Ответ на этот вопрос требует целой методики (и у разных компаний они могут отличаться). Кроме того, ответ на этот вопрос можно дать как со стороны Заказчика, так и со стороны Поставщика услуги энергосервиса.
Упрощенно цена энергосервисного договора (со стороны Поставщика Энергосервиса) состоит из следующих составляющих:
1) Стоимость работ и услуг, оказанных в процессе энергосервиса (сюда может входить частично и аудит, и консалтинг, и «работа руками»). Это как работа собственного персонала Сервисера (включая все накладные), так и нанятые по субподряду компании плюс прибыль, зарабатываемая на оказании этих услуг;
2) Стоимость оборудования, установленного за счет Сервисера плюс прибыль Сервисера, заработанная на перепродаже этого оборудования (часто разница между оптовой ценой и розничной);
3) Величина прибыли, учитывающая процент по кредиту и риски, на покрытие финансового разрыва между оплатой Сервисером работ и оборудования, и получением Сервисером доли эффекта. Процент может варьироваться от минимума 5%-7% (эквивалентен проценту, который Сервисер мог бы получить, разместив собственные свободные средства на депозите в банке) до 20-30% и более - рыночный процент при привлечении банковского кредита с учетом риска неполучения средств от Заказчика.
Со стороны Заказчика цена энергосервисного договора, на которую Заказчику выгодно соглашаться, может определяться следующим образом:
1) Рассчитывается ожидаемый эффект от мероприятий (приведенный к году) и график получения ожидаемой экономии в ближайшие годы (по месяцам или кварталам);
2) Определяются суммы, которые Заказчику нужно потратить (инвестировать), для обеспечения выполнения работ Подрядчиком (например, установка приборов учета, если это не входит в контракт, расчистка площадок, перенос оборудования и материалов , обучение персонала, доплаты персоналу и т.п.), а также упущенная прибыль в случае необходимости так или иначе останавливать технологический цикл (или в случае иных рисков технол.циклу),
3) С эффекта снимается сумма оплаты Подрядчику по энергосервису и суммы п.2
4) Оценивается получаемый денежный поток с альтернативным вариантом (привлечение кредита либо отказ от развития производства, либо отказ от выплат дивидендов акционерам, но реализация мероприятий своими силами с учетом всех рисков неполучения эффекта при работах своими силами).
5) В случае, если Заказчик считает, что с учетом всех рисков и отвлечения капитала найм энергосервисной компании предпочтительнее, заключается энергосервисный контракт.
В этом простейшем приближении не рассмотрены более сложные схемы (например, привлечение третьей стороны – банков, бюджетных средств и т.п.) и схемы, когда для Заказчика кроме эффекта экономии существенную роль играют и другие эффекты (климат в помещении, повышение надежности энергоснабжения, отказ от доп. платы за присоединение к эл.сети, снижение экологических платежей, уменьшение выбросов в окр.среду и повышение имиджа и т.п.). Также со стороны Подрядчика некоторые мероприятия могут проводиться в рекламных целях, с пониженной нормой прибыли (или ее отсутствием).
Свернуть ответ