Ответы эксперта: Школьников Александр Владимирович

21 марта 2011 18:11




Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), определил обязанность муниципальных образований до 01.01.2012 осуществить работы по оборудованию жилых помещений, находящихся в их собственности, индивидуальными приборами учета потребления энергоресурсов.

Существуют ли рекомендации, разработанные порядки (на примере других МО) по выполнению работ по оборудованию муниципальных жилых помещений индивидуальными приборами учета за счет бюджетных средств?

Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт

28 марта 2011 19:49

В той или иной форме рекомендации появляются, например: http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-34048.htm http://www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=1043 http://www.uvao.ru/uvao/ru/regions/n_1301/o_71461 При выполнении работ за счет бюджетных средств, возможно, будут: - выбраны некоторые типовые решения или марки приборов, как говорится, «кто платит, тот и заказывает...
Показать полный ответ


18 марта 2011 08:41

Ресурсоснабжающая организация производит установку коллективных (общедомовых) приборов учета за свой счет и производит начисление по снятым с них показаниям в соответствии с 307 Постановлением РФ. Однако, пракуратура района всячески препятствует исполнению 231-ФЗ, ссылаясь на неправомерность таких действий. Что же делать ресурсоснабжающей организации, если в муниципальном образовании никаких движений для организации жителей по выбору способа управления многоквартирными домами не делается? Граждане не желают "жить по другому", процветает воровство энергоресурсов.

Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт

28 марта 2011 19:47

Тут несколько проблем: 1) Воровство энергоресурсов должно пресекаться совместно ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией (или со старшими по дому или подъезду в случае непосредственного управления, например). При этом всем жильцам нужно четко разъяснить требования существующего законодательства: общедомовой прибор учета фактически приводит к тому, что ворующий - ворует у...
Показать полный ответ


21 марта 2011 18:48

Иванов В.И. Пермский край.
Первый вопрос: в декабре 2010г., после выхода закона № 261-ФЗ, администрация СП организовала встречу председателей ТСЖ с представителями энергоснабжающей организации на которой наряду с другими вопросами было сказано, что до декабря 2011г. установка общедомовых приборов учёта электроэнергии будет осуществляться бесплатно, а с 2012г. – за счёт собственников жилья. Не прошло и месяца как было сказано, что бесплатная установка отменяется. В чём причина таких перемен?
Второй вопрос: отвечая на вопросы участников конференции Гордеев Д.П. пишет, что «общедомовые приборы учёта д.б. установлены энергоснабжающими организациями с 1.01.2012г. по 1.01.2013г.» в другом ответе «согласно ч.12.ст.13 закона №261-ФЗ организации СРО обязаны осуществить действия по установке приборов учета электроэнергии» в третьем ответе вся ответственность за установки приборов учёта с применением штрафов ложится на ответственных квартиросъемщиков, председателей ТСЖ и т.д. Я правильно понял из ответов, что до 1.01.13г. общедомовые приборы учета энергии устанавливаются жильцами, а с 1.01.13г - энергоснабжающими организациями и в случае отказа будут применятся штрафные санкции?

Третье, - (вопрос о порядке возмещения средств за энергопользование с неплательщиков уже поставлен - прим модератора).

Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт

28 марта 2011 19:43

По первому вопросу: Возможно, первоначально планировался один из следующих вариантов: - установка за счет муниципальной или областной программы энергосбережения (но на практике выделение средств на эти статьи может быть ограничено дефицитностью бюджета); - установка за счет программ в тарифе энергоснабжающих организаций (впоследствии, с учетом ограничений на рост тарифа в 15% такие программы...
Показать полный ответ


24 марта 2011 22:55

Здравствуйте!
Работаю в электросетевой компании. В соответствии с ФЗ-261 статьей 13, начали установку коллективных (общедомовых) приборов учета на границе раздела балансовой принадлежности с многоквартирными домами. Провели совместно с ЖКХ эталонным электросчетчиком проверку установленных приборов учета, подписали акт проверки, что они пригодны к коммерческим расчетам. Однако ЖКХ всячески отстраняется и не хочет признавать их расчетными. Предлагали схему: общий учет минус расход по индивидуальным приборам учета жильцов дома за месяц (по-скольку жильцам уже выданы абонентные книжки энергоснабжающей организацией), разница приходится на места общего пользования и предъявляется ЖКХ. Но они и на это не согласны. Вышестоящее руководство требует подписанные со стороны ЖКХ акты границ раздела балансовой принадлежности, якобы без них не удастся признать их расчетными.
Вот и возникает вопрос - законны ли действия ЖКХ и зачем подписанные Акты границ раздела, если в 261-ФЗ статья 13, пункт 2 четко сказано, что Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт

25 марта 2011 18:07

В подобных случаях нужно понимать, что две стороны – сетевая компания, как владелец энергооборудования до границы дома (или до иной точки, например, до трансформаторной подстанции, которая может принадлежать жильцам – для этого и необходим акт границ раздела балансовой принадлежности) и собственники многоквартирного дома (напрямую в случае непосредственного управления или их...
Показать полный ответ


22 марта 2011 20:29

В Республике Татарстан энергоснабжающая организация на основании республиканского нормативного акта рассчитывает ТСЖ по тарифам, дифференцированным по зонам суток, только для потребителей, имеющих "двухтарифные" индивидуальные приборы учета. Стоимость электроэнергии, потребленной в местах общего пользования (на освещение подъездов, двора, подвала и т.п.), рассчитывается только по одному ("дневному") тарифу. Доводы в пользу того, что вся электроэнергия потребляется в целях удовлетворения нужд физических лиц- членов ТСЖ не принимаются, в том числе и регулирующим тарифы республиканским органом. Хотелось бы знать, в других региона РФ имеется ли подобная практика?

Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт

25 марта 2011 15:32

Поскольку вопрос двухтарифного учета для мест общего пользования (а фактически речь должна идти о разнице между общедомовым ПУ и индивидуальными, где замешивается как потребление мест общего пользования, так и потери во внутридомовой сети) не урегулирован отдельно федеральным законодательством, то в случае наличия местного законодательства, необходимо руководствоваться им. Двухтарифный учет...
Показать полный ответ


14 марта 2011 17:08

Существует ли программа по замене однотарифных электросчетчиков на многотарифные для муниципальных квартир и льготных категорий граждан? И где с ней можно ознакомиться при ее наличии?

Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт

25 марта 2011 15:31

Такая программа (средства на нее, либо средства на компенсацию процентов по кредиту при предоставлении рассрочки) потенциально может быть: А) В региональной или муниципальной программе энергосбережения; Б) В тарифе сбытовой компании (Гарантирующего поставщика Вашего региона) как целевая программа В) В программе, формируемой управляющей компанией для обслуживаемых ею многоквартирных домов; Г) В...
Показать полный ответ


9 марта 2011 19:59

За счет каких средств будет (может) проводиться ремонт, замена ветхих инженерных внутриквартирных сетей, если она необходима для установки индивидуальных приборов учета?

(Варианты: квартира приватизирована, квартира в муниципальной собственности, квартира в государственной собственности - прим. модератора)

Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт

10 марта 2011 18:39

Внутриквартирные сети – собственность жильца или муниципалитета , поэтому собственник за свой счет и делает все улучшения. Единственное, что газовые сети и тепловые сети, идущие через квартиру, могут быть по факту заменены газоснабжающей организацией или при капремонте дома без предъявления жильцу счета за замену. Муниципалитеты могут включать эти расходы в программу энергосбережения, в...
Показать полный ответ


5 марта 2011 21:06

Как будут платить за установку индивидуальных ПУ пенсионеры с маленькой пенсией, многодетные с низкой зарплатой и др. малообеспеченные?Неужели этот вопрос даже не рассматривается????? Для некоторых 5-10 тыс - копейки или не проблема, а для некоторых это чистая обдираловка и лишения на уровне потребления самого необходимого. К кому можно обратиться за предоставлением льготы или по оказанию помощи при установке квартирных приборов учета?

Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт

10 марта 2011 18:33

Попробуйте 1) Посчитать, сколько стоит установка всех ПУ: a. Электроэнергия, если отсутствует или требуется замена; b. Горячая и холодная вода; c. Газ 2) Посчитать вашу личную годовую экономию от установки таких приборов учета (можете порасспрашивать соседей, посмотреть дискуссии в сети интернет). 3) Посчитать, через какой период окупятся эти приборы при существующих у вас тарифах и...
Показать полный ответ


19 февраля 2011 23:37

Вопрос через опросный лист
Какие формы финансовой и организационной поддержки установки комплексных систем учета электроэнергии, газа, тепла, воды , могут быть предусмотрены на муниципальном и региональном уровне?

Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт

10 марта 2011 17:51

Областные администрации и муниципалитеты принимают программы энергосбережения. В них могут предусматриваться: 1) Средства на финансирование установки приборов и систем учета энергоресурсов в многоквартирных домах; 2) Средства на софинансирование таких программ; 3) Средства на компенсацию процентов по кредитам при установке таких приборов или систем в рассрочку или в кредит. Кроме того,...
Показать полный ответ


21 февраля 2011 19:06

Почему в законе "Об энергосбережении..." не предусмотрена возможность кредитования управляющих организаций для установки приборов учета, но предоставлена такая возможность поставщикам энергоресурсов? При таком распределении обязанностей и выборочной политике преференций тем, кто устанавливает приборы учета, злоупотребления со стороны энергоснабжающих организаций практически предопределены законодательством.

Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт

10 марта 2011 17:50

Поставщики ресурсов, как и управляющие организации, могут брать кредиты на общих основаниях, в том числе и на установку приборов учета. Более того, поставщики ресурсов находятся в более сложном положении, т.к. не могут отказать в установке прибора учета (и должны изыскать оборотные средства чтобы наладить массовую закупку таких приборов для последующей установки). Вопрос, возможно, в том, что...
Показать полный ответ


21 февраля 2011 20:32

Согласно ФЗ № 261-фз органы местного самоуправления осуществляют контролирование муниципальных учреждений и предприятий. При этом во всех подзаконных актах по разработке муниципальных программ энергосбережения и отчетам по программам присутствует жилищной фонд. Вопрос: каковы полномочия органы местного самоуправления в части установки общедомовых приборов учета в не муниципальном жилищном фонде?

Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт

10 марта 2011 17:48

Муниципальные органы могут предусмотреть в муниципальной программе энергосбережения: 1) Средства на финансирование установки приборов и систем учета энергоресурсов в многоквартирных домах; 2) Средства на софинансирование таких программ; 3) Средства на компенсацию процентов по кредитам при установке таких приборов или систем в рассрочку или в кредит. Конечно, в первую очередь муниципалитеты...
Показать полный ответ


24 февраля 2011 20:42

Вопрос через опросный лист
Какова ответственность муниципальных и государственных органов за реализацию государственной программы повышения энергоэффективности и энергосбережения, а так же каким образом может осуществляться поощрение коммерческих управляющих компаний за активное и плодотворное участие в реализации государственной программы повышения энергоэффективности и энергосбережения?

Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт

10 марта 2011 17:45

Управляющая компания, при демонстрации своих достижений в области оснащения приборами учета, систем умный дом», снижения потерь воды и энергии имеет шансы получить целевые бюджетные средства на продолжение этих мероприятий или на компенсацию процентов от взятых кредитов. Но основным «поощрением» будет являться полученная экономия платежей за энергоресурсы. Проблема пока в...
Показать полный ответ


26 февраля 2011 18:20

Корнейчук У.Г.
Каким образом можно обеспечить единую техническую политику по организации учета энергоресурсов населением на территории муниципального образования? Какова роль муниципалитета в формировании и реализации этой политики?

Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт

10 марта 2011 17:43

«Единая техническая политика» в учете энергоресурсов несет очень большие риски. Во-первых, у каждого прибора или системы учета есть масса характеристик: цена, трудоемкость и стоимость установки и обслуживания, риск выхода из строя, точность, возможность взаимодействия с системами АСКУЭ и т.п. Не все специалисты имеют единое мнение о приоритетности тех или иных показателей при...
Показать полный ответ


9 марта 2011 19:34

В настоящее время в странах с развитой экономикой активно внедряются политарифные приборы учета электроэнергии, так называемые SmartMeters. Эта тема приобретает особую актуальность при появлении в эксплуатации электромобилей, которые требуют подзарядки аккумуляторных батарей в часы наименьшей нагрузки электропотребления. Кроме того, смартмитеры с функцией политарифного учета позволяют за счет изменения тарифов на электроэнергию в реальном времени действительно стимулировать потребителей на рациональное использование электроэнергии.
Вопрос: Имеются ли планы в России по внедрению политарифных смартмитеров и какие организационные меры для этого предусматриваются?

Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт

10 марта 2011 17:23

Существует несколько типов подобных приборов: 1) Приборы учета с функцией хранения почасовых данных, которые могут использоваться для расчетов по любу тарифу из существующих в России тарифных меню: одноставочному, в т.ч. дифференцированному по числу часов использования, двуставочному (энергия и мощность), дифференцированному по зонам суток, а также с использованием почасовых цен. Но для...
Показать полный ответ


4 марта 2011 13:48

Беспалов В.П. Москва
Согласно Правилам оказания коммунальных услуг и Жилищному кодексу, в большинстве случаев гарантирующий поставщик должен продавать электроэнергию управляющей компании (ТСЖ) на входе в многоквартирный дом (соответственно, по единому общему счетчику). УК (ТСЖ), в свою очередь, оказывает жильцам услугу по электроснабжению, пользуясь в отношениях с жильцами показаниями индивидуальных счетчиков. Вопрос – как внедрить расчеты по приборам учета по зонам суток, если в доме установлены разные типы счетчиков:

- ряд жильцов установили зонные счетчики, но общедомовой – обычный, и экономия отдельных жильцов не может быть транслирована на отношения УК с поставщиком;
- общедомовой – зонный, но поквартирные – обычные, а заставить жильцов ставить зонные юридически УК не может?
В обеих ситуациях сумма платежей жильцов неизбежно не сойдется со счетом дома в целом.

Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт

5 марта 2011 17:47

В первом случае наиболее гибким вариантом будет переход жильцов на расчеты с Гарантирующим поставщиком, а разницу между вводным прибором учета и суммой показаний по приборам учета у жильцов могла бы оплачивать управляющая компания. Добавлять эту разницу жильцу, у которого двухтарифный прибор учета пришлось бы в какой-то пропорции между дневным и ночным потреблением, что вызвало бы массу споров...
Показать полный ответ


4 марта 2011 13:45

Фролов К.М. Оренбург
Бытовые электросчетчики с учетом по зонам суток (многотарифные) стоят сравнительно дорого. В тоже время, сомнительно что при установке многотарифного счетчика и переходе на многотарифный учет, можно настолько изменить привычный уклад жизни (электропотребления) населения, чтобы добиться существенной экономии. Существует ли практический российский опыт внедрения электросчетчиков с учетом по зонам суток, доказывающий окупаемость установки таких приборов у населения? Если да, то каков срок окупаемости?

Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт

5 марта 2011 17:46

Вот практический пример для потребителя в г.Смоленске. Тариф для населения одноставочный 2,42 руб./кВт.ч. Тариф по зонам суток: дневная (с 7-00 до 23-00): 2,45 руб./кВт.ч., ночная (с 23-00 до 7-00): 1,72 руб/кВт.ч. Стоимость двухтарифного прибора учета с установкой (при заказе в ОАО «Смоленскэнергосбыт») – от 1695 руб. Для сравнения, стоимость однотарифного прибора учета с...
Показать полный ответ


4 марта 2011 13:47

Меликян Р.Ш. Краснодарский край
В чем смысл для гарантирующего поставщика электроэнергии в организации учета электроэнергии по зонам суток у населения? Ведь электроэнергия для нужд населения приобретается гарантирующим поставщиком на оптовом рынке электроэнергии по тарифу, не дифференцированному по зонам суток.

Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт

5 марта 2011 17:44

Гарантирующий поставщик (ГП) приобретает электроэнергию и мощность на оптовом рынке: в части населения и приравненных к ним потребителей - по регулируемым двусторонним договорам; в части остальных потребителей – по нерегулируемым ценам на энергию и мощность. Замечено, что пик потребления населения приходится на вечерние часы (примерно 17-21ч). В это время фиксируется мощность в вечернем...
Показать полный ответ


3 марта 2011 22:27

Колотилов А.С. Тамбовская область
По каким принципам должен быть организован многотарифный учет электроэнергии в многоквартирном доме? Если в доме установлены многотарифные квартирные электросчетчики, общедомовой электросчетчик так же должен быть многотарифным? Каким образом организационно и технически должна синхронизироваться работа квартирных и общедомовых приборов учета электроэнергии и каким образом должны компенсироваться неизбежные аппаратные и финансовые разрывы при работе индивидиальных и коллективных средств измерения электроэнергии в многоквартирном доме?

Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт

5 марта 2011 17:41

Прежде всего, уточним, что многотарифный учет для населения – это учет, дифференцированный по зонам суток. Обычно регулирующим органом устанавливается дневная зона с 7-00 до 23-00 и ночная – с 23-00 до 7-00. Для перехода жильца на дифференцированный по зонам суток тариф необходимо: 1) установить многотарифный прибор учета, опломбировать; 2) произвести настройку тарификатора по...
Показать полный ответ