Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / VIP. Позиции и мнения

Энергосбережение должно обеспечивать повышение качества жизни

В ходе подготовки интернет-конференции «Разработка муниципальных и региональных программ энергосбережения. Проблемы, мнения, рекомендации», мы обратились к Председателю Комитета Совета Федерации по делам федерации и региональной политике, Алтынбаеву Рафгату Закиевичу, с просьбой дать интервью по проблематике энергосбережения и повышения энергоэффективности в нашей стране. От сайта «Портал-Энерго.ru» интервью записал руководитель проекта «Портал-Энерго.ru» Сергей Коваль.

Энергосбережение должно обеспечивать повышение качества жизни


Уважаемый Рафгат Закиевич, сайт Портал-Энерго.ru специализируется на освещении проблематики энергосбережения. В процессе реализации мероприятий по повышению энергоэффективности экономики страны, возникает немало проблем. Мы стараемся дать объективную информацию об опыте организации энергосбережения и повышения энергоэффективности. При этом не ограничиваемся обычным новостным представлением информации. По таким актуальным проблемам, как введение саморегулирования в деятельность энергоаудиторов, организация обучения энергоаудиторов и специалистов по энергосбережению, мы провели интернет-конференции, в каждой из которых приняло участие около 3 тысяч посетителей нашего ресурса. При этом мы ежедневно убеждаемся, что авторитетное мнение представителей государственной власти немало значит для понимания необходимости энергосбережения в стране. В настоящее время мы проводим подготовку интернет-конференции «Разработка муниципальных и региональных программ энергосбережения. Проблемы, мнения, рекомендации». Разрешите обратиться к Вам с просьбой дать свою оценку и видение проблем организации энергосбережения и повышения энергоэффективности в нашей стране и ответить на наши вопросы.

Президент России Д.А.Медведев и Премьер В.В. Путин принимают активные меры для решения в нашей стране проблемы энергосбережения и энергоэффективности. Мы самая богатая энергоресурсами страна в мире, насколько это актуально для нас? Почему эта задача стала одной из первоочередных?

Россия страна действительно богатая. Наша привычка к дешевым энергоресурсам не мотивировала экономику к совершенствованию технологий и постоянной модернизации. Постепенно мы интегрируемся в мировую систему рыночных экономик. Это уже привело к выравниванию уровня цен на энергоресурсы со среднемировыми показателями. Но достойную для рынка высокотехнологичную продукцию мы пока производим не так много. Получается дилемма: жить мы хотим не хуже, чем в странах с развитой экономикой, а зарабатываем меньше, поскольку то, что мы делаем не всегда конкурентоспособно. К тому же, затраты на собственное производство в разы больше. Это коренное противоречие и его нужно разрешать. Энергия - ключевое слово в процессе производства. Все, что мы производим - результат приложения энергии. Если мы тратим слишком много энергии в процессе производства и в быту, значит нужно научиться экономить. Сегодня понятия высокотехнологичность, экология и энергоэффективность неразрывно связаны. Поэтому задача модернизации экономики и задача повышения энергоэффективности едины по-сути. Для нашей страны технологическая модернизация - условие выживания. Об этом говорил Президент.

Как вы считаете, сформирована ли в настоящее время в стране Федеральная, региональная законодательная база в применении к разработке программ энергосбережения и повышения энергоэффективности?

Принятый Закон "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" – безусловно, очень важный шаг в направлении скорейшей организации работ в энергосбережении. Закон более конкретен, чем предшествующий ему Закон "Об энергосбережении", который носил рамочный характер.

Но вновь принятый закон не лишен недостатков: он ориентирован на применение административных мер в мотивации энергосбережения. В законе и соответствующих подзаконных актах, недостаточно мер экономической заинтересованности в повышении энергоэффективности. Как показывает опыт энергоэффективных экономик, именно материальная заинтересованность и положительное стимулирование являются главным мотивом к повышению энергоэффективности. В Правительстве это понимают и планируют соответствующие меры. Полагаю, что федеральное законодательство будет совершенствоваться в этом направлении.

Что касается регионального законодательства, то здесь все значительно сложнее. В Законе "Об энергосбережении" была норма, которая сдерживала принятие соответствующего регионального законодательства. Поэтому в большинстве регионов законы об энергосбережении не принимались и работа шла по постановлениям исполнительной власти. Тем не менее, определенный и весьма ценный опыт накоплен в Свердловской, Челябинской, Томской областях, г. Москве.

К сожалению, региональное законодательство, программы энергосбережения, муниципальные нормативные акты, в основном сориентированы на использование бюджетных средств для установки энергоэффективного оборудования и очень слабо привлекают источники внебюджетных средств для инвестиций. Поэтому, считаю, что законодательная и нормативная база энергосбережения в нашей стране формируется и впереди большая работа.

Вы являетесь Председателем комитета по делам Федерации и региональной политике Совета Федерации и сенатором от Рязанской области. Как вы оцениваете работу регионов по энергосбережению и все ли активно включились в работу?

Оцениваю эту работу как недостаточную. Идет медленный процесс раскачки, в большинстве регионов приглядываются к тому с чего начать, хотя мирового опыта более чем достаточно. Сильна инерция мышления, решать проблемы по указке сверху и исполнять только соответствующие инструкции. Редко где используются возможности привлечения внебюджетных средств в проекты повышения энергоэффективности. В зачаточном состоянии работа по заключению энергосервисных договоров на обследование объектов энергопотребления, на энергоэффективность с расчетами экономического эффекта от энергосбережения.

В целом, в организации работ по энергосбережению не отработан механизм бизнес-подхода по извлечению дополнительных средств из экономии и использовании этих средств для реинвестирования в энергосбережение. В условиях, когда мы потребляем в 3.5 раза больше энергоресурсов на единицу товара и услуг, чем передовые экономики мира постоянно обращаться за поддержкой к бюджету, просто расточительно. Нужно нормально, креативно мыслить, не нарушая действующего законодательства. В ряде регионов это делать умеют. Таких регионов немного.

Закон № 131 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления ..» определяет поселок как субъект местного самоуправления. Но органы власти региона предпочитают работать с главами районов, которым формально поселковые советы не подчиняются. Каким образом можно управлять разработкой программ энергосбережения на уровне поселений и как их заставить разрабатывать и принимать программы?

Сейчас эта работа происходит, как правило, по схеме: глава районной администрации звонит главе поселкового совета и спрашивает "у тебя какие проблемы, здесь есть возможность вписаться в бюджетное финансирование по региональной программе". Глава поселкового совета дает список проблем. Перечень собирается у специалиста в администрации области, он смотрит и включает часть заявок в региональную программу энергосбережения. Мероприятие проводится, экономический эффект официально не выделяется. В соответствии с требованиями принятого федерального законодательства, начиная со следующего года, финансирование затрат на энергоресурсы для деятельности бюджетных организаций будет сокращаться ежегодно на 3%. Это конечно, заставит, хотя бы немного считать. Если говорить откровенно, этого недостаточно. Специалисты знают, что только организационные мероприятия в энергосбережении без финансовых вложений могут дать до 15% экономии. Управлять можно и нужно используя рычаги экономической заинтересованности.

Президент заметил, если каждый руководитель будет ощущать лично на себе результаты экономии, то дело сдвинется. На региональном уровне нужно принимать соответствующие нормативные акты, которые мотивируют всех и каждого в энергосбережении, тогда глава администрации района будет ходить за главой поселкового Совета с заполнением заявок, а глава поселкового совета будет приходить с отчетом о проведенных работах и актами на подтверждение права на премирование.

Премьер В.В.Путин недавно заявил, что в стране денег достаточно на реализацию любых инвестиционных проектов. В тоже время регионы испытывают постоянный дефицит финансовых средств. Как Вы думаете, что он имел в виду?

Я не понимаю ситуации, когда говорят, что денег нет на экономию и в то же время выбрасывают деньги на ветер. Проблема в том, что мы до сих пор не научились управлять экономией на каждом рабочем месте. И дело не только в экономии энергии, которую мы и в грош не ставим. Дело в умении рационально использовать все виды ресурсов. Нельзя воспринимать утечки энергии и отходы жизнедеятельности как неизбежные потери. Экономия денег по сути ничем не отличается от получения прибыли из других источников. Сбережение и экономия самый надежный источник финансирования мероприятий энергосбережения. Нужно уметь превращать процесс экономии в бизнес-процесс. А любой приносящий деньги бизнес есть предмет инвестиций и заинтересованного финансирования. Я имею в виду механизмы финансирования через реализацию энергосервисных соглашений, кредитование проектов повышения энергоэффективности и установки приборов учета под гарантии погашения кредитов из получаемой экономии. Полагаю, что Председатель Правительства это имел в виду.

Вы говорите о государственно-частном партнерстве и инициативе специалистов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. Где их взять? Приглашать из-за границы соучастников проектов, как для проекта Сколково?

Государственно-частное партнерство новый, модный термин, который входит в наш обиход. Но дело не в моде, а в реальной пользе от совместной работы бизнеса и власти и в трезвом расчете. Невозможно все, что делается в муниципальной и региональной экономике, стараться делать за счет налогоплательщика. В такой высокорентабельной отрасли, как энергосбережение, где на каждый рубль вложения приходится 3 рубля отдачи, это тем более бессмысленно. Здесь нужно просто видеть где деньги, уметь их считать, уметь договариваться с потребителем о постепенном сокращении его расходов и дележе его экономии. Во всем мире так делается. Это и есть предмет государственно-частного партнерства. Государство создает правила отношений, в рамках которых всем сторонам выгодно энергосбережение. Бизнес, со своей стороны вкладывает деньги и свои усилия в энергосбережение, трансформируя часть получаемой экономии в свою прибыль.

На Вашем сайте "Портал-Энерго" я знакомился с рядом статей по мотивации энергосбережения в США и других странах. Там достаточно убедительно показано как работает государственно-частное партнерство в сфере повышения энергоэффективности. Работает давно и эффективно. Если на бирже проходят торги на экономию энергии и сокращение выбросов углекислого газа, значит есть люди, которым это выгодно покупать. Очевидно предстоит создать с участием государства развитую денежно-кредитную и институционную инфраструктуру способную втянуть в хозяйственный оборот потенциал энергосбережения. К сожалению, у нас этого пока нет. Но уверен, будет.

Что касается специалистов. Конечно, учиться зарубежному опыту необходимо, незачем изобретать давно опробованное. Но готовить специалистов нужно самим. Для этого у нас есть все необходимое: прекрасно развитая система образования, грамотные преподаватели, желание молодежи учиться. Из-за рубежа невозможно привлечь десятки тысяч специалистов, которые будут адаптировать зарубежный опыт к российским условиям.

Вы оцениваете качество программ по энергосбережению с которыми знакомились, как недостаточно профессиональными и эффективными. Что можно предложить сегодня, чтобы поправить ситуацию?

Что касается непосредственно разработки программ энергосбережения. Очень мало опыта разработки таких программ. Я уже говорил, что в программах нет главного: мер по мотивации к энергосбережению всего населения. Конечно, мероприятия с установкой конкретных устройств и проведением работ на объектах планировать нужно. Но лучше, если энергосбережением будет озабочен каждый и это будет выгодно каждому. Поэтому соответствующие разделы программ должны тщательно прорабатываться.

Правительством России было принято Постановление 1225 от 31.12.2009 о показателях энергоэффективности, которые должны учитываться при разработке региональных и муниципальных программ. Приказом Минрегионразвития № 273 от 7.06.2010 была принята методика расчета и определения этих показателей. В принимаемых сегодня программах практически нет применения этих документов. Это очень недальновидно со стороны региональных органов власти. Завтра по результатам исполнения программ придется отчитываться с учетом установленных Правительством показателей и индикаторов.

На Вашем портале начинается Интернет-конференция по вопросам разработки региональных и муниципальных программ энергосбережения. Это полезное мероприятие, которое сможет восполнить дефицит информации в этой сфере. Считаю, вопросы разработки программ энергосбережения нужно популяризировать и объяснить людям, что экономия энергии в их же интересах.

Кроме того, нужно развернуть работу по подготовке специалистов по энергосбережению. Прежде всего это должно коснуться органов региональной власти и органов местного самоуправления, руководителей бюджетных организаций и лиц, ответственных за энергосбережение в бюджетных организациях.

Что Вы считаете в энергосбережении главным?

Качество жизни. По сути, энергия, деньги не есть предмет потребления, это средство обеспечения комфорта. Поэтому, энергосбережение должно обеспечивать рационализацию потребления при условии повышения уровня комфортности проживания, профессиональной деятельности. За рубежом это получается, и у нас получится.

Текст интервью размещен на сайте Р.З. Алтынбаева

http://www.altynbaev.ru/section_28.phtml?open=interactive

Автор: Коваль Сергей Петрович

 

Обсуждение

svetlanarunkova :: 12:43 03.12.2010 #

"Правительством России было принято Постановление 1225 от 31.12.2009 о показателях энергоэффективности, которые должны учитываться при разработке региональных и муниципальных программ. Приказом Минрегионразвития № 273 от 7.06.2010 была принята методика расчета и определения этих показателей. В принимаемых сегодня программах практически нет применения этих документов. Это очень недальновидно со стороны региональных органов власти. Завтра по результатам исполнения программ придется отчитываться с учетом установленных Правительством показателей и индикаторов."

Да, недальновидо. Для тех, кто читал методику, введенную приказом №273, очевидно, почему ее не применяли. Она совершенно непригодна к применению в настоящей редакции. Она не только не соотвтетсвует, а даже нарушает Постановление №1225 (состав показателей для региональных и муниципальных программ) в соответствии с которым разработана. Расчет в сопоставимых условиях только продекларирован, по факту отсутствует. http://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=2338&p=1 - тут опубликован документ, указывающий и на другие недостатки методики.

 

Написать комментарий

 
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →