Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / VIP. Позиции и мнения

А.С. Мишарин. Задача энергосбережения в Свердловской области – сокращение энергопотребления на 43% к 2020 году.

Еще по теме: Региональные

На заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которое проходило 26 октября 2010 г., губернатор Свердловской области А.С. Мишарин представил информацию о региональной программе энергосбережения. Программа энергоэффективности будет реализована за счёт следующих направлений: совершенствование энергетического менеджмента, повышение энергетической эффективности в бюджетной сфере и жилом фонде и, собственно, повышение энергетической эффективности в отраслях. В частности, для бюджетных организаций установлены жёсткие показатели и нормативы работы, установлен контроль за их исполнением.

А.С. Мишарин. Задача энергосбережения в Свердловской области – сокращение энергопотребления на 43% к 2020 году.

Уважаемые коллеги!

В целях реализации федерального закона об энергосбережении в Свердловской области была разработана региональная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на период до 2015-го и плановый период до 2020 года.

На слайдах представлена цель программы – сокращение энергоёмкости валового регионального продукта не менее чем на 40 процентов по отношению к 2007 году. В области доля энергоёмких отраслей в экономике на четверть превышает среднероссийский показатель, поэтому для нас программа крайне актуальная, энергоёмкость валового регионального продукта сегодня превышает среднероссийский в 1,3 раза.

По нашим расчётам, потенциал энергосбережения в области до 2020 года составляет не менее 188 миллионов тонн условного топлива. Основная доля – 43 процента – приходится на промышленность и строительство, 33 процента – ресурсы топливно-энергетического комплекса и 13 процентов приходится на долю ЖКХ.

Основные целевые показатели программы представлены на слайде. Они разрабатывались на базе топливно-энергетических балансов региона, предусматривают снижение электроёмкости ВРП на 38 процентов, теплоёмкости – на 45 процентов и газоёмкости – на 34,5 процента. Мы впервые топливно-энергетический баланс учитывали при составлении бюджета области.

Программа энергоэффективности будет реализована за счёт следующих направлений: совершенствование энергетического менеджмента, повышение энергетической эффективности в бюджетной сфере и жилом фонде и, собственно, повышение энергетической эффективности в отраслях. В частности, для бюджетных организаций установлены жёсткие показатели и нормативы работы, установлен контроль за их исполнением.

Для повышения энергетической эффективности в ТЭКе начаты работы по модернизации электростанций, котельных, сетей, осуществляется поэтапный переход на методику гарантированной доходности инвестиционного капитала в тарифообразовании. В результате этих мер к 2015 году объём экономии должен составить 62 миллиона тонн условного топлива, а общий объём финансирования программы – 138 миллиардов рублей. Из них 90 процентов – это внебюджетные средства. Также определены показатели до 2020 года. Мы определили, с чего начать в 2010-м, учитывая и предыдущий опыт.

Первое, с чего начали, – с обучения. На сегодняшний день прошли обучение все категории, начиная со студентов, 4 тысячи студентов, 2 тысячи специалистов промышленных предприятий и бюджетной сферы и более 1300 предпринимателей.

Следующее направление – это оснащение приборами. Ситуация здесь непростая, но в этом году завершаем оснащение приборами всех областных учреждений. На следующий год выделены средства на дооснащение муниципальных, и идёт поэтапное оснащение приборами учёта домов, особенно в крупных городах, таких, как Екатеринбург, Нижний Тагил. В Екатеринбурге мы заканчиваем в этом году.

Создана саморегулируемая организация в сфере проведения энергетических обследований и начаты пилотные проекты. Эта работа только в этом году должна позволить и позволит сэкономить 3,4 миллиона тонн условного топлива.

Одним из реальных инструментов реализации программы является автоматизированная система управления и лимитирования расходов топливно-энергетических ресурсов в бюджетных учреждениях.

Да, Дмитрий Анатольевич, с одной стороны, бюджетные учреждения знают, что они сэкономленные средства могут направить на заработную плату, тем более что мы перешли на новую систему оплаты труда. Но такая система лимитирования, которая основана на составлении энергетического паспорта, реальной оценке энергетических возможностей экономии электроэлектроэнергии, как раз стимулирует, с одной стороны, бюджетные учреждения к экономии, а с другой стороны, даёт возможность управлять этим процессом. Она сегодня сформирована в интернете, и ей могут воспользоваться руководители любого ранга, отвечающие за этот вопрос. Поэтому для каждого учреждения разработан энергетический паспорт, определяются первоочередные мероприятия по энергосбережению и устанавливается лимит потребления. Только это даёт 3 процента экономии в год.

Ещё одна интересная перспективная, на наш взгляд, методика определения класса энергоэффективности зданий и сооружений. На этом слайде показаны различия нового здания, которое строится по технологии (синим), и типовое здание 1998–2000 годов в городе Екатеринбурге. Видно, насколько сегодня отличаются теплопотери на этих зданиях.

Д.МЕДВЕДЕВ: Извините. Сегодня с Рустамом Нургалиевичем были в одном из домов, смотрели, как трубы выглядят. Удивительная вещь, не задумываешься об этом: обычная труба и чуть-чуть подкрашенная специальной краской – уже снижение энергопотерь процентов, наверное, на 30, просто за счёт того, что чуть-чуть подкрасили. Это удивительно просто. Прибор направляют: реально одна из них – холодная, она ничего не выпускает, а вторая – прикуривать можно.

А.МИШАРИН: Покраска таких домов этой краской при капитальном ремонте как раз даёт требуемый эффект, значительно снижает теплопотери. Такой опыт есть. Кроме этого мы систематизировали эту работу и ввели энергетический паспорт зданий, который определяет теплопотери и расход тепла на квадратный метр, ввели это в нормы приёмки домов.

В регионе также начаты и реализуются крупные инвестиционные проекты, потому что мы не должны забывать промышленность. В топливно-энергетическом комплексе, в частности в четвёртом квартале, будет введён в строй новый энергоблок на Среднеуральской ГРЭС, на котором удельный расход топлива на отпуск электроэнергии на 38 процентов меньше, чем на других блоках этой станции.

С вводом энергоблока «БН-800» на Белоярской атомной станции мы сформировываем экологически чистый замкнутый ядерный топливный цикл. Расчётная экономия условного топлива – в размере 2,5 миллиона тонн в год. Единственное, хотелось бы, чтобы с 2014 года, на который перенесли блок, всё-таки сдвинули пуск этого блока на 2013 год. Он сегодня крайне необходим.

Отдельно хотел бы остановиться на ходе реализации совместной программы Минэнерго России, правительства области, компании «Сименс» и германского энергетического агентства «Дена», сформированной в соответствии с Вашим соглашением с канцлером Меркель, по внедрению энергосберегающих технологий в Екатеринбурге.

Первое. Мы половину домов сегодня в Екатеринбурге подключили к аналогичной системе, которую увидели сегодня в Набережных Челнах. Комплексное соглашение по этому проекту подписано в июле 2010 года. В настоящий момент выполнен первый этап программы, проведён анализ существующей ситуации, подписано десять соглашений по реализации конкретных проектов.

Одновременно в тринадцати муниципальных образованиях разрабатывается собственная комплексная программа повышения энергоэффективности. На слайде показан пример города Каменск-Уральский (это город в 200 тысяч населения), разработана сегодня программа комплексного развития стоимостью почти 2 миллиарда рублей с экономическим эффектом 357 миллионов в год, примерно на 30 процентов сокращение теплоносителей. Здесь представлены в том числе потребности в заёмном финансировании банка. Конечно, здесь очень важно, чтобы банки сегодня участвовали в этой работе.

Все региональные программы планируется реализовать за счёт привлечения значительного объёма внебюджетных средств. В этой части является эффективной практика заключения энергосервисных контрактов. Мы начали такие контракты, первый опыт есть, столкнулись со следующим: достаточно сложно энергосервисным компаниям сегодня привлекать необходимые денежные средства из-за отсутствия залога. Поэтому мы у себя начали, но считаю, что и в целом по стране интересно будет создание такой государственной или крупной лизинговой компании для энергоэффективного оборудования по примеру «Росагролизинга» или транспортной компании. Тогда бы это оборудование можно было давать в лизинг с использованием энергосервисного контракта. Такие проекты осуществлять гораздо лучше.

И здесь уже говорилось, но хотелось бы обратить внимание: конечно, низкая доля отечественного энергоэффективного оборудования на российском рынке. От 50 до 80 процентов мы сегодня используем импортное оборудование. В области сформирован и формируется кластер, мы тоже имеем уже часть счётчиков, приборов учёта. Но я думаю, что как раз создание такой крупной компании и разработка специальных мер государственной поддержки необходимы для того, чтобы промышленность была более заинтересована в создании такого оборудования.

Мы в целом, реализуя закон, определили узкие места, которые мешают сегодня реализации его на уровне региона. Сформированная программа позволила систематизировать работу с муниципалитетами и крупными предприятиями. При решении тех вопросов, которые я обозначил, соответственно, реализации и установлении соответствующего контроля, я считаю, что цель снижения на 43 процента энергоёмкости ВРП к 2020 году в регионе достижима.

Д.МЕДВЕДЕВ: Красивая цель, но совершенно непонятная для людей – снижение на 43 процента энергоёмкости ВРП к 2020 году. Даже меня это не очень как-то вдохновляет. Всё-таки Вы можете попроще сказать, что люди, которые живут в Свердловской области, получат от всех этих новаций в ближайшей перспективе?

А.МИШАРИН: Могу. Мы говорим о целом, о ВРП. Я считаю, что это тоже задача важная – снижение удельного электропотребления. Люди получат следующее. Я показывал на слайде: затраты тепла на 1 квадратный метр жилого помещения с реализацией программы снижаются до 30–40 процентов. Установка энергосберегающих ламп в местах общего пользования, а мы это сегодня видим на примере Академического и других районов, в новых домах, только замена их ведёт к снижению стоимости платы за места общего пользования в 10 раз (мы сегодня реально видим квитанции) при осуществлении этой операции.

Следующее. Начало установки приборов учёта ведёт уже к снижению электропотребления за счёт того, что люди начинают экономить, потому что все видят, сколько расходуют, и, соответственно, меньше платить. Поэтому в конечном итоге каждый будет платить столько, сколько он потребляет тепла, и он сам себе хозяин.

Д.МЕДВЕДЕВ: Александр Сергеевич, чтобы Вы, как и Ваши другие коллеги, это более чётко формулировали, именно поэтому я и задал этот вопрос. Потому что, знаете, для людей эта энергоэффективность, наши с Вами разговоры кажутся какой-то бюрократической суетой. Они должны понимать, что мы делаем это для того, чтобы они меньше тратили. И об этом нужно талдычить с экранов телевизоров и в других средствах массовой информации практически каждый день, чтобы люди понимали, что это отражается на их самочувствии, на состоянии их кошельков. Только в этом случае мы приучим людей, во-первых, более внимательно к этому относиться и объясним, в чём смысл энергоэффективности. А иначе это будет восприниматься просто как занятие для начальников, которые решают какие-то свои задачи. Это не в смысле претензий к Вашей работе. Это общее пожелание, вернее сказать, прямое поручение Вам и всем другим губернаторам, кто занимается энергоэффективностью, а ей должны все заниматься.

 

Обсуждение

 

Написать комментарий

 
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →