Главная / Аналитика / Законодательство / Постановления Правительства РФ

Правительством России принято постановление о создании Государственной информационной системы

Еще по теме: Отчетность и мониторинг в сфере энергосбережения, Государственная поддержка

Постановление Правительства РФ № 391 от 1 июня 2010 г. определило задачи, состав, сроки создания Госинформсистемы "Энергоэффективность". Официальным оператором Госинформсистемы (далее ГИС) определено Министерство энергетики РФ.
Фактическим исполнителем задач по созданию и эксплуатации ГИС "Энергоэффективность" является недавно созданное Российское Энергетическое Агентство (РЭА).

Правительством России принято постановление о создании Государственной информационной системы



Постановление Правительства РФ № 391 от 1 июня 2010 г. определило задачи, состав, сроки создания Госинформсистемы "Энергоэффективность". В соотвествии с принятым документом, определены цели создания информсистемы:

  • свободное предоставление актуальной информации о требованиях законодательства Российской Федерации об энергосбережении;
  • представление информации о ходе реализации положений законодательства об энергосбережении;
  • получение и представление объективных данных об энергоемкости экономики Российской Федерации (в том числе ее отраслей), о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Официальным оператором Госинформсистемы (далее ГИС) определено Министерство энергетики РФ.
Фактическим исполнителем задач по созданию и эксплуатации ГИС "Энергоэффективность" является недавно созданное Российское Энергетическое Агентство (РЭА).

Состав информации ГИС

  • Нормативно-правовая база
  • Технологии, решения, лучший российский и зарубежный опыт
  • Методические материалы (стандарты, типовые документы, инструкции)
  • Статистика и аналитика в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
  • Обучающие и просветительские материалы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
  • Шаблоны проектов и ТЭО в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

Кроме приведенной общесистемной информации, в ГИС должны быть представлены:

  • данные о ходе и результатах проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении государственного, муниципального и частного жилищных фондов;
  • средние показатели энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, вводимых в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта;
  • количество многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта, относимых к разным классам энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • данные о ходе выполнения требований о наличии в технической документации, прилагаемой к товарам, в маркировке товаров и на их этикетках информации о классах энергетической эффективности товаров;
  • показатели энергоемкости экономики Российской Федерации, в том числе ее отраслей;
  • данные о потенциале снижения показателей энергоемкости экономики Российской Федерации, в том числе ее отраслей;
  • данные о наилучших мировых и российских достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • установленные требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций;
  • перечень товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, при использовании которых расходуются энергетические ресурсы в объемах, составляющих существенную долю в структуре потребления отдельных групп государственных или муниципальных заказчиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

Сама ГИС будет реализована в виде федерального портала и системы региональных интернет – ресурсов, отражающих общесистемную и региональную информацию.

Распределение обязанностей по представлению информации в ГИС

Поскольку режимы энергопользования весьма разнообразны, Постановлением Правительства предусмотрена специализация министерств и ведомств при обработке, анализе и представлении информации с ГИС.

Минэнерго (РЭА)

  • данные о СРО энергоаудиторов , включенных в реестр саморегулируемых организаций;
  • сведения, полученные в ходе обработки, систематизации и анализа данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований;
  • количество и основные результаты обязательных энергетических обследований;
  • данные о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в ТЭК;
  • перечень товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, использование которых требует значительного использования энергоресурсов.

Минэкономразвития

  • информацию о сложившейся практике заключения энергосервисных договоров (контрактов), в том числе энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и об объеме планируемой экономии энергетических ресурсов при реализации таких договоров (контрактов);
  • сведения о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • перспективные направления энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Минрегионразвития

Данные о ходе и результатах осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде, в том числе в рамках деятельности государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Министерство промышленности и торговли

  • данные о ходе выполнения требований о наличии в технической документации, прилагаемой к товарам, в маркировке товаров и на их этикетках информации о классах энергетической эффективности товаров;
  • перечень продукции и перечень технологических процессов, связанных с использованием энергетических ресурсов и имеющих высокую энергетическую эффективность.

Министерство финансов

Объемы и направления расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Министерство образования и науки

Сведения о наилучших мировых и российских достижениях в области энергосбережения и энергетической эффективности.

Федеральная служба по тарифам

Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций.

Роспотребнадзор и Федеральная антимонопольная служба

Данные о нарушениях при исполнении законодательства Российской Федерации об энергосбережении .

Федеральная служба государственной статистики

Сведения, полученные в ходе осуществления государственного статистического учета в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая сведения об объемах использования энергетических ресурсов, о затратах на оплату энергетических ресурсов и об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

  • количество зданий, строений и сооружений, вводимых в эксплуатацию в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • средние показатели в области энергетической эффективности вводимых в эксплуатацию зданий, строений и сооружений;
  • данные о выполнении требований об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов нежилых зданий, строений и сооружений, за которыми ведет наблюдение Ростехнадзор;
  • данные о выявленных Ростехнадзором нарушениях законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Органы государственной власти субъектов федерации

  • региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информация о ходе их реализации;
  • данные об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов объектов жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
  • данные о сложившейся практике заключения и исполнения энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для нужд субъекта Российской Федерации, и объем планируемой экономии энергетических ресурсов при реализации таких договоров (контрактов);
  • данные о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • данные о ходе и результатах осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде субъекта Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • данные об объеме и о структуре производства, потребления и передачи энергетических ресурсов на территории субъекта Российской Федерации;
  • данные о формах и объемах осуществляемой субъектом Российской Федерации поддержки граждан и организаций в осуществлении мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • установленные органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций.

Органы местного самоуправления

  • муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информация о ходе их реализации;
  • муниципальные нормативные акты об энергосбережении и повышении энергетической эффективности;
  • данные об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов объектов муниципального жилищного фонда;
  • данные о сложившейся практике заключения и исполнения энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для муниципальных нужд, и объем планируемой экономии энергетических ресурсов при исполнении таких договоров (контрактов);
  • данные о ходе и результатах осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальном жилищном фонде;
  • данные об объеме и о структуре производства, потребления и передачи энергетических ресурсов на территории муниципального образования;
  • формы и объем осуществляемой муниципальным образованием поддержки граждан и организаций в осуществлении мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • установленные органами местного самоуправления в области регулирования тарифов требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций;
  • количество зданий, строений и сооружений, вводимых в эксплуатацию в соответствии с требованиями энергетической эффективности
  • средние показатели энергетической эффективности вводимых в эксплуатацию зданий, строений и сооружений;
  • данные о выполнении требований об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов жилых домов;
  • количество многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта, относимых к разным классам. Информация формируется с использованием данных, содержащихся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Требования по представлению информации

На федеральном портале ГИС информация представляется в обобщенном виде.

Конкретная информация, по состоянию энергосбережения и энергоэффективности в субъектах федерации и муниципальных образованиях, представляется на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов федерации и муниципалитетов.

Информация на федеральном портале и региональных сайтах должна обновляться не реже, чем 1 раз в квартал. Доступ к опубликованной информации свободный.

Информресурсы ГИС должны быть интегрированы с государственной информсистемой «Управление».

Планируемые сроки создания ГИС и ее финансирование

Постановлением Правительства установлены сроки реализации ГИС:

До 01.11.2010 согласовать с Минэнерго порядок представления информации в ГИС федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления;

До 01.03.2011 обеспечить запуск в эксплуатацию ГИС.

Финансирование создания и обеспечение деятельности ГИС на федеральном уровне должно быть осуществлено за счет средств федерального бюджета без изменения штатной численности министерств и ведомств.

Автор: Коваль Сергей Петрович

 

Обсуждение

wresler1102 :: 13:26 20.07.2011 #

Введена ли данная система в действие?

Сергей Коваль, эксперт :: 12:54 22.07.2011 #

Пока не введена.

wresler1102 :: 13:23 08.08.2011 #

А когда планируется?

titovsb :: 16:24 20.02.2014 #

ГИС ЭЭ должна была быть реализована в виде трехуровневой системы:
а. уровень бюджетных учреждений (согласно 261-ФЗ) ключевые люди - ответственные по этому вопросу.
б. уровень субъекта РФ (агрегированная отчетность главным образом идущая на базе 20-ПП РФ от 25.01.2011 и производных и наследников от него)
в. уровень Минэнерго РФ (собственно по РФ)

Надо отметить, что 261-ФЗ относится главным образом на бюджетников, ЖКХ тут не фигурирует никак и на результатах предоставляемых для аналитики никак не отражается.

Из результатов:
уровень а и б: развернута система в ряде субъектов (в москве в т.ч.), т.е. закупки проведены. обычно это одна система в одном субъекте РФ.
уровень в: база данных тоже имеется, как сбор отчетных форм от субьектов. площадка находится в РЭА.

Общая оценка результатов выполнения проекта: выполнены работы в соответствии с ТЗ, фактическое внедрение близко к нулю.

Фактические исполнители работ: По одной компании из Новосибирска и из Москвы. В принципе обе профессиональные команды, но при некачественной проработке ТЗ и задачи в целом и результаты получились соответствующие.

Система ЭНЕРГОУЧЕТ, которая работает для Москвы наверное одно из наиболее показательных воплощений регионального сегмента ГИС ЭЭ. Работает, сейчас к ней подключены все бюджетные учреждения (по департаментам Москвы). И единый орган ответственный за обработку этого колоссального объема объектов ДепТЭХ Москвы формирует агрегированную отчетность для Мэра и для Минэнерго. Куда потом эта очетность попадает - неведомо.

Возвращусь с заметке вначале о области внимания ГИС ЭЭ - бюджетники. Сейчас уже более года Минрегион не дожмет закон о ГИС ЖКХ. Такой закон должен инициировать процесс сбора и обработки информации об объектах ЖКХ (жильё, инфраструктура). Комбинация ГИС ЭЭ и ГИС ЖКХ должны быть глазами и ушами власти в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и обеспечить возможность долгосрочного планирования улучшений в этой области (к сожалению сейчас не так), снижения (или нероста) тарифов, понимания, что почти на всей территории РФ надо стремительно уходить от центрального отопления и много других вопросов (это тема отдельной статьи).

Ссылки:
АРМ МЭЭ РО: http://gbuenergo.ru/armmeero.html
ЭНЕРГОУЧЕТ: http://energouchet.gos-t.ru/ (кликнуть на Москву)
ЦАЭ: http://caesber.ru/

 

Написать комментарий

 
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →