Главная / Аналитика / Законодательство / Проекты законов

Энергоэффективность. Подготовлены поправки в Градостроительный Кодекс РФ и в Положение о проектировании в строительстве

Еще по теме: Строительство

Министерство регионального развития подготовило поправки в Градостроительный Кодекс РФ. Суть поправок в том, что действующая в настоящее время Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий становится не единственно возможным способом экспертного заключения. Наряду с Госэкспертизой полноправной становится негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий. Результаты этой экспертизы все инстанции и органы обязаны принимать так же как заключения государственной экспертизы.

Энергоэффективность. Подготовлены поправки в Градостроительный Кодекс РФ и в Положение о проектировании в строительстве

Министерство регионального развития подготовило поправки в Градостроительный Кодекс РФ. Суть поправок в том, что действующая в настоящее время Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий становится не единственно возможным способом экспертного заключения. Наряду с Госэкспертизой полноправной становится негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий. Результаты этой экспертизы все инстанции и органы обязаны принимать так же как заключения государственной экспертизы.

В чем была проблема и почему возникла необходимость введения негосударственной экспертизы?

По мнению законодателя, монопольное право государства на выдачу экспертных заключений в этой сфере не улучшает качество экспертных заключений. Скорее наоборот. Кроме того, на практике никак не реализуется ответственность эксперта за ошибки и недочеты при государственной экспертизе. С одной стороны ответственность в эексперта ст. 60 Градостроительного Кодекса обозначена, с другой стороны она никак не определена.

В проекте поправок в Градостроительный Кодекс эта коллизия частично устраняется за счет конкретизации ответственности негосударственной экспертизы. В соответствии с законодательством обязанностью негосударственной экспертизы является страхование гражданской ответственности за нанесение вреда третьим лицам в размере не менее 50 миллионов рублей. При этом, фактический контроль за качеством экспертизы будут осуществлять страховые компании, которые не заинтересованы в наступлении страховых случаев.

В качестве форм контроля избраны:

  • индивидуальная оценка степени риска при работе с конкретной эекспертной организацией;
  • контроль за соответствием уровня квалификации экспертов предъявляемым требованиям;
  • другие формы контроля по выбору страховой компании.

Кто такие негосударственные эксперты и стоимость их услуг?


Негосударственной экспертной организацией может быть признана организация, имеющая соответствующую аккредитацию. Сегодня аккредитующей организацией является Минрегионразвития. В дальнейшем этот порядок должен быть определен Постановлением Правительства РФ.
Обязательным условием аккредитации является страхование гражданской ответственности экспертной организации.

Правительство РФ так же устанавливает порядок определеления цен на услуги экспертных организаций. В пояснительных документах Минрегионразвития отмечается, что расценки за экспертизу должны быть едиными для государственной и негосударственной формы экспертизы во избежание ценовой конкуренции. Конкуренция должна быть обеспечена только в части качества исполнения экспертизы.

В то же время в проекте закона отмечено, что экспертизу проектов, которые реализуются с привлечением бюджетных средств, осуществляет Госэкспертиза.

Исполнение требований к показателям энергоэффективности подлежит обязательной экспертизе.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ 235 от 13.04.2010, с 1 мая 2010 г. раздел 101 "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов" должен содержать:

а) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения установленных требований энергетической эффективности, включающих:

  • показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении и сооружении;
  • требования к архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений и сооружений;
  • требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений и сооружений и их свойствам, к используемым в зданиях, строениях и сооружениях устройствам и технологиям, а также к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий, строений и сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий, строений и сооружений, так и в процессе их эксплуатации;
  • иные установленные требования энергетической эффективности;


б) обоснование выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта с целью обеспечения соответствия зданий, строений и сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов;

в) перечень требований энергетической эффективности, которым здание, строение и сооружение должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, и сроки, в течение которых в процессе эксплуатации должно быть обеспечено выполнение указанных требований энергетической эффективности;
в графической части

г) схемы расположения в зданиях, строениях и сооружениях приборов учета используемых энергетических ресурсов."

После 1 мая 2010 года за несоблюдение требований энергоэффективности при проектировании на проектную организацию может быть наложен крупный штраф.


В соответствии со ст. 37 Закона 261 ФЗ "Об энергобережении ...", начиная с мая 2010 г. проектные организации могут быть оштрафованы за несоблюдение требований законодательства об энергетической эффективности (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) - штраф на должностных лиц от 20 до 30 тысяч рублей, на организацию от 500 до 600 тысяч рублей.

Судя по решимости органов власти заниматься энергосбережением, такие санкции могут быть применены. Нормативная база для принятия таких решений принята. Важной инстанцией, которая будет контролировать исполнение требований энергоэффективности, является Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий. По крайней мере, без заключения Экспертизы, решение о строительстве не может быть принято.

Кроме того, к контролю исполнения требований законодательства об энергосбережении косвенно подключаются страховые компании. Именно они несут ответственность за качество работы негосударственной экспертизы, а значит и за соблюдение показателей энергоэффективности строящихся, реконструируемых, ремонтируемых зданий и сооружений. Претензии от заказчиков строительства могут быть предъявлены не только по функциональным нарушениям, но и по показателям энергоэффективности.

Автор: Коваль Сергей Петрович

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →