Поскольку законодательством РФ о саморегулировании предусмотрена возможность для СРО самостоятельной сертификации деятельности своих членов, логично предположить, что к деятельности СРО должны быть применены требования ГОСТ Р ИСО 17021 - 2006 "Оценка соответствия. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента". Но на начальном этапе развития СРО вряд ли это реализуемо. Поэтому целесообразно детально описать процессы, планируемые и исполняемые СРО, применить к этим процессам требования и рекомендации стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000 и описать систему управления качеством в формате коллегиального управления "Ассоциированная система менеджмента качества".

Принятым 23.11.2009 Законом РФ "Об энергосбережении..." вводится обязательность участия энергоаудитора в саморегулируемой организации энергоаудиторов (СРОЭ).

Таким образом определены более жесткие условия доступа на рынок проведения энергетических обследований. По сути, государство переложило обязанность надзора за качеством деятельности энергоаудиторов на их профессиональные объединения, оставив за собой надзор за деятельностью СРО. Обеспечение качества при деятельности саморегулируемой организации имеет двоякий смысл.

Во-первых, производство качественного и удовлетворяющего потребителя продукта - основная задача любой организации и, прежде всего входящей в состав СРО. Почему так? Вольный предприниматель, нагрешивший с качеством просто может обанкротиться, и это его проблемы. Но если за низкое качество работы члена СРО ответит не только он сам, но и его коллеги (материально из Компенсационного фонда и морально потерей репутации), то путь на этот рынок для проштрафившегося предпринимателя будет закрыт.

Во-вторых, одна из основных задач СРО - контроль за профессиональной деятельностью участников СРО, в том числе за качеством этой деятельности. Но в таком случае деятельность самого контролера должна быть качественной и отвечать общепризнанным критериям качества.

В настоящее время вовсю идет процесс создания СРО, и вопрос качества деятельности самих СРО пока не обсуждается. Наверное, это неправильно. Конфликтов и непонимания между всеми участниками отношений в саморегулировании не избежать, если не определить, что есть качество в деятельности СРО, кто есть потребители услуг саморегулируемой организации и ее исполнительного аппарата, каковы признаки качества.

Практики управления качеством деятельности саморегулируемых организаций в России практически нет. В то же время, после принятия Закона РФ "О саморегулируемых организациях", поправок к Градостроительному Кодексу РФ о деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства, Закона РФ № 261 от 23.11.2009 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" стало понятно что вкладывает законодатель в понятие саморегулирования в России и какие процессы в деятельности СРО обязательны для исполнения. Исходя из этого можно определить основные элементы для систем менеджмента качества СРО:

Основные потребители деятельности СРО:

  • члены СРО;
  • неопределенный состав конечных потребителей продукции членов СРО;
  • органы государственного надзора за деятельностью СРО.

Основные процессы - объекты управления системы менеджмента качества (СМК):

  • разработка стандартов и правил саморегулирования и професиональной деятельности членов СРО;
  • контроль исполнения стандартов СРО ее членами;
  • управление решением конфликтных ситуаций;
  • планирование деятельности СРО;
  • обеспечение деятельности некоммерческой организации;
  • управление ресурсами и обеспечение производственной средой;
  • информационное обеспечение деятельности СРО;
  • документооборот в СРО;
  • мониторинг и оценка исполнения функций СРО;
  • взаимодействие с органами государственного надзора и внешней средой.

В общем виде требования к этим процессам описаны в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования". Поскольку законодательством РФ о саморегулировании предусмотрена возможность для СРО самостоятельной сертификации деятельности своих членов, логично предположить, что к деятельности СРО должны быть применены требования ГОСТ Р ИСО 17021 - 2006 "Оценка соответствия. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента". Но на начальном этапе развития СРО вряд ли это реализуемо. Поэтому целесообразно детально описать процессы, планируемые и исполняемые СРО, применить к этим процессам требования и рекомендации стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000 и описать систему управления качеством в формате коллегиального управления "Ассоциированная система менеджмента качества".

Поскольку тема управления качеством в СРО и вопросы соответствующей сертификации еще широко не обсуждались, приглашаем высказаться специалистам и заинтересованным лицам в комментариях в этой и другим статьям, посвященным СРО.

Автор: Коваль Сергей Петрович

07.12.2009  |  Энергоаудит
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →