В статье С.Семина выражается недоумение и огорчение по поводу "не оптимальности" принимаемых Правительством РФ решений по обеспечению требований Закона "Об энергосбережении...". Полностью разделяю позицию автора. Вместе с тем считаю, что положения Закона "Об энергосбережении..." чрезмерно мягки в отношении надзора за энергоэффективностью. В настоящее время Правительством России предложены две сферы наблюдения за энергоэффективностью товаров: это бытовая техника (причем, далеко не вся) и товары, закупаемые органами государственной и муниципальной власти для своих нужд.
Пущена на самотек сфера применения товаров, оборудования и устройств хозяйствующими субъектами. В других, гораздо более энергоэффективных странах, государство не позволяет себе столь отстранено относиться к управлению энергоэффективностью. На невидимые руки рынка там не очень-то надеются. За тем, что эти руки делают, присматривают весьма внимательно и, при необходимости, ситуацию поправляют.
Организация надзора за энергоэффективностью в Канаде
В Канаде нет разделения сфер надзора за энергоэффективностью для товаров и услуг. Имеется принятый Законом список товаров с регламентируемой энергоэффективностью и не важно, где эти товары используются.
Укрупненно перечень товаров, для которых государством в обязательном порядке регламентированы показатели энергоэффективности, выглядит следующим образом:
- Бытовые холодильники и морозильники;
- Промышленные и коммерческие холодильники и морозильники;
- Установки охлаждения воды;
- Стиральные машины бытовые и коммерческие;
- Посудомоечные машины;
- Электрические плиты;
- Электрические водонагреватели;
- Установки для сушки одежды;
- Осушители воздуха;
- Бытовые кондиционеры;
- Промышленные и коммерческие установки кондиционирования;
- Сплит-системы установок кондиционирования и тепловых насосов;
- Тепловые насосы для отбора тепла из земли и воды;
- Газовые котлы;
- Газовые камины;
- Газовые печи;
- Газовые плиты;
- Газовые водонагреватели;
- Газовые агрегаты, используемые в коммерческих целях;
- Мазутные котлы;
- Мазутные печи;
- Мазутные водонагреватели;
- Потолочные вентиляторы;
- Лампы дневного света и пусковая арматура;
- Зеркальные лампы накаливания, прожекторы;
- Бытовые светильники;
- Услуги по эксплуатации люминесцентных ламп и прожекторов;
- Общественные световые указатели;
- Светофоры;
- Комплексы кондиционеров и тепловых насосов, установки рекуперации, аккумуляторы тепла;
- Сухие трансформаторы;
- Электродвигатели от 0,75 до 150 КВт.
По указанному перечню товаров приняты национальные стандарты энергоэффективности, которые распространяются на их обращение внутри страны и ввоз из за рубежа. Состав Перечня и стандарты энергоэффективности периодически пересматриваются в соответствии с изменяющейся ситуацией.
В обязанности поставщиков продукции и их дилеров входит документальное подтверждение показателей энергоэффективности и представление отчетности об обороте этих товаров. В отчете так же указывается, взамен какого оборудования поставляется товар, с представлением сопоставлений классов энергоэффективности. Ввоз на территорию страны товара, входящего в Перечень, требует специального разрешения по признаку энергоэффективности.
Товары, входящие в пречень, должны иметь маркировку энергоэффективности. Маркировка производится на основании сертификации продукции на соответствие требованиям стандарта. В стране действуют 9 органов сертификации продукции по показателям энергоэффективности.
Информация о классах энергоэффективности продукции размещается на сайте национальной службы стандартизации.
Сопоставление канадского опыта с российскими нормативами
Канадский перечень товаров с регламентируемыми показателями энергоэффективности существенно отличается от действующего российского национального стандарта ГОСТ Р 51388-99 и Постановления Правительства РФ 1222 от 31.12.2009.
Перечень товаров по ГОСТ Р 51388-99 существенно шире канадского Перечня. Недостаток Российского Перечня в том, что на практике он почти не применялся.
Перечень, указанный в Постановлении Правительства 1222 от 31.12.2009, распространяется только на товары, используемые в быту, и не регламентирует отношения в коммерческой деятельности.
Требования к распространителям продукции также различаются. В России продавец должен будет только пассивно информировать покупателей о классе энергоэффективности ряда товаров. За рубежом продавцы часто выступают как активное звено "обратной связи" для Правительства о продвижении энергоэффективной техники.
Такой подход отражает политику, предусмотренную российским Законом: государство в первую очередь решает проблемы энергоэффективности у себя, то есть в государственном и муниципальном секторах. Коммерческая и производственная сфера в условиях конкуренции должна сама обеспечить энергосбережение.
В дальнейшем ситуация, видимо, изменится, и состав товаров с регламентируемыми показателями энергоэффектиности и сфера их применения будут расширены.
На основе oee.nrcan.gc.ca
Автор: Коваль Сергей Петрович