Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Мнения экспертов

Энергоэффективность России: достаточно ли принятых Правительством решений?

Еще по теме: Организация конкурсов и аукционов

В последние недели Правительство России в изобилии принимает подзаконные акты, которые должны заставить заработать закон "Об энергосбережении…". К сожалению, некоторые документы вызывают удивление и разочарование. Где же ищет Правительство потенциал энергосбережения?

Энергоэффективность России: достаточно ли принятых Правительством решений?

В последние недели Правительство России в изобилии принимает подзаконные акты, которые должны заставить заработать закон "Об энергосбережении…". К сожалению, некоторые документы вызывают удивление и разочарование.

Например, постановлением Правительства России от 31.12.2009 г. №1221 утверждены "Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд".

Смысл этого документа прост – вводится перечень энергоемкого оборудования, для государственных закупок которого придется учитывать его эффективность.

Сама по себе идея хороша. Запрет на покупку неэффективного оборудования не только в перспективе снизит потребление ресурсов, но создаст рынок для производителей эффективного оборудования, усилит их конкурентные преимущества.

Удивительно другое – странные несоответствия заявленной цели и реальных шагов по ее осуществлению. Вчитаемся внимательно в постановление №1221.

Вопрос №1 – кого реально ограничивают?

Если читать буквально, то ограничиваются только закупки для государственных и муниципальных нужд. Исходя из профильного Закона от 21.07.2005 №94-ФЗ, это будут закупки, финансируемые непосредственно за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов. Например, для нужд больниц, школ, воинских частей, по целевым программам и т.п.

В то же время, львиная доля потенциала энергосбережения сосредоточена не в бюджетной сфере, а в руках хозяйствующих субъектов. И немалую долю из них контролирует государство. Например, в каждом городе самые большие проблемы с энергоэффективностью – у муниципальных предприятий тепловых сетей, котельных, и т.д.

А распространяются ли на них понятие "госзакупки"? Если обратиться к разъяснениям самого же Правительства России (например, письмо Минфина от 9.09.2008 г. №09-07-05/921 или письмо Минэкономразвития от 15.10.2008 г. №Д05-4432), то получается, что государственные и муниципальные унитарные предприятия никакого отношения к госзакупкам не имеют. Они – "просто хозяйствующие субъекты".

Таким образом, у местных чиновников появляется замечательный способ уходить от требований энергоэффективности. Например, если отопительный котел покупает бюджет для нужд воинской части, то его эффективность обязаны принимать во внимание, а если десять таких же котлов покупает некое МУП "Городское тепло" для отопления жилого фонда – то никаких формальных ограничений нет. Вот такой фокус.

В то же время, каждый здравомыслящий человек понимает, что количество энергоресурсов, расходуемых МУП-ами и ГУП-ами, значительно больше, чем непосредственно бюджетными учреждениями (воинскими частями, больницами, и т.д.). А из-под ограничений они аккуратно выпадают.

Вопрос №2 – на каком оборудовании должны беречь энергию бюджетные учреждения?

Перечень оборудования, на котором планируется беречь энергию бюджетными учреждениями, местами вызывает искреннее удивление.

Конечно, бюджетными учреждениями используются для своих нужд бытовые приборы, оборудование коммунального хозяйства, лифты и автомобили. По этому поводу вопросов нет…

Но представить себе, что бюджетные учреждения активно используют ткацкие станки, кузнечно-прессовое оборудование, в промышленных масштабах занимаются сталелитейным производством и изготовлением пива, очень сложно. Конечно, это энергоемкие производства, и повышать эффективность в них нужно, но не создавать же их в бюджетной сфере!

Возникает ощущение, что с документом очень торопились. Сама дата принятия – 31 декабря – наводит на такие мысли.

Все-таки, меры или полумеры?

Поставленная Президентом задача резкого сокращения энергоемкости экономики – насущная и жизненно важная. Но решить ее полумерами невозможно. Иначе, как говорится – замах на рубль, а удар на пятак.

Конечно, важно и нужно, чтобы бюджетная сфера начала с себя, задумавшись о повышении собственной энергоэффективности. Тем более, что в бюджетной сфере традиционно привыкли тратить, а не зарабатывать.

Вот только действительное решение проблемы эффективности находится в секторе реальной экономики. И благодушный либерализм государства, выводящего реальный сектор из-под жестких требований по энергоэффективности, кажется неуместным.

Если мы действительно хотим преодолеть огромное отставание от Запада, нужны жесткие требования для всей экономики, невзирая на то, частная она или государственная.

Пока, к сожалению, духа хватило только на лампочки.

Автор: Gorinich

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →