Реклама

изготовление фотолюминесцентных планов эвакуации

Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / VIP. Позиции и мнения

Э.С. Набиулина. Муниципальные программы энергосбережения разработаны в 27% муниципалитетов.

Еще по теме: Региональные, Муниципальные

"В регионах нужно назначить или создать центры компетенции ответственности в региональной политике. Потому что деятельность и действия по энергоэффективности требуют чёткой координации и органов власти, и бизнеса, и граждан, и профессиональной работы, поэтому должны быть центры компетенции. И многие регионы уже не только назначили ответственных, но и создают специально организации либо уполномочивают их на ведение работы по энергоэффективности."

Доклад Министра экономического развития России Э.Х. Набиулиной на заседании состоялось заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в Набережных Челнах 26 октября 2010 г.

Э.С. Набиулина. Муниципальные программы энергосбережения разработаны в 27% муниципалитетов.

Уважаемые коллеги!

Рабочая группа по энергоэффективности проводит анализ того, как готовятся региональные программы энергоэффективности. Прежде всего я хотела бы сказать, вы помните, когда мы обсуждали закон об энергосбережении, были критические высказывания, что эти региональные программы не успеем в такие сроки подготовить, нужно дать больше времени. Но я всё-таки считаю, что это было обоснованным решением о подготовке таких программ в короткие сроки. Напомню, срок был 1 августа. Что удалось сделать за период чуть меньше года с момента принятия закона?

Во-первых, многие регионы, которые занимались давно этой проблемой, проблемой энергосбережения, энергоэффективности, они эти программы сумели подготовить в достаточно короткие сроки. И реально мы видим, кто занимался этими программами, кто не очень занимался.

Второе. Через подготовку этих программ мы получили качественную обратную связь. Начали выявляться проблемы при реализации, в том числе предложения по изменению федерального регулирования, нормативных актов, потому что начали делать дело и возникло описание этих проблем. Мы получаем качественную обратную связь из этих программ. На 15 октября, как Вы уже сказали, большое количество программ либо утверждены, либо находятся в стадии утверждения. У нас не доведены до стадии утверждения программы в 5 процентах субъектов Российской Федерации, а именно в 4 субъектах.

И следующий этап – это муниципальные программы, потому что многие проблемы и деятельность по энергоэффективности должны находиться на уровне муниципалитета. Сейчас, по выборочным нашим данным, программы утверждены в 27 процентах муниципалитетов. Это статистика.

На каких качественных итогах работы сейчас я бы хотела остановиться? Первое. Хотя программы есть, многие, к сожалению, подошли к этим программам формально. Из этих программ очень тяжело сделать вывод, что предметно собираются делать многие регионы, какие приоритеты. Мы настаиваем на том, чтобы был предметный подробный план действий по всем секторам, по всем направлениям деятельности.

Рабочая группа по результатам анализа программ, который мы получили, делает примерный план для того, чтобы оказывать методическую помощь. Я бы хотела обратить внимание, что и планирование, и реализация – это будет постоянный живой процесс, нужно будет постоянно корректировать свои действия.

Второе. Безусловно, в регионах нужно назначить или создать центры компетенции ответственности в региональной политике. Потому что деятельность и действия по энергоэффективности требуют чёткой координации и органов власти, и бизнеса, и граждан, и профессиональной работы, поэтому должны быть центры компетенции. И многие регионы уже не только назначили ответственных, но и создают специально организации либо уполномочивают их на ведение работы по энергоэффективности.

Третье. Наша программа во многом основывается на изменении поведения населения и бизнеса, стимулировании энергосберегающего поведения. Действительно, если коротко описать смысл проекта, он состоит в том, чтобы мы создали все условия для того, чтобы и граждане, и предприятия понимали, если они ведут себя энергосберегающим образом, берегут энергию, они будут платить меньше. Сейчас это, к сожалению, по факту не всегда так происходит и в силу того, какой у нас жилищный фонд, и в силу тарифного регулирования. Поэтому весь проект направлен на то, чтобы создать условия для того, чтобы граждане и бизнес смогли реализовать эту возможность. Это сопряжено с большой программой по информированию населения.

Поэтому ключевым элементом региональных программ, на наш взгляд, должно быть информирование населения не потому, что энергоэффективность – это хорошо, а по конкретным способам действия, по конкретным последствиям, по энергоэффективности. И в том числе информирование о некоторых рисках, которые здесь возникают, например, с появлением некачественных товаров на рынке, таких, как энергосберегающие лампы. Но мы должны заниматься здесь чётким информированием.

Четвёртое, на что, на наш взгляд, стоит обратить больше внимание, – это особая часть программ по поддержке малоимущего населения. В том числе наши задачи по постановке приборов учёта должны быть поддержаны адресными программами помощи малоимущим. Особенно по тем людям, которые живут в ветхом фонде, аварийном фонде, потому что часто, даже поставив приборы учёта, эти люди могут начать платить больше. Не потому, что они ведут себя соответствующим расточительным образом, состояние жилья таково, что сейчас они платят по нормативам меньше, чем они платили бы по факту. И значит, региональные программы должны быть ориентированы на первоочередной капитальный ремонт этих зданий, где это нужно, и на адресную поддержку. Поэтому я бы хотела обратить внимание – эта часть региональных программ пока очень слабая.

Следующая часть – бюджетный сектор. Здесь прямая ответственность государства и по оснащению приборами учёта, и по реализации энергосберегающих мероприятий. И даже установка приборов учёта, которая пока идёт не очень активно, надо признать, даст большой эффект, позволит заниматься реально снижением и выявит в том числе случаи незаконного присоединения к энергосетям. Мы столкнулись со случаями, особенно когда потребители – бюджетные учреждения, за них платит бюджет, есть несанкционированные присоединения к сетям и так далее.

Но с приборами учёта связана тема, которую Владимир Владимирович поднимал в своём выступлении, – энергосервисные контракты. Это новый инструмент для нас, он только начинает реализовываться. Здесь, конечно, очень важны три действия для того, чтобы энергосервисные контракты пошли реально и были инвестиции в этот сектор.

Первое. Гарантировать на уровне регионов сохранение экономии от мероприятий энергоэффективности в своём бюджетном секторе.

Второе. Публиковать типовые энергосервисные контракты.

И третье. Привлекать к работе банки. И, наверное, Герман Оскарович выступит, но работа Сбербанка и появление новых финансовых инструментов по энергосервисным контрактам сейчас приобретает критический смысл, критическое значение для того, чтобы энергосервисные контракты заработали, и особенно заработали в бюджетном секторе.

Наверное, это всё, что я хотела сказать по вопросу региональных программ. На наш взгляд, следующий этап – конечно, и самим регионам, и нам нужно будет помочь сделать полноценные муниципальные программы.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →