В этом разделе приводится информация из официальных источников без изменений и комментариев администрации портала.
Архангельск, президиум Госсовета, 2 июля 2009 г.
Дорогие коллеги!
Тема, которая сегодня обсуждается, является по-настоящему стратегически важной для нашего государства. Если говорить о пропорциях, то жилищно-коммунальное хозяйство занимает едва ли не больше половины всех возможностей по энергосбережению или по использованию альтернативных видов энергии. Мы в Москве давно и много занимается энергосбережением. Я хотел бы доложить о таких конкретных моментах, которые, мне кажется, могут быть полезными и по оценке результатов работы, и по тем, может быть, ближайшим перспективам, которыми нужно заниматься всем муниципалитетам, регионам.
Первое, о чём я хочу сказать, это о жилом фонде. Жилой фонд у нас разный. Мы, занявшись этой проблемой в Москве, увидели, что так называемые хрущёвские пятиэтажки первого периода индустриального домостроения зимой светятся самым ярким цветом в инфракрасном излучении, то есть через стены, через крыши теряют бешеное количество тепла. Мы по этой причине, да плюс к тому они представляют собой недостаточный комфорт по жизни, начали их сносить. За этот период снесли 6 миллионов квадратных метров пятиэтажек. Это, конечно, далеко не всё. И мы начали изучать теплопотери в других строениях, которые не подлежат сносу. Разработали программу капитальных ремонтов, приступили к её реализации. В прошлом году эта программа касалась 1,5 тысячи домов – это 11- и 12-этажные здания, у которых теплопотери являются, пожалуй, по сравнению с другими современными домами наиболее крупными.
Проведение капитального ремонта дало нам удивительный результат не только по освежению внутренних коммуникаций, не только по тому, что мы облагораживаем внешний облик дома и делаем его капитализацию гораздо выше, но и потому, что мы по капитальному ремонту домов экономим 30 процентов тепла, которые раньше или через стены, или через устаревшие окна, лоджии, двери, крыши терялись в атмосфере.
Кроме этого, мы сформировали и завершили на сегодня систему контроля энергоснабжения в каждый дом. Это сложная и довольно нудная работа, но применение уже современных систем регулирования ввода тепла, воды, горячей воды в дома даёт плюс 10 процентов. Итак, на капитальном ремонте мы получаем для домов, которые не получается, нельзя сносить, 40 процентов прямой экономии тепла и энергии. Плюс ещё соответственно то облагораживание внешнего облика, в котором каждый город нуждается. И когда мы говорим об этих возможностях, то, конечно (а мы обещали москвичам завершить первый этап, крупнейший этап капитальных ремонтов домов в 2014 году), это означает, что не меньше 7 процентов от общего количества домов мы должны ежегодно подвергать этому капитальному ремонту. Грандиозная, сложнейшая программа, но она необходима, и она воспринимается жителями. Она необходима для того, чтобы решать следующую задачу, о которой я чуть-чуть позже скажу.
Мы говорим об экономии воды. Да, кстати, абсолютно согласен с теми данными, которые Вы привели, Дмитрий Анатольевич. В 2019 году Европа не будет разрешать применять проекты домов, у которых нет нулевого режима теплопотребления. Слушайте, если посмотреть и сравнить, в каком мы положении, то понятной является абсолютно острейшая необходимость увеличения объёмов капитальных ремонтов домов и приведения нашего жилья в режим хотя бы относительного тепло- и энергосбережения. Она возможна. Опыт Москвы, я знаю опыт Татарстана, других регионов, говорит о полной возможности в пределах наших ресурсов выполнять эту работу, может быть, с разной интенсивностью, но это обязательные стратегически важные задачи для нас.
Следующий вопрос – это вопрос энергоснабжения. В Москве у нас 27 крупных теплоэлектростанций, 51 РТС (районная теплостанция). И, слава богу, мы за эти годы практически избавились от местных котельных. Местные котельные – это КПД паровоза. Мы сейчас начали заниматься районными теплостанциями. РТС – это система, которая сжигает газ, производя горячую воду, – абсолютно недопустимая, несвоевременная и несовременная вещь. Мы ставим вопрос так (и начали в этом направлении реальные работы): если РТС не будет трансформирована в систему, где газ сначала даёт нам электроэнергию, а потом отработанные продукты горения дают нам горячую воду, такой РТС перспективы нет. И я вынужден был по этой причине уже закрыть несколько районных теплостанций, поставив условия: давайте вводить энергоблоки, у нас типовая РТС даёт 660 гигакалорий тепла, если на такую РТС на 660 гигаколорий повесить 300 мегаватт электроэнергии – нет проблем. Слушайте, какую мы можем получить не только экономию, но какой мы можем получить прирост электроэнергии и как мы можем изменить коэффициент полезного действия. Районная теплостанция и котельная – это 25–35 процентов КПД. КПД такого комплекса, я его называю миниТЭЦ, – это 58–60 процентов, а если мы вводим, эту работу мы провели с энергетиками, парогазовый цикл вторичный, то мы получаем систему с КПД 85 процентов. Вот такая система – это наша цель, такая система допустима и приемлема для того, чтобы говорить о современном энергообеспечении. У нас в этом плане очень много отсталого, и всё это нужно поправлять. Всё это поправлять можно за счёт того, что подобные проекты дают возврат капитала примерно в три года, через три года мы получаем возврат капитала.
Следующий вопрос – это водопотребление. Мы просто расточительны �до полного не могу�. В среднем в России потребляют 315 литров воды. Москва потребляет 270 – это много, в мире: в Дании потребляют 115 литров, в Голландии – 160 литров, в Германии – 160 литров. Почему мы так расточительны по воде? А для того, чтобы подготовить литр питьевой воды, нужно затратить бешеное количество электроэнергии, во-первых, на то, чтобы её перекачать, во-вторых, на остальные элементы водоподготовки. И, проведя все эти исследования, изучения, к сожалению, я не могу здесь говорить более обстоятельно, мы заявляем о том, Дмитрий Анатольевич, что мы будем обращаться в Правительство с предложением снизить лимиты выделения газа за счёт уже выполненных мероприятий городу Москве примерно на 1 миллиард кубов газа. Это хорошая цифра и хороший результат. И, выполняя эти работы, даже в условиях повышения тарифов население начинает платить меньше. Это тоже очень большой фактор, поскольку потребление за счёт утепления домов, за счёт других факторов – потребление меньше, и сумма, которую платит население, меньше, или наши дотации городские тоже меньше.
Последние два коротких вопроса. Я согласен с Игорем Ивановичем Сечиным, что нам необходима мощная государственная информационная система. Без неё мы толком не сможем управлять этим процессом. Это первое.
Второе. Никакие законы прямого действия в организации этой работы нам не помогут. Нам нужно вводить систему индикаторов удельных видов расходов по аналогам и всё то, что у нас происходит, сравнивать с этими лучшими показателями в мире и лучшими показателями в стране. Вот такой индикативный метод, ибо законы прямого действия это разнообразие не смогут вобрать в себя, включить в эту, как говорится, всю систему оценок, а вот индикативные оценки, где мы можем оценить своё место – плохое, лучшее, среднее, – должны обязательно быть введены на уровне государства, Минрегионразвития или Минэкономразвития.
Автор: Коваль Сергей Петрович