установку коллективного счетчика? Как установить общедомовой счетчик, если подвал или чердак «приватизированы» и уже не принадлежат жителям дома?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 22:23

В отношении коллективных приборов учета - исполнитель коммунальных услуг. Санкция за неустановку приборов учета есть в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях: Статья 9.16. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности 4. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической...
Показать полный ответ


19 февраля 2011 23:24

Дубин Андрей Николаевич "УК Аэропринт"
Управляющая компания подаёт показания по общедомовому счётчику в эпергоснабжающею организацию допустим на 100 рублей. Энергоснабжающая организация выставляет счёт на оплату на 100 рублей. Управляющая компания распределяет эти 100 рублей между потребителями (квартирами), потребители по квитанциям оплачивают 100 рублей, но УК получает на расчётны счёт только 97 рублей, 3 рубля забрал банк. Вопрос сколько УК должна заплатить 97 рублей или 100 рублей и если 100 рублей откуда компенсировать 3 рубля?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 22:19

Все просто. Оплата коммунальные услуги производится по регулируемым тарифам на товары и услуги ресурсоснабжающих организаций. Такие тарифы включают составляющие на производство, транспортировку и сбыт таких товаров и услуг, образующиеся «вне многоквартирного дома». Правильный расчет действительно простой: 100 кубов по 1 рублю купил и 100 кубов по 1 рублю продал. А расходы на...
Показать полный ответ


19 февраля 2011 23:28

Вопрос через опросный лист
Хотелось бы уточнить, что понимается под прямыми расчетами с поставщиками энергоресурсов для потребителей? Отдельно по воде, электроэнергии, газу, теплу. Это прямые расчеты по коллективным или по индивидуальным приборам учета?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 22:17

Поскольку вопрос о плате за коммунальные услуги, то это внесение платы собственников и нанимателей ресурсоснабжающим организациям в размере, определенном по формулам, указанным в приложении № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307. Исключительно по индивидуальному прибору учета можно...
Показать полный ответ


21 февраля 2011 18:54

Потребителями энергоресурсов в жилищном фонде являются жители. Управляющая организация для предоставления коммунальных услуг жителям обеспечивает работу инженерного оборудования дома за счет платы жителей по статье "содержание и ремонт жилья". Поставщики энергоресурсов (ресурсоснабжающие организации) в одном случае, например электроэнергия и газ организуют прямые расчеты с потребителями, в другом - тепловая энергия, водоснабжение и водоотведение организуют расчеты через управляющую организацию. Расчеты управляющей организации с поставщиками энергоресурсов за потребителей перекладывают ответственность последних на управляющую организацию в части оплаты за потребленные энергоресурсы. Почему законодательно не определен порядок расчетов потребителей с поставщиками энергоресурсов, который не ущемлял бы интересов управляющих организаций?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 22:08

Первое, полагаю, что в идеале законодательство не должно иметь перекосы в сторону интересов какой-то одной стороны экономических отношений. Мне известны многочисленные случаи включения в нормативные акты пролоббированных норм, например, ресурсоснабжающими организациями. Есть резоны устанавливать преференции только для потребителей, как априори более слабой стороны экономических отношений....
Показать полный ответ


24 февраля 2011 22:25

Вопрос через опросный лист.
Считаю, что необходимо обсудить вопрос об обязательности автоматического публикования в сети Интернет показаний домовых ПУ, затем - индивидуальных ПУ, - с доступом к данному сервису жителей, УК, ТСЖ, поставщиков, ОМС, контролирующих органов (по персональным паролям, в соответствие с правами доступа). (Большинство современных систем по сбору показаний ПУ собирает все показаний на интернет-сервере.
2. Интеграция систем сбора показаний ПУ с биллинговыми интернет-системами - для автоматического расчета стоимости потребленных услуг и включения в общий документ на оплату (если не переведено в деньги конкретного плательщика - значит, не учтено!). С доступом жителям, УК, ТСЖ, муниципалитетам, контрольным органам к информации по начислениям и оплатам (по паролям, и соответствующим правам доступа). Только в случае, когда все участники смотрят в одну базу данных через Интернет - тогда возможно доверие и со стороны потребителей и поставщиков и транспортировщиков. Такие интернет-системы уже эксплуатируются. В том числе операторами сотовой связи. Каковы перспективы такого решения вопроса сбора и распределения платежей населения за коммунальные услуги?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 22:04

В этом есть смысл. Но, скорее всего, не сегодня. Для установления таких требований должны созреть условия. Пока надо решить те вопросы, которые поставлены Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Показать полный ответ


19 февраля 2011 22:58

Вопрос через опросный лист.
Каким образом несут ответственность собственники помещений в МКД при отсутствии коллективных и индивидуальных приборов учета? Если собственник помещений муниципалитет, каким образом обеспечена ответственность органов местного самоуправления за неустановку приборов учета?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 22:02

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях специальной ответственности собственников помещений в многоквартирном доме за отсутствие коллективных (общедомовых) приборов учета и индивидуальных приборов учета пока нет. Должностные лица органов местного самоуправления могут быть привлечены к административной ответственности за: несоблюдение при проектировании,...
Показать полный ответ


19 февраля 2011 23:03

Вопрос через опросный лист.
Каковы полномочия (или участие) органов местного самоуправления в организации и обеспечении общедомовыми и индивидуальными приборами учетами в многоквартирных домах с наличием доли муниципального имущества (квартир) до 20% или при отсутствии в домах муниципальных квартир? Каким образом органы местного самоуправления должны будут обеспечить формирование отчетов в жилищной сфере при отсутствии полномочий в многоквартирном доме (при отсутствии или небольшой доле муниципальных квартир)?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 22:00

Полномочия (или участие) органов местного самоуправления в организации и обеспечении общедомовыми и индивидуальными приборами учетами в многоквартирных домах никак не зависит от доли муниципального образования в общем имуществе в конкретном многоквартирном доме. Как собственник жилых и нежилых помещений муниципальное образование в лице органов местного самоуправления обязано нести расходы на...
Показать полный ответ


20 февраля 2011 21:45

У нас такая ситуация: на домах установлены и официально введены в эксплуатацию узлы учета тепла и горячей воды. Дома управляются УЖК. При проведении расчетов на основании показаний приборов учета, УЖК отказывается предоставлять распечатки показаний приборов под различными предлогами (по всей видимости, предоставить теплоснабжающей компании - прим. модератора). Насколько правомочны действия УЖК?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 21:57

Установка в многоквартирном доме узлов учета тепловой энергии и горячей воды должна осуществляться в рамках реконструкции внутридомовых инженерных систем отопления и ГВС. Для этого в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимо получение у органа местного самоуправления разрешения на реконструкцию, а после ее окончания разрешения на ввод объекта в...
Показать полный ответ


26 февраля 2011 12:59

Вопрос через опросный лист
Какие нормативно- правовые акты по организации учета энергоресурсов в жилищном фонде могут быть приняты (рекомендованы) на муниципальном и региональном уровне?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 21:55

Полагаю, что никакие. Вопросы связанные с оплатой коммунальных услуг и вопросы технического регулирования находятся в компетенции органов государственной власти Российской Федерации (п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).
Показать полный ответ


26 февраля 2011 13:04

Вопрос через опросный лист
Какова ответственность за повреждение, вывод из строя прибора учета? На каком основании и каким образом в таком случае будет производиться расчет безучетного потребления?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 21:53

Гражданско-правовая за причиненный виновным лицом ущерб собственнику. Если повреждение или полный вывод из строя прибора учета совершил сам собственник, то за это ответственность не предусмотрена. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях специальной ответственности за такие действия пока нет. Порядок расчетов в рассматриваемом случае установлен п. 31 и 32 Правил...
Показать полный ответ


26 февраля 2011 13:17

Кузнецова А.Л. Ростов-на Дону

Каким образом организовать замену в многоквартирных домах, запитанных от ЦТП, тепловой узел на ИТП, с учётом наличия других абонентов и перевод этих абонентов в статус субабонентов с соответствующей организацией раздельного учета потребления тепла?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 21:52

Такая замена может осуществляться в рамках реконструкции внутридомовой инженерной системы отопления. Первооснова – решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое 2/3 голосов от всех голосов собственников помещений. Получение у органа местного самоуправления в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешения на...
Показать полный ответ


26 февраля 2011 14:58

Вопрос через опросный лист
Каким образом должны быть обеспечены взаиморасчёты между поставщиками коммунальных услуг и управляющих жилищных компаний (УЖК) по показаниям приборов учета (например, теплосчётчика) при возникновении перерасчёта за некачественную услугу между собственниками в МКД и УЖК?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 21:49

Если ресурсоснабжающие организации законопослушны, то в договоре ресурсоснабжения на основании п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, должны быть указаны такие же алгоритмы расчетов в отношении снижения платы за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами,...
Показать полный ответ


27 февраля 2011 20:54

Атаян Р.Х. Волгоград
Каким образом учитывается расход тепла на подогрев полотенцесушек и ванных комнат при различных схемах подачи тепла в ванные комнаты?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 21:45

Схематично можно дать такой ответ: Если полотенцесушители и отопление ванных комнат осуществляется от централизованной системы горячего водоснабжения, то количество теплоты для оплаты горячего водоснабжения или отопления определять не надо. Согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307,...
Показать полный ответ


27 февраля 2011 21:01

Рябко Э.Л. Ставропольский край
Каким образом в договорах на обслуживание жилфонда нужно отражать права и обязанности управляющих компаний или других организаций по обслуживанию приборов учета в МКД? Имеются ли действующие нормативные акты, регламентирующие эти отношения?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 21:41

Специальных нормативных правовых актов, регулирующих права и обязанности управляющих или подрядных организаций по обслуживанию приборов учета в многоквартирном доме пока нет. Управляющие организации, как высокоподготовленные контрагенты или знают, что и как надо делать, чтобы обеспечить надлежащее состояние коллективных (общедомовых) приборов учета, или привлекают знающих специалистов или...
Показать полный ответ


21 февраля 2011 19:06

Почему в законе "Об энергосбережении..." не предусмотрена возможность кредитования управляющих организаций для установки приборов учета, но предоставлена такая возможность поставщикам энергоресурсов? При таком распределении обязанностей и выборочной политике преференций тем, кто устанавливает приборы учета, злоупотребления со стороны энергоснабжающих организаций практически предопределены законодательством.

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 21:37

Часть 2 статьи 27 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит никаких преференций ресурсоснабжающим организациям при «применении мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, путем...
Показать полный ответ


21 февраля 2011 20:32

Согласно ФЗ № 261-фз органы местного самоуправления осуществляют контролирование муниципальных учреждений и предприятий. При этом во всех подзаконных актах по разработке муниципальных программ энергосбережения и отчетам по программам присутствует жилищной фонд. Вопрос: каковы полномочия органы местного самоуправления в части установки общедомовых приборов учета в не муниципальном жилищном фонде?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 21:35

В отношении жилых помещений муниципального жилищного фонда установка индивидуальных приборов учета обязанность органов местного самоуправления. Муниципалитет, как хозяин своего бюджета вправе в рамках муниципальных программ направлять средства на установку приборов учета в частном жилищном фонде. Бюджетный кодекс Российской Федерации это не запрещает.
Показать полный ответ


24 февраля 2011 20:42

Вопрос через опросный лист
Какова ответственность муниципальных и государственных органов за реализацию государственной программы повышения энергоэффективности и энергосбережения, а так же каким образом может осуществляться поощрение коммерческих управляющих компаний за активное и плодотворное участие в реализации государственной программы повышения энергоэффективности и энергосбережения?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 21:33

Ответственность муниципальных и государственных органов за реализацию государственной программы повышения энергоэффективности и энергосбережения, скорее всего, финансовая: если муниципалитет или регион не выполняет такие программы, то бюджетные средства возвращаются в бюджет, плюс возникает риск исключения из действующей программы и невключения в следующие программы. За нецелевое использование...
Показать полный ответ


26 февраля 2011 18:20

Корнейчук У.Г.
Каким образом можно обеспечить единую техническую политику по организации учета энергоресурсов населением на территории муниципального образования? Какова роль муниципалитета в формировании и реализации этой политики?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 21:32

Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности установлены в статье 8. Об обеспечении единой технической политики по организации учета энергоресурсов населением на территории муниципального образования в этой норме речь не идет.
Показать полный ответ


19 февраля 2011 23:29

Нечаев А.А. г. Благовещенск
Правилами предоставления коммунальных услуг населению предусмотрена возможность «тринадцатого» платежа жителями за энергоресурсы, учитывающего их дополнительные издержки по итогам года. В то же время Премьер-министр Путин В.В. резко раскритиковал такую практику. Так что делать с необходимостью дополнительной оплаты, отражающей разницу в показаниях индивидуальных счетчиков и оплаты по нормативу с показаниями общедомового прибора учета?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 21:28

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, устанавливают необходимость корректировки размера платы за коммунальные услуги: при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета за все виды коммунальных услуг; при оборудовании многоквартирного дома...
Показать полный ответ


19 февраля 2011 23:31

Вопрос через опросный лист
Каким образом УЖК или ТСЖ учесть разницу реальное потребление и распределить платежи в случае частичного потребления горячей и холодной воды по приборам учета, остальное потребление «по нормативу»? Коллективные счетчики имеются.

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 21:26

Применив формулу 9 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307. Эта формула не дает баланса платежей по индивидуальным приборами учета и нормативам потребления, но игнорировать или модернизировать ее ни региональные, ни муниципальные власти, ни общее собрание собственников...
Показать полный ответ


19 февраля 2011 23:31

Волков г. Кострома
Каким образом учесть перерасход горячей и холодной воды в случае потребления по нормативу и наличии «незарегистрированных» жильцов? На кого будут относиться такого рода убытки?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 21:24

В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, такая процедура не установлена. Она есть в проекте Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, которые будут приняты в Правительством...
Показать полный ответ


24 февраля 2011 20:29


Иванова Ольга Владимировна, главный специалист отдела ЖКХ Белокалитвинского района
Сложилась ситуация: электроснабжающие организации в течение длительного периода не занимались обновлением парка индивидуальных электросчетчиков. В результате в пользовании у населения 60% электросчетчиков выпуска 70-80 годов, многие их них не опломбированы. Остальные жители оплачиват электропотребление только по индивидуальным опломбированным электросчетчикам, не соглашаясь участвовать в оплате расхода электроэнергии по общедомовым счетчикам. В результате образуется задолженность за управляющей компанией. Будут ли правомочными действия управляющих компаний по оплате за электроэнергию (энергосбыту) до 01.01.2012 года не по общедомовым приборам учета, а по показаниям индивидуальных счетчиков и за места общего пользования (по расчету лампочек, либо по нормативам – 7кВт/чел?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 21:21

Электроснабжающие организации не должны заниматься обновлением парка индивидуальных приборов учета электрической энергии. Во-первых, в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК) и п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 индивидуальные и общие (квартирные)...
Показать полный ответ


24 февраля 2011 21:53


Заворина Наталья Сергеевна, ЗАО "Управляющая компания "СПАС-Дом"
Каким образом будет оплачиваться работа УК по снятию показаний с приборов учета и сбору платежей для ресурсоснабжающих организаций ?

Гордеев Дмитрий Павлович,
Фонд "Институт экономики города"

2 марта 2011 21:18

Размер оплаты деятельности управляющей организации по договору управления многоквартирным домом устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, ЖК). Если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании включат в перечень заказываемых услуг и работ услугу по снятию показаний приборов учета, то...
Показать полный ответ