Созданная на настоящий момент Законодательная и нормативно-техническая база энергосбережения достаточно жёстко регламентирует обязательные действия всех участников процесса энергоснабжения, направленные на повышение энергетической эффективности на стадиях производства, передачи и потребления энергетических ресурсов.
Общеизвестно, что жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) сегодня является крупнейшим потребителем энергии в стране, одной из самых затратных отраслей российской экономики, в которой энергоресурсы используются крайне нерационально.
По данным некоторых источников, потенциал энергосбережения в ЖКХ составляет 25 % всего потенциала энергосбережения в РФ, который составляет 360 – 430 млн. т. условного топлива. Если в ЖКХ эффективно проводить программу энергосбережения, то можно получить снижение затрат на услуги от 15 % до 40 %.
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) собственники помещений обязаны за свои средства проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества в многоквартирном доме.
Министерство регионального развития разработало перечни типовых мероприятий по энергосбережениюв многоквартиных домах. Закон регламентирует – кто и в какие сроки обязан предложить собственникам свои услуги по выполнению этих мероприятий. При этом, основными исполнителями, согласно Закону, «назначаются» сами участники процесса энергоснабжения жителей – ресурсоснабжающие организации и Управляющие организации.
С точки зрения экономики этих организаций, ни одна из них не заинтересована в фактическом снижении потребления энергоресурсов жилым домом: ресурсоснабжающая теряет выручку. Убедить регулятора в необходимости корректировки производственной программы в сторону снижения полезного отпуска, как правило или очень сложно, или практически не возможно. В то же время, в росте тарифов сегодня не заинтересован никто, кроме самих ресурсоснабжающих организаций, а Управляющая компания – в любом случае перекладывает все затраты на энергоносители на жителей. А проявление независимого экспертного мнения об уровне затрат и цен на этом этапе взаимоотношений Законом не предусмотрено. К тому же энергетическое обследование жилых домов, введённых в эксплуатацию до выхода Закона «Об энергосбережении …» не является обязательной процедурой.
1. 9-этажный, 3- подъездный кирпичный жилой дом, обслуживаемый добросовестным ТСЖ. В 2009 году выполнен капитальный ремонт дома, в соответствии с Федеральным законом 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ»: отремонтирована крыша, заменены розливы систем отопления и водоснабжения, установлены пластинчатые теплообменники в узлах приготовления горячей воды в ИТП (без регулирования нагрузки). Прибор учёта тепловой энергии установлен, но не налажен и не сдан на коммерческий учёт. Выход Закона № 261-ФЗ сподвиг теплоснабжающую организацию предложить этому ТСЖ свои услуги по наладке прибора учёта тепловой энергии и установке систем автоматического регулирования в ИТП. Окупаемость этих затрат декларировалась жителям в течение 3 – 4 месяцев. Жители дома приняли решение «довести до ума» свой дом и начать реально экономить на платежах за отопление. Подписали договор. Ресурсоснабжающая организация поставила на коммерческий учёт прибор учёта и установила оборудование автоматического регулирования в ИТП (узел с подмесом за счёт насоса на подаче). Председатель ТСЖ – бывший учитель истории (человек очень честный, но абсолютно далёкий от технических проблем организации процесса отопления) подписал акты выполненных работ. Оплатил деньги и начал ожидать долгожданную экономию. Экономии не получилось. 3 месяца люди ходили по кабинетам, пытаясь выяснить в чём причина. И только после обращения в независимую энергоаудиторскую компанию (не из своего города) ситуация прояснилась: ресурсоснабжающая при сдаче узла регулирования запустила в работу насос и установила регулирующий клапан в положение «максимально открыто», отключив автоматику. Сейчас идут суды. Но ТСЖ вряд ли выиграет. Эта «излишняя» тепловая энергия фактически потреблена.
2. Городской район застройки 60-х. 70-х годов. В-основном 5-этажные панельные дома. В большинстве своём дома без капитального ремонта: швы промерзают, крыши подтекают, розливы зашлакованы, двери и окна в подъездах требуют ремонта или замены. В этой ситуации, Управляющая компания развесила на информационных щитах предложения к жителям о выполнении комплекса работ по повышению энергоэффективности: установке приборов учёта, замене радиаторов на би-металлические и установке систем автоматического регулирования в ИТП. Обещанная в рекламе экономия – 30% от платежей за отопление по нормативу. В домах и сегодня при морозах ≤ -12оС температура в квартирах ниже 18о, график регулирования от котельной 78-60. Что в этой ситуации может дать узел автоматического регулирования, который стоит около 150 тыс. руб., кроме прибыли управляющей компании?
Необходимо усилить ответственность исполнителей за результат их работы по повышению энергоэффективности в жилых домах. Варианты решения этой проблемы могут быть различными:
1. Обязать собственников к проведению энергетического обследования, установив фиксированную цену за энергообследование жилых домов, например в руб/м2, с рассрочкой платежей хотя бы на 1 год. Для грамотного и ответственного энергоаудитора может оказаться достаточно экспресс-обследование дома, что в разы дешевле комплексного обследования.
Энергетический паспорт для жилых домов должен быть упрощён. К энергопаспорту дома должна прилагаться обобщённая форма на одну страничку с рекомендациями, расчётом финансовых потребностей и расчётом экономии и сроков окупаемости, которая должна быть предоставлена всем жителям обследованного дома (например в почтовые ящики вместе со счетами). Тогда жители, прежде чем принять решение об оплате тех, или иных мероприятий смогут хоть что-то понять и проанализировать. Тогда будет понятно к кому предъявлять претензии в случае, если нет эффекта от выполнения мероприятий, а энергоаудиторские организации должны нести материальную ответственность за результаты своей работы.
2.Обязать ресурсноснабжающие и Управляющие компании выполнять мероприятия по энергоэффективности только на основе энергосервисных контрактов с правом возмещения понесённых затрат через полученную экономию. Это обеспечит комплексный подход и значительно повысит ответственность «исполнителей».
3. Необходимо обязать Управляющие компании приводить в платёжных документах показания общедомовых приборов учёта и разницу, приходящуюся на энергосбережение, чтобы люди могли анализировать результаты проведённой работы. Это сделает значительно более прозрачным контроль каждого гражданина за платежами в рамках энергосервисных договоров.
Ещё одна очень серьёзная проблема – это проблема обслуживания систем учёта и автоматики. Предоставление возможности ресурсоснабжающим организациям обслуживать эти системы, может оказаться в ряде случаев сродни разрешению кошке сторожить сметану. Для специалистов не является секретом возможность изменения корректирующих коэффициентов, определяющих цену импульса при программировании тепловычислителей наиболее распространённых импульсных приборов.
Всё-таки необходимо поощрять создание и функционирование большого числа независимых организаций, занимающихся этой работой, не заинтересованных в фальсификации показаний приборов и работающих в условиях конкуренции.
Отсутствие установленных на правовом уровне требований к составу приборного оборудования и методическому обоснованию, применяемым при проведении энергетических обследований, создают поле свободной деятельности для «энергоаудиторов», с трудом представляющих себе что такое энергетические системы. Если говорить о предприятиях и организациях с участием государства, а так же органах государственной власти, в их штатах, как правило, есть энергетики, способные принять взвешенное решение. Собственники жилых помещений, в этой ситуации, наименее подготовлены и, соответственно, наиболее уязвимы. Навязать им поверхностный, не качественный энероаудит не составит никакого труда. Энергоаудитор должен нести ответственность за качество энергетических обследований и результативность предлагаемых мероприятий.
Энергетические обследования предприятий ЖКХ (ресурсоснабжающих) тоже несут ряд серьёзных проблем. Необходимо учитывать, что все эти организации занимаются регулируемыми видами деятельности. В связи с этим, помимо остро стоящей проблемы финансирования работ по проведению энергетического обследования и выполнению мероприятий программ энергосбережения, встаёт проблема ответственности энергоаудиторов за результаты их работы, в том числе ответственности материальной. Энергоаудитор предлагает мероприятия и рассчитывает ожидаемый энергетический эффект. Предприятие полностью, или частично через тариф это мероприятие выполняет, но не получает названного эффекта. Регулятор на следующий год, не задумываясь, оставит в составе тарифа энергоресурс с учётом продекларированного энергоаудитором эффекта. Убытки, в этом случае, лягут на ресурсоснабжающую организацию. Что бы смягчить эти риски необходимо массово развивать и поощрять создание многопрофильных предприятий, выполняющих весь комплекс работ «под ключ». В этом случае энергоаудитор, начиная энергообследование, знает, что прибыль его предприятия, а возможно и его собственная зарплата напрямую зависят от того, насколько качественно и добросовестно он проработает свои рекомендации, рассчитает затратную часть и эффект.
Ещё хотелось бы остановиться на проблеме качества оказываемых коммунальных услуг. Особенно это касается теплоснабжения. Форма энергетического паспорта не предусматривает право энергоаудитора выдать рекомендации, влияющие на повышение качества, но, возможно, не дающие энергетического эффекта. По опыту работы с теплоснабжающими организациями, особенно в районных центрах, могу утверждать, что достаточно распространена ситуация, когда регулярно на 3÷5 градусов не выдерживается температура горячей воды, за счёт чего образуется экономия топлива ( особенно при централизованном горячем водоснабжении, четырёхтрубной системе). В этом случае, расчётные значения расходов топлива на нормативную температуру горячей воды могут дать «перерасход» от фактических значений, а энергоаудитор, поставленный в жёсткие рамки рекомендаций мероприятий, приносящих энергетическую эффективность, не может, да и не захочет давать рекомендации, приносящие лишь «социальный» эффект. Кроме того, редко в каких сетях отлажены гидравлические режимы. По факту имеет место неравномерность распределения тепла – «перетопы» в одних зданиях и «недотопы» в других. В этой ситуации рекомендации по наладке режимов – должны быть первоочередными, но реального энергетического эффекта они не дадут. Необходимо на нормативном уровне зафиксировать обязанность энергоаудитора сначала учитывать в своих расчетах и рекомендациях стандарты качества предоставляемых коммунальных услуг, и только после этого приниматься за расчет эффекта от проведения энергосберегающих мероприятий.