В этом разделе приводится информация из официальных источников без изменений и комментариев администрации портала.
Архангельск, президиум Госсовета, 2 июля 2009 г.
Уважаемые коллеги!
Известно, что энергоемкость российской экономики в несколько раз выше, чем в большинстве развитых стран. И поэтому задача сокращения энергоемкости ВВП на 40 процентов абсолютно реальна и необходима. И ее выполнение приведет не только к сбережению энергоресурсов, что, конечно, важно. По нашим оценкам, мы сможем сберечь до 7–8 процентов мирового потребления газа, до 1 процента мирового потребления электроэнергии, угля, воды – это важные величины. Но самое важное то, что, конечно, мы повысим эффективность экономики, ее конкурентоспособность, потому что энергоэффективность – это не только и не столько качество энергетики, сколько качество самой экономики, затрагивает практически все отрасли экономики и меняет экономическое поведение как бизнеса, так и людей.
И на решение этих задач направлен проект закона, который мы подготовили вместе с депутатами. Я бы коротко хотела его охарактеризовать, какие конкретно решения предлагаются.
Предложены конкретные меры по четырем направлениям.
Первое направление – это население, жилищный фонд. Здесь потенциал энергосбережения, энергоэффективности, по оценкам, составляет до четверти всего потенциала. И, что очень важно, мы здесь повысим не только энергоэффективность, но сможем улучшить благосостояние граждан и снизить расходы на жилищно-коммунальные услуги на 25–30 процентов, повысить комфортность жилья. Это первое ключевое направление.
Второе направление – энергетика и коммунальное хозяйство. Здесь мы безвозвратно теряем около 20 процентов ресурсов. И надо сказать, что потери в сетях и затраты топлива на 1 киловатт-час возросли по сравнению с советским периодом. Это, конечно, очень печальные цифры. И здесь потенциал энергоэффективности составляет 40 процентов от всего потенциала, то есть, наверное, самый количественно важный приоритет.
Третье направление, о котором и Вы, Дмитрий Анатольевич, говорили в своем вступлении, – это государственный сектор, бюджетный сектор. Здесь тоже очень большая энергорасточительность. И мы должны начать с того, чтобы предъявить наибольшие требования по энергоэффективности с тем, чтобы показать пример и создавать спрос на энергосервисные услуги и продукты.
И последний по списку приоритет закона, но не по значимости, – это экономическое стимулирование, повышение энергоэффективности в частном секторе.
Коротко об основных направлениях. По жилью. Нами предлагается, чтобы в отношении домов, которые вводятся в эксплуатацию после 1 января 2011 года, в том числе после капитального ремонта, вводились ключевые требования.
Первое – соответствие жестким требованиям энергоэффективности.
Второе – наличие приборов учета.
И третье – ответственность застройщиков за соответствие требованиям энергоэффективности в течение определенного срока (в течение 10 лет). Потому что недостаточно сдать здание, соответствующее энергоэффективности, важно, чтобы оно соответствовало этим требованиям в течение некоторого срока эксплуатации. Это то, что касается новых зданий.
То, что касается уже имеющегося жилого фонда. Предлагается ввести стандартный комплекс обязательных мероприятий по энергосбережению в отношении общего имущества многоквартирных домов. Они достаточно простые, не энергоемкие, но дающие быструю окупаемость. Такие, как датчики движения при освещении подъезда, доводчики дверей, утепление оконных проемов и так далее. Второе. Ввести возможность заключения долгосрочных энергосервисных контрактов, которые уже начинают развиваться у нас, но пока недостаточно. Энергосервисные контракты, которые позволяют инвестиции в энергоэффективность окупать за счет экономии, получаемой в дальнейшем от экономии ресурсов.
И третье. Устанавливать различные уровни тарифов в зависимости от энергопотребления, в том числе вводить субсидированную норму потребления электроэнергии. Это то, что касается жилищного сектора.
Другое направление – энергетика и ЖКХ. Здесь предлагается ввести в обязательном порядке приборы учета, их установку, ввести обязанность и процедуры поэтапного установления этих приборов учета. Второе: вводить долгосрочные тарифы с сохранением экономии, возникающей в результате мероприятий по энергосбережению. Третье: ввести требования по реализации программ энергоэффективности, энергосбережения для компаний естественных монополий.
Третье направление касается государственного сектора. Здесь также предлагается задать ориентиры по снижению расходов на потребление энергоресурсов на 15 процентов в течение пяти лет с сохранением экономии у бюджетных организаций. Также заключать типовые долгосрочные энергосервисные контракты, и, что очень важно, реализация региональных программ энергоэффективности. Такие проекты уже реализуются во многих регионах, и мировой опыт показывает, что одним из успешных механизмов повышения энергоэффективности всей экономики являются региональные программы. И такие программы энергоэффективности должны быть у всех субъектов и муниципалитетов, показатели по их выполнению должны также входить в оценку эффективности деятельности субъектов и муниципалитетов.
В целях стимулирования спроса на энергоэффективную продукцию также предлагается вводить требования по госзакупке именно энергоэффективной продукции, то есть в сами требования по госзакупкам.
Прежде чем перейти к мерам по частному сектору, хотела бы сказать, что мы у себя, в Минэкономразвития, провели энергоаудит в 2008 году, получили любопытные результаты. В целом у нас на центральное здание на энергоресурсы тратится 16 миллионов рублей. Оказалось, что нам нужно на реализацию таких ключевых энергоэффективных мероприятий 3,5 миллиона рублей, и они могут окупиться в течение двух лет. Если бы у нас был такой достаточно длинный контракт на энергосервисные услуги, мы могли бы это сделать и окупить эти затраты в течение двух лет.
Этот аудит позволил нам сделать ряд выводов. Первый – такие меры приводят не только к экономическому эффекту, но и к повышению комфортности условий работы, в том числе и температурных режимов, и в жилье то же самое будет по комфортности жилищных условий.
Второй – реализация этих мер затруднительна без того, чтобы была создана правовая база под энергосервисные контракты.
И третий – рынок энергообследований у нас пока в стране находится в зачаточном состоянии и еще пока недостаточно клиентоориентирован, поэтому этот рынок, конечно, должен развиваться. Как только появится заказ, вероятно, будет его развитие.
Мы считаем, что закон, который принимается, конечно, пытались в него включить максимум норм прямого действия, он достаточно сложный в реализации, будет требовать надстройки. И нам кажется очень важным апробировать многие механизмы на примере пилотных проектов, на примере регионов. Это очень важно сделать – отобрать пилотные регионы и реализовать такие механизмы.
И последний блок касается мер стимулирования для частного сектора. Правда, хочу начать не столько со стимулов, сколько с запретов. Действительно, в проекте закона мы предлагаем, чтобы были введены и права на запрет оборота ряда видов продукции, в том числе таких, как уже известные лампочки накаливания, через технические регламенты. Очень важно постепенно повышать требования к энергоэффективности. Предлагается вводить требования по обязательной маркировке классов энергоэффективности для бытовых приборов, компьютерной, оргтехники, что делается во многих странах и также влияет на поведение потребителей.
И в качестве возможных мер экономического стимулирования предлагаем установить право на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам для проектов по энергоэффективности, амортизационные льготы для самого энергоэффективного оборудования, инвестиционные налоговые кредиты организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность.
Несмотря на имеющиеся бюджетные ограничения, мы проанализировали все проекты во многих странах, и, конечно, без мер либо налогового стимулирования, либо софинансирования проектов энергоэффективности такие успешные проекты невозможны. Поэтому такие механизмы нам надо будет предусматривать, постепенно расширяя их поле.
И отдельный блок в законе также посвящен информационному сопровождению на всех уровнях. Это действительно важнейшая задача. Я здесь полностью поддерживаю Игоря Ивановича и Юрия Михайловича: без того, чтобы поменять поведение, нам вряд ли удастся успешно реализовать все эти меры. И поэтому информационный блок, единая информационная система очень важны. И исходим из того, что проект сложный, но реализуемый, и направлен на повышение энерго- и электроэффективности всех сфер экономики, будет стимулировать инновационное развитие и повлияет в целом на повышение конкурентоспособности российской экономики. Если мы этого не будем делать, то мы отстанем от большинства развитых стран, которые этим занимаются в полной мере.