Ключевыми препятствиями при осуществлении энергосервиса в любых странах являются:
1) Необходимость изыскать долгосрочный капитал для финансирования кассового разрыва между поставкой оборудования и проведением работ (которые нужно оплатить в течение нескольких месяцев) и получением эффекта от мероприятий (который может растянуться на годы). Кроме того, существенна рыночная ставка процента по таким кредитам.
2) Необходимость разделить риски, связанные с тем, что эффект может оказаться меньше запланированного, в т.ч. из-за меньшего роста тарифа, чем ожидался, изменения температур, изменения условий эксплуатации, иных условий измерений и т.п.
Европейские страны (и в некоторой степени новые члены Евросоюза) отличаются некоторыми более благоприятными для развития энергосервиса исходными условиями:
1) Возможность получить долгосрочное (3-5-7 лет) финансирование;
2) Низкие ставки процента (2-3-5-7% против 9-12-15% в России)
3) Высокие тарифы на электроэнергию, воду, тепло и газ, что способствует более быстрой окупаемости проектов;
4) Высокий процент обеспеченности приборами учета (и довольно большая статистика потребления каждого объекта), отсутствие дополнительных инвестиций при энергосервисе на оборудование приборами учета;
5) Более длительный опыт (вопросами энергосбережения в Европе озаботились с 70-х годов, после первого нефтяного кризиса), более развитый устоявшийся рынок, опробованные решения, что снижает риски;
6) Сильное влияние «зеленых» идей (т.е. идея снижения выбросов в окружающую среду не менее важна для энергосервиса, чем идея экономии расходов на энергию – даже если мероприятие получилось не таким быстроокупаемым, как ожидали, снижение выбросов «морально оправдывает» его);
7) Значительная доля индивидуального жилья (а также многоквартирных домов, принадлежащих собственнику, сдающему квартиры в аренду), что способствует большей заинтересованности в снижении потребления энергии, чем в случае общедолевой собственности в многоквартирных домах;
8) Высокое качество инфраструктуры (при установке, например, теплового пункта, не нужно перекладывать половину тепловых сетей);
9) Высокая платежная дисциплина жильцов и конечных потребителей услуг энергосервиса;
10) Наличие негосударственных стандартов энергоменеджмента, добровольных, но востребованных рынком (предприятие заинтересовано следовать этим стандартам, поскольку это благоприятно отражается на его имидже и сбыте продукции), давнее внимание государства к вопросам энергосбережения;
11) Идеологическая составляющая: плата за энергоресурсы – это во многом плата странам арабского мира и России, воспринимаемым общественным мнением не очень благоприятно, популярны идеи «энергетической/углеводородной независимости», приводящие к быстрому развитию более дорогостоящих ветроустановок, солнечной энергетики, малой гидрогенерации, «пассивных домов» и т.п.
Свернуть ответ