В соответствии с принятым Законом «Об энергосбережении …», органы власти местного самоуправления были обязаны до 1 августа 2010 г. принять муниципальные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями вновь принятого Закона и Постановления Правительства № 1225 от 31.12.2009. Были обязаны, но, в большинстве случаев, этого не сделали. Причина в неготовности муниципалитетов к планированию энергосбережения в соответствии с требованиями действующего законодательства. В муниципалитетах, как правило, нет подготовленных специалистов по энергосбережению, нет опыта комплексного планирования энергопользования и формирования отношений поставщиков и потребителей энергии.
В соответствии с Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление осуществляется на уровне поселений, городов и их районов, в объединениях муниципальных образований на уровне муниципальных районов и округов. В привычной всем схеме разделения органов власти имеется область, районы области с районными центрами и органами власти этих центров. В области обычно несколько десятков районов, включающих большое количество поселений. Сами поселения, в соответствии с действующим законодательством, имеют свои органы местного самоуправления. Таким образом, обязанность принятия программ энергосбережения относится к каждому муниципальному образованию. То есть программы энергосбережения должны приниматься в поселках, городах.
Сложившаяся практика разработки программ и передовой опыт
Существующие программы энергосбережения в муниципалитетах, как правило, планируют технические мероприятия на конкретных объектах и сводятся к схеме :
- Выделение бюджетных средств на реализацию конкретного мероприятия (например: установка частотно-регулируемого привода, замена трубопроводов, строительство котельной, установка приборов учета и т.д.);
- Определение сроков исполнения и ответственных исполнителей;
- Освоение средств и подписание акта приема - сдачи работ.
Определение объектов проведения работ производится после опроса муниципальных служб об их проблемах и при необходимости устранения аварийных и предаварийных ситуаций.
Энергетические обследования планируются и проводятся крайне редко, поэтому расчет и подтверждение экономического эффекта от энергосбережения официально не проводится. Сэкономленные средства не участвуют в хозяйственном обороте в качестве отдельной доходной статьи, которая может быть использования для реинвестирования в новые мероприятия;
В большинстве муниципалитетов не принята политика повышения энергоэффективности и энергопользования, что приводит к бессистемным действиям органов взасти в этой важнейшей сфере.
В то же время, в ряде регионов планирование и реализация энергосбережения сформировалось вокруг определенной органами власти политики энергосбережения.
В Свердловской области, начиная с 2000 года, реализовались программы энергосбережения на основе базовой программы «7 шагов к теплу и свету», суть которой сводилась к планированию и исполнению следующих мероприятий:
- Энергетическая паспортизация всех предприятий, организаций и учреждений, независимо от форм собственности, носящая обязательный характер. Организационные мероприятия в ходе подготовки предприятий к получению энергетического паспорта позволяют сократить затраты на оплату энергоресурсов на 20% практически без капвложений;
- Проведение энергетических обследований (энергоаудитов) и реализация на основании полученных результатов программ энергосберегающих мероприятий на предприятиях и в организациях, что в итоге позволяют сэкономить потребление топливно-энергетических ресурсов на 15-30%.
- Осуществление жесткого технического и кадрового надзора и контроля, введение «Технических паспортов котельных». Государственный надзор и контроль должен снизить риски создания чрезвычайных ситуаций и позволит сохранить значительные бюджетные средства.
- Создание системы обучения (непрерывного образования) на базе средних и высших учебных заведений для подготовки специалистов по энергосбережению.
- Гибкая тарифная политика, при которой затраты на проведение энергосберегающих мероприятий учитываются при установлении тарифов на основании утвержденных инвестиционных программ.
- Работа с населением и персоналом предприятий. Проведение пропаганды энергосбережения в средствах массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), семинаров, выставок, смотров-конкурсов по энергосбережению, формирование движения общественных контролеров по энергосбережению. Создание на предприятиях общественных бюро энергетического анализа, заводских комиссий по энергосбережению.
- Введение Стандарта «Организация работ по экономии топливно-энергетических ресурсов» как основного документа, которым утверждаются обязательные нормативы расходования ТЭР на предприятиях, в организациях, учреждениях, и условия экономического стимулирования за экономию энергоресурсов.
Сформировавшаяся в результате система управления энергосбережением позволила пропитать единой энергетической политикой все программы энергосбережения бюджетных организаций и муниципалитетов. Для реализации этой программы потребовались подготовленные специалисты. В Уральском Политехническом институте было организовано преподавание энергосбережения по 5 дисциплинам энергосбережения для всех специальностей ВУЗа. Обучение прошли примерно 15000 студентов, плюс к тому 4000 специалистов получили дополнительное профессиональное образование применительно к специфике своей деятельности. Результаты не заставили себя долго ждать. Свердловская область вошла в число лидеров повышения энергоэффективности. Повышение энергоэффективности стало выгодным бизнесом, дающим быструю отдачу. Опыт Свердловской области в организации обучения повышению энергоэффективности рекомендован для тиражирования на территории Российской Федерации.
В Томской области деятельность по планированию и реализации энергосберегающих мероприятий в муниципалитетах основывалась так же на 7 принципах, которые получили наименование «дорожная карта» энергосбережения:
- Анализ топливно-энергетического баланса, формируемого на основании государственного статистического наблюдения за потреблением ТЭР;
- Объективный и достоверный анализ состояния энергоемкости экономики:
- Формирование условия для организации полного учета всех энергоресурсов;
- Создание стандарта требований к потребителю ТЭР и формирование нормативно-правовой базы энергосбережения на всех уровнях;
- Формирование общественного мнения и энергосберегающего образа жизни населения;
- Оценка потенциала энергосбережения по отдельным энергоресурсам, отраслям, в перспективе;
- Создание целевых программ энергосбережения и повышения энергоэффективности экономики региона на длительный период.
«Дорожная карта» энергосбережения позволяет «оцифровать» на региональном уровне показатели энергоэффективности для всех категорий пользователей энергии и муниципалитетов. В какой то степени, принципы «Дорожной карты» весьма схожи с принципами испытанной временем и авторитетной системы стандартизации ИСО в приложениях «Энергоменеджмент» и «Менеджмент качества». Реализация изложенных принципов, сформулированных в Томском региональном центре управления энергосбережением, позволила достичь прекрасных показателей повышения энергоэффективности региона в целом и муниципалитетов, в частности. Полученный опыт оказался весьма ценным и востребованным на федеральном уровне. Разработки Томского регионального центра управления энергоэффективностью легли в основу системы показателей энергоэффективности, применяемых при разработке программ энергосбережения регионов и муниципалитетов.
Весьма продуктивен и во многом похожим был подход к формированию программ энергосбережения в Челябинской, Архангельской областях, г. Москва и ряде других субъектов федерации.
К сожалению, системный подход к организации энергосбережения не был осуществлен в большинстве регионов и муниципалитетов. По этой причине повышение энергоэффективности до сих пор было объектом приложения усилий и профессионального мастерства энтузиастов, которые действовали скорее не «благодаря», а «вопреки».
Новые требования
Создание традиций рационального использования энергоресурсов дело достаточно хлопотное и длительное. У страны сегодня просто нет времени для постепенного создания нового, рационального мышления у потребителя энергоресурсов. Поэтому, сразу после принятия Закона «Об энергосбережении…», было принято Постановление Правительства № 1225 от 31.12.2009, в котором были определены целевые показатели энергоэффективности для региональных и муниципальных программ энергосбережения. Для муниципалитетов установлено 85 показателей в различных сферах деятельности муниципалитета, рассчитываемых на основании 80 индикаторов. Для регионов таких показателей 45. Минрегионразвития утвердил Методику расчета соответствующих показателей энергоэффективности при разработке программ энергосбережения. Минэкономразвития, своим приказом № 61 от 17.02.2010, распространило рекомендации по разработке региональных и муниципальных мероприятий энергосбережения.
Дополнительно, в законодательство об определении показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, внесены интегральные показатели, отражающие деятельность по повышению уровня энергоэффективности соответствующих территорий. В состав показателей энергоэффективности входят не только показатели, отражающие деятельность по энергосбережению в бюджетной, социальной и жилищной сфере, но и показатель энергоемкости регионального и муниципального продукта, отражающий деятельность органов власти по созданию условий и мотивации к повышению энергоэффективности предпринимателями.
Это означает, что при разработке муниципальных и региональных программ энергосбережения уже нельзя ограничиваться техническими мероприятиями с использованием бюджетных средств. Органы власти должны планировать разработку нормативно-правовых документов, которые вводят в действие инструменты мотивации к энергосбережению населения и структур, не находящихся в прямом административном подчинении власти. Как показывает практика, такие инструменты есть не только в руках федеральной власти.
Органы региональной власти и органы местного самоуправления вполне могут использовать такие инструменты, как:
- Принятие региональных и муниципальных нормативных актов по стимулированию проектов повышения энергоэффективности;
- Муниципальный и региональный заказ на системообразующие мероприятия по созданию инфраструктуры энергосбережения (обучение, пропаганда, социальная реклама, разработка региональных стандартов и нормативов и т.д.);
- Лимитирование и ограничения размера бюджетных субсидий нормой энергопотребления для получателей этих субсидий;
- Особые условиями конкурсов управляющих организаций, включающие в себя требования по организации энергосбережения на объектах управления;
- Регулирование условий подключения и инвестиционных контрактов требованиями к энергоэффективности;
- Введение обязательных требований энергоэффективности и организацией контроля их соблюдения. Это может касаться различных сфер деятельности. Например, при заключении долгосрочных тарифных соглашений, предоставлении имущества в аренду и т.д.;
- Выделение грантов, субсидий, премий в сфере повышения энергоэффективности и энергосбережения;
- Моральная и статусная поддержка энтузиастов энергосбережения, которые имеются в каждом муниципальном образовании и регионе;
- Финансовая, информационная, организационная поддержка малого и среднего предпринимательства, занимающегося бизнесом с сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. Это мера может применяться при реализации программ поддержки малого предпринимательства с привлечением средств федерального и регионального бюджета;
- Использование бюджетных средств для организации учета использования энергоресурсов при установке приборов учета потребителям энергоснабжающими организациями. В соответствии с принятым законодательством, местные бюджеты должны использоваться для реализации программ установки приборов учета у потребителей;
- Организация применения специальных льготных тарифов на энергию и энергоресурсы энергоэффективным потребителям. Например: установление специального тарифа на коммунальные услуги для домов, которые имеют высокий класс энергоэффективности.;
- Муниципальный и государственный заказ на энергоэффективные технологии, материалы, оборудование;
- Муниципальный и государственный заказ на энергосервисные услуги;
- Предоставление муниципальных и государственных гарантий погашения кредитов при реализации проектов повышения энергоэффективности;
- Участие муниципалитета и региона в страховании рисков проведения энергосберегающих мероприятий;
- Разработка и организация осуществления программ развития территорий и схем энергоснабжения. В этих программах может применяться условие обеспечения показателей энергоэффективности;
- Согласование и контроль производственных и инвестиционных программ, принимаемых с участием муниципалитета и региона;
- Применение антимонопольного законодательства для формирования конкуренции в сфере предоставления услуг по организации энергосбережения;
- Установление специальных цен на энергоэффективную продукцию и при закупках энергоэффективного оборудования и материалов. Муниципалитет может компенсировать из бюджета часть стоимости закупки энергоэффективного оборудования и материалов, если это снижает в перспективе нагрузку на бюджет;
- Участие в управлении энергоэффективностью через собственность, если муниципалитет или регион является соучредителем или акционером предприятия;
- Тарифное регулирование естественных монополий с использованием инвестициннной составляющей в тарифах, направленной на реализацию проектов повышения энергоэффективности;
- Стимулирование привлечения энергосервисных компаний к повышению уровня энергоэффективности естественных монополий;
- Создание рынков высвобожденной мощности в результате проведенных энергосберегающих мероприятий;
- Использование административного ресурса для принуждения к энергоэффективности. Принятые поправки в Административный Кодекс дают на это право. Кроме того, имеется такая возможность, как согласование проектов строительства;
- Координация действий участников процесса энергоснабжения. Муниципалитет и регион может исполнять роль третьей стороны при согласовании противоречий поставщиков и потребителей энергии и энергоресурсов;
- Привлечение средств международных и экологических организаций при реализации пилотных проектов повышения энергоэффективности;
- Использование средств от реализации квот на выброс парниковых газов по Киотскому соглашению;
- Использование средств от реализации объектов с повышенными показателями энергоэффективности. При реализации объектов муниципальной и региональной собственности стоимость модернизированных объектов возрастает;
- Организация собственных производств энергоэффективных материалов с использованием местных ресурсов;
- Организация использования вторичных и альтернативных источников энергоснабжения в схемах энергообеспечения территорий.
Приведенный перечень можно продолжить с учетом местных условий и особенностей.
Что делать?
Закон «Об энергосбережении …» и принятые нормативно-правовые акты по организации разработки муниципальных и региональных программ ориентируют органы власти не только на принятие соответствующих программ, но и на ежеквартальную отчетность, в которую входят показатели энергоэффективности. Безусловно, можно составить любую бумагу, которая внешне будет полностью соответствовать требованиям законодательства. Но заложенные в программу показатели необходимо исполнять. Индикатором их исполнения будет реальное снижение энергопотребления на единицу выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. Добиться кардинального снижения энергопотребления возможно только при условии комплексного планирования и проведения мероприятий по энергосбережению. Для этого необходим высокий уровень профессиональной подготовки лиц, ответственных за энергосбережение на всех уровнях управления.
Где взять профессиональную команду для разработки и реализации программ энергосбережения, если собственных кадров нет? В настоящее время опытные специалисты по разработке муниципальных программ готовы предложить свои услуги. Это квалифицированная деятельность по детальному обследованию практики энергопотребления в муниципальном образовании и услуги по привлечению таких специалистов не могут быть дешевыми. Но и результаты их деятельности окупаются быстро. Но лучше, все таки, готовить своих специалистов. Они не только смогут планировать повышение энергоэффективности, но и достаточно профессионально обеспечат управление энергосбережением, смогут грамотно отчитаться по результатам проведенных работ. Наличие своей профессиональной команды - это всегда стимул для привлечения средств со стороны в повышение экономического уровня территории. Деньги вкладываются не в слова и бумаги, а в наличие команды, которая эти слова сможет превратить в дела и деньги.
Практика планирования мероприятий по энергосбережению в муниципалитетах должна быть сориентирована на принятие своей концепции энергосбережения, применительно к местным условиям. Постановление Правительства № 1225 не определяет схемы организации энергосбережения и повышения энергоэффективности. На местах виднее. Постановлением Правительства определяются показатели энергоэффективности, на которые необходимо обращать внимание при разработке программ энергосбережения. Поэтому, при разработке программ целесообразно детально рассматривать установленные показатели энергоэффективности и обеспечивать отдельное планирование их изменения с использованием всех доступных организационных, финансовых и технических средств. Опыт такой деятельности есть. Об этом говорилось выше. К положительным результатам приводили все реально проводившиеся мероприятия энергосбережения.
Автор: Коваль Сергей Петрович