В ходе подготовки Конференции проведены консультации с ответственными за обучение энергоаудиторов 20 учебных заведений страны, которые заявили о намерении обучать специалистов по энергетическим обследованиям и энергосбережению. В ходе консультаций, со стороны ВУЗов, было отмечено:
- значительный интерес к обучению энергоаудиторов со стороны компаний, которые намерены заниматься энергоаудитом и со стороны организаций, которые считают, что энергоаудит должен стать частью их менеджмента;
- отсутствие выстроенной системы информирования потенциальных заказчиков об особенностях и условиях обучения применительно к интересам и возможностям различных предприятий;
- отсутствие понятных критериев отбора кандидатов на обучение исходя из реальных требований к качеству подготовленного специалиста по энергоаудиту и энергосбережению;
- неопределенность требований к материально технической базе обучения энергоаудиторов, в том числе применительно к специализации при обучении энергоаудиторов;
- отсутствие единой научно-методической базы в обучении энергоаудиторов и специалистов по энергосбережению.
Этот перечень можно было бы продолжить.
Представители ВУЗов считают, что проведение интернет-конференции необходимо, поскольку это дает возможность напрямую обратиться за разъяснениями к авторитетным специалистам и высказать свою позицию по актуальным вопросам организации обучения в связи с реализацией положений Закона РФ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" в части организации обучения.
Подготовленный перечень вопросов, которые целесообразно обсудить на Конференции, изучен и дополнен руководством Национальной ассоциацией возобновляемых источников энергии (заместитель генерального директора Р.Х. Артиков), АРИЭР МАЭН (исполнительный директор А.В. Малиновский), "Корпоративный образовательный и научный Центр Единой Энергетической Системы" г. Москва (Первый заместитель Генерального директора М.Г. Салтанов). Активное участие в подготовке Конференции принимает Тихоокеанский государственный экономический университет (проректор Г.А. Богданович)
О своем участии в конференции в качестве экспертов заявили;
- Зенютич Евгений Аркадьевич, советник Министра энергетики РФ;
- Яворский Михаил Иосифович, директор Томского регионального центра управления энергосбережением
- Салтанов Максим Геннадьевич, Первый заместитель Генерального директора НП "Корпоративный образовательный и научный Центр Единой Энергетической Системы", координатор обучения специалистов по энергоаудиту;
- Малиновский Александр Викторович, исполнительный директор АРИЭР МАЭН.
- Богданович Галина Александровна, проректор Тихоокеанского экономического университета, директор лаборатории энергоэффективности,
- Бухмистров Вячеслав Викторович, директор учебно-методического центра Ивановского энергетического университета;
- Севостьянов Александр Александрович, Научно-исследовательский институт "Энергоэффективных технологий" при Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е.Алексеева. Координатор програм обучения энергоаудиторов;
Помимо заявленных предварительно вопросов, уже поступают вопросы для дополнительного обсуждения:
- Каким должен быть уровень предварительной подготовки специалиста, который в ходе обучения получит квалификацию энергоаудитора? Какое образование предпочтительно иметь для обучения профессии энергоаудитор?
- Энергоаудитор не может быть универсальным специалистом. На какие виды специализации может быть сориентировано обучение энергоаудиторов?
- Какие требования будут предъявляться к материально-технической базе для обучения энергоаудиторов?
- Если учебное заведение готовит энергоаудиторов "узкой" специализации, необходимо ли укомплектование учебной базы полным перечнем приборов для проведения энергоаудита?
- Каков порядок аттестации учебных заведений в связи с подготовкой энергоаудиторов?
- Где можно приобрести оборудование для проведения энергоаудита. Какие "пакеты" оборудования могут быть предложены для специализированного и мобильного энергоаудита?
- Обязан ли энергоаудитор, имеющий узкую специализацию, иметь полный комплект оборудования для проведения различных видов энергоаудита. Кто будет принимать решение о достаточности состава предъявленного оборудования для признания энергоаудитора полномочным для профессиональной деятельности?
- Какие имеются возможности финансирования приобретения оборудования для энегоаудита?
- Установлен ли минимальный перечень приборов для входящего в состав СРО энергоаудитора или энергоаудиторской компании и минимальный перечень оборудования для энергоаудита для СРО энергоаудиторов? Если такого перечня нет, то когда он будет?
- С какой периодичностью должно происходить повышение квалификации энергоаудитора и его переаттестация?
- Энергоаудитор должен иметь весьма высокий уровень профессиональной подготовки для того, что бы давать заключения и рекомендации.
а) Может ли быть энергоаудитором специалист со средним техническим образованием?
б) Может ли быть энергоаудитором специалист с высшим экономическим образованием?
- По заявлению представителя Корпоративного энергетического университета (КЭУ), предстоящее обучение энергоаудиторов по рекомендуемой Минэнерго программе является лишь подготовкой к их аттестации. Сама профессиональная подготовка должна составлять не менее 500 часов. Вопросы: Такой подход к уровню начальной подготовки энергоаудитора отражает требование Минэнерго к квалификации энергоаудиторов при предстоящей регистрации СРО энергоаудиторов? Те, кто обучается сегодня в КЭУ действительно имеют такой уровень начальной подготовки, о котором заявил представитель КЭУ?
- Планируется ли введение стандартов образования и профессиональных стандартов для энергоаудиторов? Если планируется, то какие базовые требования будут заложены в эти стандарты?
- Где, каким образом, по каким принципам будет происходить аттестация и переаттестация энергоаудиторов?
- Вопрос. СРО требуют сертификат в системе АРИЭР МАЭН. Основания? Я, как руководитель и так делаю все необходимое, чтоб поддерживать должный квалиффикационный уровень своих специалистов. Зачем мне еще и сертификаты какие-то. В законе не прописана обязательная сертификация???
- Каким образом должно быть организовано обучение энергоаудиторов с учетом специализации при их обучении?
- Каким образом планируется обеспечить подготовку специалистов по энергосбережению в стране?
- Приказ Минэнерго № 148 от 07.04.2010 определяет базовые учебные центры по подготовке и переподгоовке энергоаудиторов. Может ли быть расширен перечень учебных центров по подготовке энергоаудиторов?
- Подготовка специалистов по энергосбережению безусловно важна. Но массовое образование населения и подготовка персонала по вопросам энергосбережения еще более важны. Каким образом планируется организация массового «ликбеза» в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности?
- В приказе Минэнерго № 148 от 07.04.2010 сказано, что координацию обучения в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности обеспечивает руководитель Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго Михайлов С.А. В то же время в приложении к приказу по базовым учебным центрам энергоаудиторов в записи НП Корпоративный энергетический университет (КЭУ) указано «координатор». В чем заключается функция координации Минэнерго? В чем заключается функция координации КЭУ и имеется ли по этому поводу официальное разъяснение Минэнерго о разделении или передачи полномочий в отношениях с НП КЭУ?
- В Постановлении Правительства № 1830 (план мероприятий Правительства по реализации з-на «Об энергосбережении …» ) п. 82-84 запланировано создание обучающих центров по энергосбережению в учебных заведениях (Минобразования), регионах (Минрегион), отраслях экономики (Минпромторг, Минтранс). Во всех этих мероприятиях задействовано Минэнерго. Каким образом будет реализована эта задача в 2010 году? Где можно ознакомиться с проектами документов, в соответствии с которыми будет проводиться эта работа?
- В чем необходимость и целесообразность сертификации специалистов в действующих системах добровольной сертификации, включая систему РИЭР. Какие системы добровольной сертификации могут быть применимы для подтверждения профессионального соответствия специалистов по энергетическим обследованиям?
- Одним из признаков высокого качества обучения является сертификация учебного процесса на соответствие требованиям ГОСР Р ИСО 9001-2001 или другим системам сертификации. Какие учебные заведения имеют такую сертификацию применительно к обучению энергоаудиторов или готовятся к сертификации?
Судя по характеру обращений, невыясненными остались многие вопросы, которые ставились на прошедшей интернет-конференции "Энергоаудит и саморегулирование. Проблемы и решения".
Сайт Портал-энерго.ru приглашает к участию в подготовке и проведению Конференции учебные центры, заинтересованные организации и представителей органов власти. Эту статью мы будем пополнять в ходе подготовки к Конференции. Вопросы по организации Конференции, участию в ней в качестве экспертов, вопросы к экспертам, Вы можете направлять по адресу webinar@portal-energo.ru
Так же вопросы можно задать на форуме нашего сайта в теме обсуждения "обучение и переподготовка энергоаудиторов".
Контактное лицо Сергей Петрович, тел. 89109052089
Мы на связи и ждем Ваших вопросов и предложений!
Автор: Коваль Сергей Петрович