Опыт развитых европейских стан в сфере городского строительства и хозяйства показали, что основными задачами органов государственной власти и местного самоуправления в сфере ЖКХ является предоставление возможностей для проявления деловой активности частных компаний, что с одной стороны позволяет получать значительную экономию бюджетных средств, а с другой – сохраняет ответственность властей за координацию частных компаний и предпринимателей в сфере городского хозяйства.
Если в России по-прежнему проводить нынешнюю административную жилищную политику, то будет и дальше ухудшаться состояние жилого фонда, комфортность проживания, что повлечет серьезное ухудшение жизни, прежде всего, для населения с низким уровнем дохода.
Систему ЖКХ в России тоже, как и на Западе коснулась приватизация. Но в нашей практике термине приватизация, не в полной мере предусмотрены аренда, подряд и частные управляющие, концессионные отношения. Это затрудняет процесс передачи положительного европейского опыта России. Из зарубежной практики из шести возможных видов концессии в коммунальном хозяйстве зарубежных стран в России законодательно прописана всего одна. Это несомненный минус. Можно сделать предварительный вывод, о том, что пока в России понятия концессия и приватизация не будут приведены в соответствие с законодательством зарубежных стран, возможности по эффективному управлению коммунальным хозяйством со стороны частных управляющих и прочих подрядчиков будут сильно ограничены.
Положительным опытом приватизации это передача частным лицам не только собственности, но и контроля над государственными и муниципальными предприятиями и активами, то есть приватизацию без передачи имущественных прав.
Из положительного опыта отметим, что зарубежом велика роль объединений собственников жилья (ОСЖ), которые представляют собой некоммерческую потребительскую организацию, объединяющую собственников объектов недвижимого имущества или пайщиков, создаваемую с целью управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения имуществом.
Так, во Франции, Финляндии, в Польше, Венгрии, Словакии распространены формы привлечения частных предпринимателей к управлению объектами жизнеобеспечения городов, с помощью концессий.
В том случае если в России будет доработано концессионное законодательство это позволит решить следующие задачи: Демонополизация и развитие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг, создание эффективных механизмов антимонопольного регулирования, разделение функций заказчика и подрядчика, целевое использование средств, контроль собственников жилья, привлечение частного капитала и кредитных ресурсов в ЖКХ. Для частного бизнеса чрезвычайно важны проработанность законов и гарантии стабильности, в силу долгосрочной окупаемости необходимых вложений и неопределенности их возврата.
России еще предстоит внедрять зарубежный опыт информационных технологий в сфере ЖКХ. Нечто подобное в ЖКХ в ряде регионов России имеется под названием «Электронная карта», «Электронный ЖЭК».
Немаловажный плюс зарубежного опыта в системе ЖКХ в том, что у потребителя топливно-энергектического ресурса есть право выбора наиболее привлекательного и ответственного поставщика услуг из конкурентной среды. Государство берет тут лишь роль регулятора в создании единых стандартов по качеству поставляемы услуг.
Свернуть ответ