Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
17 мая 2011 09:22
Многим хотелось бы получить поддержку от государства в реализации энергосервисных контрактов. Но поддержка в форме принятия государством на себя рисков по энергосервисным контрактам несет риски, поскольку «расхолаживает» обе стороны – Заказчика и Поставщика. Мне видится следующая форма участия государства в поддержке энергосервиса. Прежде всего, государству финансово выгодно...
Показать полный ответ
Многим хотелось бы получить поддержку от государства в реализации энергосервисных контрактов. Но поддержка в форме принятия государством на себя рисков по энергосервисным контрактам несет риски, поскольку «расхолаживает» обе стороны – Заказчика и Поставщика.
Мне видится следующая форма участия государства в поддержке энергосервиса. Прежде всего, государству финансово выгодно снижение потребления энергоресурсов, поскольку высвобождается газ для поставки его за рубеж по более выгодным (в 2-3 раза) ценам, чем внутри страны, поскольку большая часть пакета Газпрома – в собственности государства, да и налогов на прибыль в этом случае будет уплачено больше. Также частично высвобождаются ресурсы, которые не нужно сейчас тратить на освоение дорогостоящих удаленных месторождений, а можно инвестировать, например, в газификацию «последней мили» Центральной России, Сибири, Дальнего Востока, вывести из эксплуатации неэффективные мазутные котельные и дорогостоящее электроотопление, благодаря чему повысить уровень жизни населения.
Таким образом, можно рассчитать «газовый эффект» государства от экономии 1 кВт.ч. электроэнергии, 1 Гкал тепла (в случае производства тепла на газовых котельных или ТЭЦ, или при электроотоплении), 1 м3 воды (через экономию электроэнергии), 1000 м3 газа. Этот эффект будет состоять в увеличении получаемых налогов и прибыли «Газпрома» (в доле государства) от продажи высвобожденного газа по ценам зарубежных контактов, а также (в конкретных случаях) от экономии расходов местных бюджетов от вывода из эксплуатации неэффективных котельных.
Вот этот эффект (по крайней мере, 50% его) государство и должно возвращать тем, кто в результате мероприятий энергосервиса снизил потребление энергоресурсов. Возвращение эффекта проще всего осуществить путем уменьшения на эти суммы платежа по налогу на прибыль – в его федеральной и региональной составляющей. Льготы по налогу могут предоставляться как Заказчику, так и (частично) Энергосервисной компании, чтобы стимулировать развитие энергосервиса. Также часть эффекта может возвращаться путем списания на эту сумму платы (процентов) за целевой кредит энергосервисным компаниям со стороны государственных банков (Сбербанк, ВТБ).
Свернуть ответ