По моему мнению, работа энергоаудитора – это высшая степень профессионального мастерства энергетика. Она обязывает прекрасно знать не только энергетику во всех ее видах – производство, передачу и потребление всех видов энергии, но и технологии различных производств, гражданское право и экономику.
Высшая техническая школа дает общую подготовку (в дипломах инженера, магистра записывается: «Данный диплом дает право профессиональной деятельности в соответствии с уровнем образования и квалификации»). В любой сфере практической деятельности специалист приобретает необходимое качество и компетенции только после того, как он на практике усвоит опыт предыдущих поколений и знания в данной отрасли. В статье приводится мнение заслуженного энергетика России, Яворского Михаила Иосифовича, по проблемам использования существующего в России опыта при реализации принятого недавно Закона РФ "Об энергосбережении ...".

Качественные кадры решают все!

Качество подготовки энергоаудиторов – одна из составляющих качества энергетического обследования и сертификация энергоаудиторов проводится при проведении добровольной сертификации организаций, занимающихся энергетическими обследованиями, в любой системе сертификации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, если это записано в их Положениях о сертификации организаций, проводящих энергетические обследования.

По моему мнению, работа энергоаудитора – это высшая степень профессионального мастерства энергетика. Она обязывает прекрасно знать не только энергетику во всех ее видах – производство, передачу и потребление всех видов энергии, но и технологии различных производств, гражданское право и экономику.

Высшая техническая школа дает общую подготовку (в дипломах инженера, магистра записывается: «Данный диплом дает право профессиональной деятельности в соответствии с уровнем образования и квалификации»). В любой сфере практической деятельности специалист приобретает необходимое качество и компетенции только после того, как он на практике усвоит опыт предыдущих поколений и знания в данной отрасли.

Поэтому отвергать или принижать роль существующих в стране центров энергосбережения, учебно-методических центров различных систем добровольной сертификации в сфере рационального использования энергетических ресурсов, имеющих колоссальный опыт в подготовке энергоаудиторов, просто недопустимо. Этим мы просто обкрадываем себя.

Тем более, что деятельность по энергетическим обследованиям в России не начинается с нуля в связи с выходом федерального закона «Об энергосбережении …» №261-ФЗ, а ведется практически с 1996 года. Первыми организациями, специализирующимися на вопросах энергосбережения и энергетических обследований были организации, находящиеся в городах Екатеринбурге, Челябинске, Томске, Самаре, Нижнем Новгороде, Москве, Иванове и Туле. Эти центры энергосбережения всегда работали весьма успешно и до сих пор прекрасно работают.

Известны книги, учебники учебные пособия по вопросам энергосбережения, изданные Даниловым Н.И. (г. Екатеринбург), Зенютичем Е.А. (г. Н. Новгород), группой авторов – Литваком В.В., Силичем В.А., Лукутиным Б.В., Яворским М.И. и др. (г. Томск) и другими авторами.

Кроме того, на материалах нашего, Томского Центра управления энергосбережением, защищены две докторские и три кандидатские диссертации с сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. Подобные примеры есть и в других городах.

В 1998-2000 годах, в России, функционировала программа Европейского Союза «Tacis» - «Восточные энергетические центры», в которой принимали участие региональные центры энергосбережения (Самара, Пермь, Челябинск, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Томск, Красноярск,) совместно с консорциумом – организаций Германии, Финляндии и Италии. Многие из нас получили в них знания по методологии проведения энергетических обследований, посетили центры энергосбережения этих стран, понабрались там опыта в энергетических обследованиях, получили сертификаты энергоаудиторов. Полученные знания были успешно применены в российских условиях и адаптированы к действующим в России технологиям и законодательству. Так что накопленный за период с 1996 года опыт бесценен, и его надо всячески использовать, в том числе в вопросе подготовки и переподготовки кадров. Опытом наших российских центров энергосбережения надо гордиться и использовать его, так как зачастую, они действовали не благодаря, а вопреки ограничениям законодательства и непониманию и прошли хорошую школу борьбы за выживание.

Поэтому, на конференции, которую проводит сайт «Портал-Энерго.ru», правильно ставится вопрос о вовлечении учебно-методических центров разных систем добровольной сертификации в образовательный процесс. Только здесь можно приобрести не оторванные от жизни знания, а знания, имеющие практическое применение, тем более, что в учебном процессе всегда принимают участие преподаватели образовательных центров Минобрнауки РФ, имеющие ученые степени и звания.

Для примера: Томский региональный центр энергосбережения, получив впервые в 1996 году право на проведение энергетических обследований, прошел разрешительный путь от лицензирования в системе Госэнергонадзора, через аккредитацию в Госэнергонадзоре, РАО ЕЭС, РАО Газпром, через систему добровольной сертификации РИЭР МАЭН и остановился в системе добровольной сертификации ZOND. Этот путь можно проследить в прилагаемом Реестре документов об аккредитации центра. На своем опыте можем сказать, что у каждой разрешительной системы и системы добровольной сертификации есть свои преимущества и недостатки, в то же время каждая вновь создаваемая система использует накопленный опыт предыдущей. Тем более, что организации, зарегистрировавшие системы добровольной сертификации в Ростехрегулировании не вызывают сомнений в своей компетенции. Вот некоторые из них:

- система «РИЭР» – МАЭН - создавалась, как межрегиональная ассоциация Госэнергонадзоров России, которым в то время было поручено заниматься вопросами энергосбережения, затем была преобразована в Межрегиональную ассоциацию «Энергоэффективность и нормирование». Компетентность МАЭН - вне всякого сомнения;

- система «ЭНЭФ» – ОАО «Инженерный центр ЕЭС» - было создано в результате объединения старейших российских научно-проектных институтов и является одной из самых крупных инжиниринговых компаний в России. Некоторые филиалы Общества имеют 90-летнюю историю работы в сферах теплоэнергетики, гидроэнергетики, электрических и тепловых сетей, в т.ч. экономичного использования всех видов ТЭР. Комментарии излишни;

- система «Синэргия» – НП "МЦЭЭиВИЭ", учрежденное Московским энергетическим институтом (Техническим университетом) крупнейшим техническим университетом России в области энергетики, электротехники, электроники, информатики. Без комментариев;

- система «ZOND» – ООО "МНПО-ЗОНД". Международное научно-производственное объединение, созданное профильными академическими институтами СО РАН, которое занималось и занимается проблемами экологии и энергосбережения не только в России, но и в Болгарии, Германии, Иране и других странах еще с конца восьмидесятых годов прошлого столетия. Система «ZOND» создана по Решению координационного совета по энергосбережению МА «Сибирское соглашение», в которое входят 19 регионов России, он же дал согласие быть Координационным Советом вышеуказанной системы.

Они все разные, но все они, безусловно, компетентные. Посмотрите на экспертные советы систем. В них в основном академики, профессора, доценты, доктора и кандидаты технических наук, заслуженные энергетики РФ.

Например, экспертный совет системы добровольной сертификации ZOND возглавляет доктор технических наук Литвак В.В., заслуженный энергетик РФ.

При этом экспертный совет по Положению приглашает для участия в своей работе необходимых специалистов по энергоресурсосбережению, представителей органов управления энергоресурсосбережения, а также представителей заинтересованных ведомств и организаций и формирует временные экспертные группы для проведения экспертиз, осуществляемых в пределах своей компетенции.

Экспертные советы способны не только оценить существующий уровень компетентности организаций в их способности качественно обеспечивать энергоэффективность или проводить энергоаудит, но и передавать свои знания через деятельность учебно-методических центров.

Сочетание теории и практики в учебном процессе всегда дает хорошие результаты – надо дать возможность работать всем, а время рассудит, где уровень подготовки энергоаудиторов лучше, а где хуже.

Яворский М.И.

Заслуженный энергетик РФ.

Директор Регионального центра управления энергосбережением, г. Томск.

.

Автор:

 

Обсуждение

 

Написать комментарий

 
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →