Школьников Александр Владимирович,
Независимый эксперт
17 мая 2011 09:29
Первый вопрос, на который нужно ответить: должен ли энергоаудит быть независимым? Другими словами, нужно ли требовать, чтобы компания-энергоаудитор и энергосервисная компания являлись различными лицами, не аффилированными между собой? На это существует два противоположных мнения: 1) Энергоаудитор должен быть независимым. Основные аргументы за: независимый аудитор не будет навязывать...
Показать полный ответ
Первый вопрос, на который нужно ответить: должен ли энергоаудит быть независимым? Другими словами, нужно ли требовать, чтобы компания-энергоаудитор и энергосервисная компания являлись различными лицами, не аффилированными между собой?
На это существует два противоположных мнения:
1) Энергоаудитор должен быть независимым. Основные аргументы за:
- независимый аудитор не будет навязывать определённых поставщиков с определенными решениями;
- независимый аудитор не будет умалчивать о тех возможностях, которые не предоставляет собственная или аффилированная энергосервисная компания;
- узкоспециализированный энергоаудитор сможет лучше понять возможности экономии, чем энергосервисная компания, завязанная на несколько типовых решений и поставщиков.
2) Энергоаудит и энергосервис должны поставляться единым пакетом. Основные аргументы за:
- в случае отдельного аудита рекомендации могут получиться неконкретными и расплывчатыми, «для галочки», энергоаудитор не отвечает за последствия своих рекомендаций, «расхлебывать» придется энергосервисеру;
- энергосервисной компании будет непонятна/неприемлема методика измерений и расчетов энергоаудитора, и фактически при энергосервисе энергоаудит придется делать заново, что удорожает проект;
- Заказчик проведет энергоаудит и успокоится на этом (или исчерпает на энергоаудит весь бюджет), не доведя дело до конкретных мероприятий по энергосервису.
Финансовые и организационные требования к компаниям энергоаудитору и энергосервисеру также разные:
- Если энергоаудитор – это, как правило, небольшая компания с небольшим капиталом, то энергосервисер должен иметь значительный капитал, чтобы взаимодействовать с финансовыми организациями, финансировать кассовые разрывы (за поставку оборудования и работы нужно расплатиться сразу, а получение средств из экономии может растянуться на годы) частично из собственных средств.
- Если главный актив энергоаудитора – человеческий капитал, то у энергосервисера кроме грамотного персонала на первый план выходят связи с поставщиками решений, оборудования и услуг, банками, а также собственные активы.
Думаю, что каждый заказчик вправе принимать собственную модель поведения - независимый энергоаудит, либо энергосервис и энергоаудит в одном флаконе. По-моему, первый вариант (независимый энергосервис) предпочтительнее для крупных компаний, с индивидуальными особенностями технологического цикла, у которых есть персонал, силы и средства работать и с энергоаудиторами, и с энергосервисерами,. Второй вариант предпочтительнее для малых бизнесов и бюджетников с типовыми объектами, где необходимо с минимальными трансакционными издержками обеспечить типовое, но надежное и работающее решение.
Думаю, что в течение нескольких лет на рынке выкристаллизуются несколько типов компаний:
1) Энергоаудиторские компании, имеющие грамотный персонал и передвижные лаборатории, в массе своей небольшие и работающие с крупными и нетиповыми проектами;
2) Энергосервисные компании, в т.ч. специализированные, которые сформируются на базе поставщиков услуг установки и эксплуатации ПУ, решений в сфере освещения, решений в сфере оптимизации теплоснабжения, поставок малой генерации, компенсации реактивной мощности и т.п.
3) Широкопрофильные компании, поставляющие типовые решения всем тем, кто хочет иметь простые, но малорискованные и опробованные решения «одним пакетом». Такие компании предоставляют полный спектр услуг – энергоаудит, энергосервис, а также финансирование проектов (в т.ч. из собственного капитала или благодаря наличию возможности привлекать большие заемные средства). Соответственно, каждая компания имеет свой типовой набор решений и поставщиков оборудования и услуг под каждое решение. Такие компании могут сформироваться, например, на базе энергосбытовых компаний (Гарантирующих поставщиков), готовых заниматься этими видами деятельности.
Поскольку законодательство требует проведения энергоаудита и снижения энергопотребления для многих групп потребителей – управляющих компаний, бюджетников, регулируемых организаций, предприятий с потреблением энергоресурсов более 10 млн. руб., причем такие предприятия могут быть разбросаны по всему региону, находясь в труднодоступных «медвежьих углах», а не только в центрах мегаполисов и областных центрах, возникает потребность в своеобразном «Гарантирующем поставщике услуг энергоаудита и энергосервиса», который на публичных условиях смог бы принять на обслуживание любую компанию, не нашедшую иных поставщиков таких услуг, и реализовать там некоторый стандартный пакет мероприятий. Разумеется, такая компания должна быть региональной (вряд ли какая-то компания сможет реализовать такую публичную оферту на территории всей страны), обладать солидным капиталом, сетью офисов, несколькими выездными лабораториями энергоаудита, и фактически являться центром связи между различными специализированными поставщиками решений (в области освещения, теплоснабжения, компенсации реактивной мощности и т.п.), банками, исполнителями услуг (ремонтными и монтажными компаниями), ресурсоснабжающими организациями.