Министерство регионального развития подготовило проект Постановления Правительства по установлению требований энергетической эффективности зданий, сооружений, многоквартирных жилых домов. Сами по себе требования энергетической эффективности, в основном, определены Приказом Минрегиона № 262 от 28 мая 2010 г. Но установление численных показателей для составляющих энергоэффективности не определяет порядок обеспечения этих показателей для застройщиков и собственников. В подготовленном Проекте Постановления Правительства эти вопросы находят свое отражение.
В соответствии с Постановлением Правительства, в Правилах определения энергоэффективности для зданий и сооружений, которые разрабатывает Минрегион должны быть определены:
а) виды зданий, строений, сооружений, на которые они распространяются;
б) виды зданий, строений, сооружений, на которые требования не распространяются;
в) лица, ответственные за исполнение требований;
г) срок выполнения ответственными лицами требований;
д) дата, с которой требования вступают в силу;
е) показатели, характеризующие годовые удельные величины расходов энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, в том числе:
- нормируемые показатели суммарных удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, включая расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию отдельной строкой, а также максимально допустимые величины отклонений от нормируемых показателей;
- показатели удельных годовых расходов электрической энергии на общедомовые нужды;
ж) требование о включении с 1 января 2013 года нормируемых удельных суммарных расходов первичной энергии в нормируемые показатели, характеризующие годовые удельные величины расходов энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;
з) требование к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;
и) требование к отдельным элементам и конструкциям зданий, строений, сооружений и к их эксплуатационным свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, так и в процессе эксплуатации;
к) требование по интеграции в энергетический баланс зданий строений и сооружений нетрадиционных источников энергии и вторичных энергоресурсов.
Таким образом, в дополнении к Приказу Минрегиона № 262 от 28.05.2010, должны быть определены требования по энергоэффективности к архитекрурным решениям, материалам и конструкциям, используемым в строительстве, использованию альтернативных источников энергии. Очевидно, что это потребует пересмотра ряда СНиПов и национальных стандартов для приведения их в соответствие с установленными требованиями по повышению уровня энергоэффективности к 2020 г. на 40% и на соблюдений требований недавно принятого Технического Регламента « О безопасности зданий и сооружений» . Эта работа весьма объемная и небыстрая. Поэтому основной эффект повышения энергоэффективности планируется достигнуть начиная с 2016 года: усредненное снижение энергопотребления на 30%, а к 2020г. на 40%.
При этом, обязанность обеспечения заложенных в проект показателей энергоэффективности возложена в основном на застройщика. В связи с этим, в обязанность застройщика входит периодическое расчетно-инструментальное обследование построенных им домов и приведение показателей энергоэффективности в соответствие с проектными решениями, при их отклонении от утвержденных нормативов. Периодичность обследований объектов строительства и соответствующей разработки мероприятий обеспечения энергоэффективности, один раз в пять лет. В течение срока гарантии застройщик за свой счет обеспечивает соответствие показателей энергоэффективности.
По истечении срока гарантии, при установленном снижении уровня энергоэффективности, застройщик обязан за свой счет разработать проект приведение этих показателей в соответствие с проектом. Обязанностью собственника так же является наблюдение за уровнем энергоэффективности принадлежащих ему объектов. При этом собственнику предоставлено право соответствующего требования к застройщику о соблюдении показателей энергоэффективности.
Обязанность установления показателей энергоэффективности для многоквартирных жилых домов
В отношении многоквартирных жилых домов показатели энергоэффективности подлежат не только регламентированию, но и периодической актуализации:
- исходя из сравнения (определения величины отклонения) фактических и нормативных значений показателей по удельному расходу тепла на отопление и вентиляцию для сопоставимых климатических условий;
- с учетом типа здания, характеристик материалов, используемых при строительстве.
То есть, многоквартирные жилые дома должны постоянно «приспосабливаться» к климатическим изменениям и возможности энергосбережения с учетом появляющихся новых технических и организационных решений. При этом класс энергетической эффективности включается в качестве основного показателя в энергетический паспорт многоквартирного дома.
Автор: Коваль Сергей Петрович