Главная / Аналитика / Опыт энергосбережения / Энергосбережение в «дальнем» зарубежье

Надзор за энергоэффективностью товаров в Канаде

Некоторые специалисты выражают недоумение и огорчение по поводу "не оптимальности" принимаемых Правительством РФ решений по обеспечению требований Закона "Об энергосбережении...".В настоящее время Правительством России предложены две сферы наблюдения за энергоэффективностью товаров: это бытовая техника (неполный список) и товары, закупаемые органами государственной и муниципальной власти. Пущена на самотек сфера применения товаров, оборудования и устройств хозяйствующими субъектами.

Надзор за энергоэффективностью товаров в Канаде

В статье С.Семина выражается недоумение и огорчение по поводу "не оптимальности" принимаемых Правительством РФ решений по обеспечению требований Закона "Об энергосбережении...". Полностью разделяю позицию автора. Вместе с тем считаю, что положения Закона "Об энергосбережении..." чрезмерно мягки в отношении надзора за энергоэффективностью. В настоящее время Правительством России предложены две сферы наблюдения за энергоэффективностью товаров: это бытовая техника (причем, далеко не вся) и товары, закупаемые органами государственной и муниципальной власти для своих нужд.

Пущена на самотек сфера применения товаров, оборудования и устройств хозяйствующими субъектами. В других, гораздо более энергоэффективных странах, государство не позволяет себе столь отстранено относиться к управлению энергоэффективностью. На невидимые руки рынка там не очень-то надеются. За тем, что эти руки делают, присматривают весьма внимательно и, при необходимости, ситуацию поправляют.

Организация надзора за энергоэффективностью в Канаде

В Канаде нет разделения сфер надзора за энергоэффективностью для товаров и услуг. Имеется принятый Законом список товаров с регламентируемой энергоэффективностью и не важно, где эти товары используются.

Укрупненно перечень товаров, для которых государством в обязательном порядке регламентированы показатели энергоэффективности, выглядит следующим образом:

  • Бытовые холодильники и морозильники;
  • Промышленные и коммерческие холодильники и морозильники;
  • Установки охлаждения воды;
  • Стиральные машины бытовые и коммерческие;
  • Посудомоечные машины;
  • Электрические плиты;
  • Электрические водонагреватели;
  • Установки для сушки одежды;
  • Осушители воздуха;
  • Бытовые кондиционеры;
  • Промышленные и коммерческие установки кондиционирования;
  • Сплит-системы установок кондиционирования и тепловых насосов;
  • Тепловые насосы для отбора тепла из земли и воды;
  • Газовые котлы;
  • Газовые камины;
  • Газовые печи;
  • Газовые плиты;
  • Газовые водонагреватели;
  • Газовые агрегаты, используемые в коммерческих целях;
  • Мазутные котлы;
  • Мазутные печи;
  • Мазутные водонагреватели;
  • Потолочные вентиляторы;
  • Лампы дневного света и пусковая арматура;
  • Зеркальные лампы накаливания, прожекторы;
  • Бытовые светильники;
  • Услуги по эксплуатации люминесцентных ламп и прожекторов;
  • Общественные световые указатели;
  • Светофоры;
  • Комплексы кондиционеров и тепловых насосов, установки рекуперации, аккумуляторы тепла;
  • Сухие трансформаторы;
  • Электродвигатели от 0,75 до 150 КВт.

По указанному перечню товаров приняты национальные стандарты энергоэффективности, которые распространяются на их обращение внутри страны и ввоз из за рубежа. Состав Перечня и стандарты энергоэффективности периодически пересматриваются в соответствии с изменяющейся ситуацией.

В обязанности поставщиков продукции и их дилеров входит документальное подтверждение показателей энергоэффективности и представление отчетности об обороте этих товаров. В отчете так же указывается, взамен какого оборудования поставляется товар, с представлением сопоставлений классов энергоэффективности. Ввоз на территорию страны товара, входящего в Перечень, требует специального разрешения по признаку энергоэффективности.

Товары, входящие в пречень, должны иметь маркировку энергоэффективности. Маркировка производится на основании сертификации продукции на соответствие требованиям стандарта. В стране действуют 9 органов сертификации продукции по показателям энергоэффективности.

Информация о классах энергоэффективности продукции размещается на сайте национальной службы стандартизации.

Сопоставление канадского опыта с российскими нормативами

Канадский перечень товаров с регламентируемыми показателями энергоэффективности существенно отличается от действующего российского национального стандарта ГОСТ Р 51388-99 и Постановления Правительства РФ 1222 от 31.12.2009.

Перечень товаров по ГОСТ Р 51388-99 существенно шире канадского Перечня. Недостаток Российского Перечня в том, что на практике он почти не применялся.
Перечень, указанный в Постановлении Правительства 1222 от 31.12.2009, распространяется только на товары, используемые в быту, и не регламентирует отношения в коммерческой деятельности.

Требования к распространителям продукции также различаются. В России продавец должен будет только пассивно информировать покупателей о классе энергоэффективности ряда товаров. За рубежом продавцы часто выступают как активное звено "обратной связи" для Правительства о продвижении энергоэффективной техники.

Такой подход отражает политику, предусмотренную российским Законом: государство в первую очередь решает проблемы энергоэффективности у себя, то есть в государственном и муниципальном секторах. Коммерческая и производственная сфера в условиях конкуренции должна сама обеспечить энергосбережение.

В дальнейшем ситуация, видимо, изменится, и состав товаров с регламентируемыми показателями энергоэффектиности и сфера их применения будут расширены.

На основе oee.nrcan.gc.ca

Автор: Коваль Сергей Петрович

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →