Правительство России, своим Постановлением № 340 от 15.05.2010 установило основные требования к программам энергосбережения регулируемых организаций (текст Постановления приложен к статье). Регулируемых организаций у нас немало. Это все те, кому цены на продукцию и услуги устанавливают органы по регулированию цен и тарифов. Примером тому услуги по перевозке грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, услуги связи, услуги по обеспечению теплом, электроэнергией и т.д.
В Постановлении Правительства установлены основные принципы, которыми должны руководствоваться регулируемые организации и органы власти при разработке и согласовании программ энергосбережения. Основные требования к программам энергосбережения устанавливаются целевыми показателями энергоэффективности для инвестиционных программ при установлении регулируемых цен и тарифов.
Правила установления показателей энергоэффективности
Целевые показатели устанавливаются отдельно для каждого вида регулируемой деятельности организации. Например: для ТЭЦ отдельно регулируются цены на электроэнергию, тепловую энергию, услуги теплоснабжения. Соответственно, целевые показатели должны быть для каждого вида перечисленной деятельности.
Целевые показатели могут быть установлены в виде абсолютных, удельных, относительных, сравнительных значений или комбинаций этих значений. При этом показатели должны быть установлены в виде конкретных значений расхода энергии (энергоресурсов) на:
- производство услуги (продукции);
- передачу (распределение);
- расход энергоресурсов в зданиях и сооружениях, принадлежащих компании.
Регулируемая организация самостоятельно устанавливает целевые показатели и имеет возможность их текущей корректировки. Регулирующий орган устанавливает показатели экономической эффективности проводимых мероприятий и сроки их окупаемости. Для технологически сходных объектов регулирующая организация может установить типовые требования к показателям энергоэффективности.
Для определения экономических показателей энергоэффективности регулирующий орган вправе привлечь независимых экспертов.
Экономические показатели энергоэффективности устанавливаются на срок до 3 лет и могут ежегодно корректироваться с учетом эффективности проводимых мероприятий и складывающейся для предприятия экономической обстановкой.
Практика исполнения Постановления Правительства
Федеральная служба по тарифам выпустила ряд приказов по установлению требований к программам энергосбережения регулируемых ФСТ естественных монополий.
Так требованиями приказа ФСТ № 421-т от «31» августа 2010 г. для железнодорожников установлены показатели энергоемкости (расхода условного топлива на тонно-километр) и обратная этому показателю величина энергоэффективности (тонно-километров на килограмм условного топлива).
Требованиями приказа ФСТ № 401 от 25 августа 2010 г. для Федеральной сетевой компании установлены:
- показатели удельного расхода электроэнергии на передачу относительно нормативов технологических потерь;
- оснащенность приборами учета энергоресурсов зданий и сооружений компании;
- сокращение расхода энергии на 1 единицу оборудования трансформаторных подстанций;
- сокращение удельного потребления энергии на собственные нужды;
- сокращение расхода ГСМ на работу автотранспорта.
Для остальных организаций ФСТ устанавливает, в основном, требования по энергоэффективности зданий и сооружений и расходу ГСМ на работу автотранспорта.
Как следует из приведенных документов, регулирующие органы с большим доверием относятся к деятельности естественных монополий в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. Об этом говорит относительно краткий перечень планируемых показателей, которые держит под контролем ФСТ при тарифном регулировании и формировании соответствующих инвестиционных программ.
Для справки: Правительство России и Минрегион для региональных программ энергосбережения устанавливают 45 показателей энергоэффективности. Для муниципальных программ – 85 показателей.
Автор: Коваль Сергей Петрович