–Повышение энергоэффективности объявлено одним из главных приоритетов модернизации России. Чем, на ваш взгляд, обусловлен этот выбор?
–Определение приоритетов – задача непростая и ответственная. Выбор всегда имеет свою цену – отказ от альтернатив. С моей точки зрения, повышение энергоэффективности, являясь системной межотраслевой задачей, представляет собой архимедов рычаг. Сумев его задействовать, мы существенно продвинемся в достижении целей модернизации. Рост энергоэффективности – не только технологическое обновление секторов хозяйства: энергетики, ЖКХ, строительства, это – формирование новых рынков инновационной продукции и услуг, создание конкурентоспособных рабочих мест. Это – весомый фактор снижения инфляции издержек, которая является для России системной экономической патологией и тормозит развитие. Это – новый способ мышления всех субъектов хозяйствования – от компаний до бюджетных организаций и домохозяйств.
С советских времен, когда на внутреннем рынке баррель нефти стоил как стакан газировки, мы привыкли к очень затратному хозяйствованию. Основные фонды, технологии не были заточены под экономию ресурсов. Деиндустриализация, износ инфраструктуры данный изъян многократно усугубили. Сейчас Российская Федерация является частью мировой экономики, и былое ценовое конкурентное преимущество в энергоресурсах ушло в прошлое. Наша страна стоит перед неотложностью повысить энергоэффективность хозяйствования, причем сделать это в сжатые сроки, комплексно. Это возможно, если проявить политическую волю на каждом уровне власти. Правительство Российской Федерации утвердило план мероприятий, направленных на реализацию данного закона. Аналогичные нормативные акты приняты или будут приняты в ближайшее время в регионах. В состав показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти федерального и регионального уровня введены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Все это закладывает основу для действенной системы управления достижением поставленной цели.
–Как поставлена работа по решению задачи повышения энергоэффективности в регионах, входящих в ЦФО?
–Конечно, нельзя сказать, что до принятия нового федерального закона вопросам снижения энергоемкости не уделялось внимания. Если говорить о ЦФО, то у нас не просто реализовывались отдельные проекты – регионы старались целенаправленно заниматься данной проблемой. Во многих субъектах Федерации в составе округа в разное время были приняты региональные законы «Об энергосбережении». Практически во всех наших регионах не первый год реализуются целевые программы в данной сфере. Причем многие направления повышения энергоэффективности, которые сейчас прописаны в новом федеральном законе, уже осуществляются на местах.
Проводятся такие мероприятия в области энергосбережения в ЖКХ и бюджетной сфере, как энергетические обследования, организация приборного учета потребления энергоресурсов по всей цепи от поставщика до конечного потребителя, начат постепенный переход на применение энергосберегающих ламп, внедряются энергосберегающие технологии при проведении капитального ремонта зданий и сооружений. Например, в Москве, в Юго-Восточном административном округе, было проведено масштабное энергетическое обследование 120 жилых домов. Запланировано проведение обследования 240 домов Центрального административного округа Москвы с установкой приборов учета и автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии.
Соответствующая работа ведется и в областях. При реализации долгосрочной целевой программы «Энергосбережение в Смоленской области» на установку приборов учета, контроля и регулирования энергетических ресурсов на объектах жилищного фонда освоено почти 20 млн. рублей из областного и местных бюджетов. В Тамбовской области на реализацию программы реформирования ЖКХ с соблюдением необходимых мер по энергосбережению было привлечено более 2 млрд. рублей. Запланировано проведение капитального ремонта в 877 многоквартирных домах. При этом проводится установка узлов учета в каждом доме. Примеры можно продолжить.
Накоплен интересный региональный опыт в реализации инвестиционных проектов, направленных на энергосбережение, в том числе в сфере использования альтернативных источников энергии. Недавно на Курьяновских очистных сооружениях введена в эксплуатацию первая в России мини-ТЭС, работающая на биогазе. Заслуживает внимания разработанная в Ярославской области программа «Повышение энергоэффективности топливно-энергетического комплекса на базе развития когенерационной энергетики». В ходе ее реализации регион намерен определить эффективные способы государственной поддержки проектов в сфере развития тепловой энергетики и энергосбережения; апробировать формы государственно-частного партнерства, в том числе привлечение проектного финансирования Внешэкономбанка.
Нельзя недооценивать важность активной пропаганды энергосбережения. Зарубежный опыт показывает, что эти меры позволяют до 10% сократить потребление энергоресурсов. В декабре прошлого года в Москве в рамках ежегодного итогового заседания Совета Центрального федерального округа состоялась крупная выставка, посвященная энергосбережению и энергоэффективности в наших регионах.
С принятием федерального закона работа в сфере энергосбережения на местах, надеюсь, приобретет более системный характер, что позволит выйти на определенные президентом страны параметры и сроки снижения энергоемкости российской экономики. Региональная правовая база будет приведена в соответствие с принятым федеральным законом. Согласно требованиям, прописанным в нем, а также в подготавливаемых нормативных актах и методических рекомендациях, будут скорректированы или разработаны вновь целевые программы в регионах и муниципальных образованиях.
–Какие проблемы могут возникнуть в процессе развития энергосбережения?
–В посткризисных условиях, при напряженности региональных бюджетов непросто будет решать проблемы финансового обеспечения реализации программ. Чтобы запустить процесс энергосбережения в огромной стране со сложным климатом, нужны немалые средства. Московская программа, принятая в 2008 году, для достижения намеченных показателей требовала ежегодных затрат порядка 30 млрд. рублей, из которых около 20% средств финансировалось из городского бюджета. Конечно, столица – уникальный мегаполис и по уровню энергопотребления в разы превосходит целые регионы. Вместе с тем из приведенных цифр представление о том, какой объем финансирования потребуется в масштабах страны, получить можно.
Вторая немаловажная проблема – кадровая. Например, отраслевую систему подготовки кадров для ЖКХ надо практически создавать заново. Она устарела. У нас есть электрики, энергетики, но отсутствуют энергоменеджеры, как владеющие современными знаниями технического характера, так и способные просчитать экономический эффект. Не хватает квалифицированных специалистов для проведения качественного энергоаудита. Анализ действующих в регионах программ энергосбережения говорит об отсутствии достаточного опыта в разработке комплексных программ на уровне крупных территориальных образований и больших ведомств. Все это также происходит из-за нехватки подготовленных кадров.
Еще одним узким местом является недостаточное развитие промышленности по производству энергосберегающего оборудования. Нужно поддерживать в данном секторе развитие малого и среднего предпринимательства.
Вопросы снижения энергозатрат в энергетике, ЖКХ не решить без создания экономических стимулов. Здесь давно назрело изменение подходов к тарифообразованию, которое призвано в значительной мере обеспечить экономическую мотивацию всех операторов к внедрению энергосберегающих технологий. Тарифообразование по принципу «затраты +», многообразие устаревших методик ценообразования – все это должно уйти в прошлое.
ЖКХ, где сосредоточен основной потенциал снижения энергозатрат, остается отраслью, непривлекательной для частных инвесторов. Потребность в капиталовложениях здесь колоссальная. Мы уже несколько лет говорим о развитии концессионных механизмов в ЖКХ. Нужно развивать региональную правовую базу государственно-частного партнерства, оттачивать договорную практику, а также внедрять долгосрочное тарифообразование (на основе метода доходности на вложенный капитал).
Итак, эффективное администрирование и внятная система ответственности в сочетании с внедрением действенных экономических стимулов и поддержкой бизнеса – таково содержание нашей работы в решении поставленных задач повышения энергоэффективности экономики России.
Источник: деловой журнал "Энергополис", январь-февраль 2010 г.