Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Мнения экспертов

Аудит и энергоаудит взаимно дополняют друг друга в повышении энергоэффективности

Еще по теме: Энергоаудит, Энергоаудит, Финансовый аудит

Внесение изменений в Закон "О бухгалтерском учете" с требованием отдельного учета потребления энергоресурсов привело к включению в планы аудита предприятий анализа использования энергетических ресурсов. Частично данные этого анализа могут быть использованы при принятии решения об обязательном проведении энергоаудита в организации или на предприятии.

Аудит и энергоаудит взаимно дополняют друг друга в повышении энергоэффективности


28 января 2010 г. вышло письмо Минфина N 07-02-18/01 с рекомендациями для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2009 г.
Письма с такими рекомендациями являются "традиционными", но вышеуказанное письмо содержит неожиданный элемент, а именно, ссылку на нормы Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Минфин указывает на то, что начиная с годовой отчетности за 2009 г., в пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности подлежат включению данные о совокупных затратах аудируемого лица на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов.
Данные изменения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ внесены статьей 32 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности".

Обязательность проведения энергоаудита

Следует отметить, что обязательному энергетическому обследованию, в соответствии с положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подлежат:

  • органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
  • организации с участием государства или муниципального образования;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
  • организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
  • организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
  • организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов

Совершенно очевидно, что наибольшую трудность по идентификации субъектов обязательных энергетических обследований представляют собой организации, приведенные в пункте 5.

Обязательность проведения аудита

В соответствии с положениями Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ, пояснительная записка об игогах финансово-хозяйственной деятельности является обязательным элементом годовой бухгалтерской отчетности для организаций, кроме организаций, являющихся представителями малого бизнеса.
Без исключений обязаны предоставлять пояснительную записку к годовой отчетности организации, которые в соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. подлежат обязательному аудиту. К таким организациям относятся:

  • организация, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  • организации, являющиеся кредитными организацией, бюро кредитных историй, страховыми организациями, обществами взаимного страхования, товарными или фондовыми биржами, инвестиционными фондами, государственными внебюджетными фондами, фондами, источником образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  • организации, объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) которых (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей (для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены).


Соответственно, требование о предоставлении данных о совокупных затратах юридического лица на энергетические ресурсы направлено, в первую очередь, на идентификацию юридического лица в качестве субъекта обязательного энергетического обследования. В соответствии с действующим законодательством аудиторские компании должны выявлять расходы на энергоресурсы в объеме превышающем 10 миллионов в год.

Много это или мало 10 миллионов? Выручка 50 миллионов рублей в год вполне распространенная практика среднего предприятия. Энергоемкость производимого продукта 30 и более процентов так же распространенное явление. Это означает, что расход на энероресурсы 10 миллионов в год так же будет не редкость. Поэтому результатами аудита относительно небольших предприятий будет констатация того, что расходы на потребление энергоресурсов превышает 10 миллионов рублей.

Из этого следует вывод, что аудиторские проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности призваны стать так же "локомотивом" продвижения обязательных энергетических обследований в достаточно закрытый "частный" сектор бизнеса.

Сложности переходного периода

Как всегда, возникают осложнения.

  • Во первых: перечни предприятий для обязательного энергоаудита и обычного аудита не совпадают. Поэтому не понятно каким образом будут взаимодействовать энергоаудиторы и аудиторы при анализе финансовой отчетности.
  • Во вторых: не понятно каким образом будут использоваться данные аудита при принятии решения о проведении энергоаудита.
  • В третьих: энергоаудит и обычный аудит констатируют результаты управления предприятием. Наверное было бы целесообразно более подробно описать регламенты анализа управления энергоресурсами для лучшего взаимопонимания аудиторов и энергоаудиторов в едином процессе повышения энергоэффективности.




Сергей Зеленов

Генеральный директор аудиторской компании "ВБО Консалтинг" г. Москва

Автор:

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →