Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Мнения экспертов

Лукашов А.И. Региональная энергетика и энергоэффективность в Ярославской области

В ходе подготовки Ярославского энергетического форума Первый заместитель директора департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Андрей Иванович Лукашов ответил на вопросы посетителей сайта «Портал-Энерго.ru». Тема общения – принципы формирования региональной политики энергосбережения и развития энергетики в Ярославской области

Лукашов А.И. Региональная энергетика и энергоэффективность в Ярославской области



В ходе подготовки Ярославского энергетического форума Первый заместитель директора департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Андрей Иванович Лукашов ответил на вопросы посетителей сайта «Портал-Энерго.ru». Тема общения – принципы формирования региональной политики энергосбережения и развития энергетики в Ярославской области

Вопрос:

Какие организации можно считать «организациями с муниципальным участием»?

Ответ: В соответствии с частью 9 статьи 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: «организации с участием государства или муниципального образования - юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям».

Соответственно, под «организациями с муниципальным участием», скорее всего, необходимо понимать «организации с участием муниципального образования», определение которым дано в указанной статье Федерального закона.

Вопрос:

Какие меры принимаются в Ярославской области для обновления энергетической инфраструктуры страны? Что делается для повышения надежности электросетевого комплекса?

Ответ:

Ярославская область имеет достаточно развитую энергетическую инфраструктуру, которая в настоящее время нуждается в серьезной модернизации.

Структура региональной энергетики выглядит следующим образом:

в сфере электроэнергетики:

- производство электрической энергии осуществляют 3 ТЭЦ ОАО «ТГК-2» общей установленной мощностью 751 МВт, 2 ГЭС (Угличская и Рыбинская) филиала ОАО «РусГидро» - ОАО «Каскад Верхневолжских ГЭС» общей установленной мощностью на расчетный пропуск воды 456,4 МВт, несколько мини-ТЭЦ, находящихся в собственности промышленных предприятий области общей установленной мощностью 55 МВт;

- услуги по передаче электрической энергии по магистральным электрическим сетям оказывает филиал ОАО «ФСК ЕЭС» - Валдайское предприятие электрических сетей, обслуживающее электрические сети 220 кВ протяженностью 1180,9 километра и объекты установленной электрической мощностью 2147 МВА; по региональным электрическим сетям - филиал ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго», обслуживающий электрические сети 35-110 кВ протяженностью 4312,5 километра, трансформаторы подстанций 35-110 кВ установленной электрической мощностью – 4334,1 МВА, и распределительные сети 0,4-10 кВ протяженностью 40557 километров, 7 муниципальных предприятий и 69 территориальных сетевых организаций различной формы собственности.

в сфере тепловой энергетики:

- тепловую энергию производят 468 организаций различной формы собственности, имеющих 827 тепловых источников, протяженность тепловых сетей в населенных пунктах области - 1960 км.

Сбытом электрической энергии и мощности конечным потребителям на территории области занимаются 2 гарантирующих поставщика и 7 независимых сбытовых компаний.

Модернизация энергетического комплекса области идет по двум основным направлениям:

- создание нормативно-правовых и тарифных условий для обновления энергетической инфраструктуры и повышения надежности энергетического комплекса;

- реализация комплекса технических мероприятий на энергетических объектах области.

Среди мероприятий, направленных на создание условий для модернизации, можно отметить:

1. Переход с 2010 года на новый метод регулирования – метод доходности инвестированного капитала (RAB) с установлением долгосрочных тарифов на передачу электрической энергии по сетям филиала ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго».

Применение нового метода регулирования позволяет создать новую систему мотивации, направленную на повышение инвестиционной активности регулируемых организаций, решение стратегических задач повышения надежности и развития регионального электросетевого комплекса, с минимально возможными тарифными последствиями для потребителей.

2. Принятие Программы развития энергетики Ярославской области на 2011-2015 годы, которая разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики» и разработку Схемы развития электрических сетей 35-500 кВ Ярославской энергосистемы на период до 2020 года с перспективой до 2030 года.

Основными задачами Программы развития энергетики являются повышение энергетической безопасности области и надежности энергообеспечения потребителей, ликвидация электродефицитности региона по электрической мощности генерирующих установок, модернизация технологической базы энергетического комплекса, создание новых генерирующих мощностей и линейных объектов, обеспечение энергоресурсами инвестиционных площадок, повышение энергоэффективности энергетического комплекса области, в том числе за счет интеграции муниципальных электросетевых и теплогенерирующих активов, развитие использования в производстве электрической и тепловой энергии местных и альтернативных видов топлива.

Реализация мероприятий данной Программы планируется на основе реализации инвестиционных программ субъектов энергетики. Общий объем инвестиций составит более 42 млрд. рублей.

Принятие Правительством области Программы развития энергетики Ярославской области на 2011-2015 годы позволит обеспечить реализацию
на территории региона основных положений государственной политики в сфере энергетики и выполнить следующие задачи:

- развитие электросетевого комплекса, в том числе строительство пяти подстанций 35-110 кВ и 130,5 км магистральных и распределительных электрических сетей 35-220 кВ, техническое перевооружение и реконструкция сорока шести подстанций 35-220 кВ и 276 км электрических сетей 35-220 кВ;

- ликвидация дефицита генерирующих мощностей за счет реализации инвестиционных проектов по строительству новых и реконструкции существующих генерирующих объектов, в том числе строительство ОАО «ТГК-2» парогазовой станции мощностью 450 МВт на базе Тенинской котельной и новой газотурбинной установки мощностью 30 МВт взамен физически и морально устаревшей Ляпинской паровой котельной, строительство новых когенерационных установок суммарной мощностью 264 МВт взамен существующих теплоисточников.

До 2015 года в рамках данной Подпрограммы планируется построить девять парогазовых станций на базе газотурбинных установок общей мощностью 258 МВт, а также установить на котельных социально-значимых объектов области (объектов жизнеобеспечения населения, медицинских, общеобразовательных и дошкольных учреждений) тридцать газопоршневых когенерационных установок общей мощностью 6 МВт.

3. Создание в апреле 2008 года постоянно действующего органа управления энергетическим комплексом области в виде штаба по безопасности электроснабжения при Правительстве Ярославской области. Для повышения надежности энергоснабжения потребителей штабом ежегодно проводятся совместные учения по ликвидации аварийных ситуаций.

Штаб осуществляет постоянный контроль за реализацией Программы повышения надежности энергоснабжения Ярославской области на 2009 -2011 годы, Схемы развития электрических сетей 35-500 кВ Ярославской энергосистемы, Программы повышения надежности электроснабжения социально-значимых потребителей муниципальных образований области.

Организовано постоянное взаимодействие с комиссией по осуществлению мониторинга за проведением организациями электроэнергетики ремонтов и технического состояния генерирующих объектов и объектов электросетевого комплекса, образованной приказом Минэнерго РФ от 05.08.2009 №353.

4. Принятие Программы повышения надежности энергоснабжения Ярославской области на 2009-2011 годы.

В июне 2010 года между Правительством области и ОАО «МРСК Центра» подписано соглашение о взаимодействии Правительства Ярославской области и ОАО МРСК Центра по повышению надежности и развитию электросетевого комплекса на территории Ярославской области, в том числе по реализации мероприятий следующих программ:

- повышение надежности электроснабжения и развития электросетевого комплекса;

- интеграция муниципальных и бесхозяйных сетей;

- ликвидация бесхозяйных электрических сетей;

- повышение надежности энергоснабжения социально значимых объектов;

- реконструкция и развитие наружного освещения.

Реализация комплекса технических мероприятий инвестиционных программ развития электросетевого комплекса в 2009-2010 годах позволила осуществить:

- строительство ПС -110/10 кВ «Которосль»;

- замену трансформаторов на 6 ПС 35-110 кВ с увеличением мощности на 35,7 МВА;

- реконструкцию 32,65 км воздушных линий 35-110 кВ;

- восстановление и развитие наружного (уличного) освещения –4936 светильников;

- повышение надежности электроснабжения 39 социально-значимых объектов;

- принятие на баланс и восстановление 125 километров бесхозяйных электрических сетей.

Вопрос:

Расскажите, как именно Ярославская область реализует на своей территории федеральные проекты в сфере энергоэффективности?

Ответ:

На территории Ярославской области в той или иной мере реализуются все шесть направлений, определенных как приоритетные в рамках деятельности рабочей группы по энергоэффективности Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте Российской Федерации.

Особое внимание уделяется работе по развитию малой комплексной (когенерационной) энергетики, внедрению автоматизированных комплексных систем учета энергетических ресурсов и реализации пилотных проектов «Энергоэффективный город».

Развитие комбинированного производства тепловой и электрической энергии на базе энергетических установок малой и средней мощности проводится в рамках подпрограммы «Повышение энергоэффективности энергетического комплекса Ярославской области на базе развития когенерационной энергетики». Всего планируется ввести в эксплуатацию 8 газотурбинных установок мощностью 258 МВт и 30 газопоршневых установок мощностью 6 МВт.

Указанные объекты планируется смонтировать на основе газовых турбин и двигателей, выпускаемых на предприятиях Ярославской области. Необходимый объем финансирования всего проекта 10,8 млрд. рублей. Для реализации данного проекта на принципах государственно-частного партнерства с участие Правительства Ярославской области создано ОАО «Ярославская генерирующая компания».

Федеральный проект «Считай, экономь, плати» на территории области реализуется в мероприятиях областной целевой программой «Энергосбережение повышение энергоэффективности в Ярославской области» на 2008-2012 годы и перспективу до 2020 года. В 2011 году предусматривается внедрение комплексной автоматизированной системы учёта потребляемых энергоресурсов бюджетными учреждениями Ярославской области. Всего необходимо охватить указанной системой 1200 объектов. На реализацию первого этапа внедрения данной системы на 2011 год запланировано выделение 20 млн. рублей из областного бюджета.

В рамках проекта «Энергоэффективный город» реализуются пилотные проекты в городах Ярославль, Ростов и Тутаев.

В г. Ярославль на 23 домах устанавливается 185 общедомовых и более 500 индивидуальных приборов учёта коммунальных ресурсов, которые будут объединены в общую систему учёта с выводом на единый диспетчерский пункт, стоимость проекта – 22,3 млн. рублей

В г. Тутаев на 17 многоквартирных домах устанавливается 51 общедомовой и 1365 индивидуальных приборов учёта коммунальных ресурсов с выводом данных на единый диспетчерский пункт, стоимость работ составляет 11,8 млн. рублей.

Проводится работа по внедрению энергосберегающих светильников, в том числе на основе светодиодных технологий.

Вопрос:

Ведется ли разработка инвестиционных программ и проектов по повышению энергетической эффективности? Кто участники разработки (бизнес, власть...)?

Ответ:

В рамках мероприятий по повышению энергетической эффективности реализуется несколько инвестиционных проектов и программ.

Подпрограмма «Повышение энергоэффективности энергетического комплекса Ярославской области на базе развития когенерационной энергетики» предусматривает модернизацию существующих и строительство новых котельных на базе когенерационных установок. Всего планируется ввести в эксплуатацию на территории области 8 газотурбинных установок мощностью 258 МВт и 30 газопоршневых установок мощностью 6 МВт.

Данный проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства с общим объем финансирования в 10,8 млрд. рублей.

В рамках Программы развития энергетики Ярославской области на 2011-2015 годы планируется реализация инвестиционных программ субъектов энергетики с инвестициями на общую сумму более 42 млрд. рублей. Это, прежде всего, инвестиционные программы филиала ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» и ОАО «ТГК-2».

Менее масштабными, но не менее важными являются инвестиционные проекты перевода котельных на местные виды топлива, в том числе на биогаз, пилотные проекты по внедрению комплексных автоматизированной системы учёта энергетических ресурсов, о которых уже говорилось. Все инвестиционные проекты и программы реализуются совместно органами власти и бизнес-структурами.

Вопрос:

Какие средства используются для управления данными об объемах и диспетчеризации потребления энергетических ресурсов?

Ответ:

При проведении работ по организации приборного учета энергетических ресурсов очень важно является опережающее решение вопроса о проведении единой технической политики и разработке проекта системы автоматизированного учета и управления (диспетчеризации) потреблением коммунальных ресурсов.

С этой точки зрения можно выделить два уровня такой системы:

- нижний, в который входят датчики расхода ресурсов, приборы учета и управления (в случае целесообразности их применения);

- верхний, в который входят каналы и средства связи, концентраторы, программно-аппаратные комплексы по обработке информации и ее передаче пользователям, а также устройства, позволяющие обеспечить обратную связь и воздействие на объект управления.

При применении оборудования тех или иных производителей необходимо учитывать необходимость ограничения моделей и типов применяемых приборов и проведение единой технической политики.

На объектах социальной сферы Ярославской области в 2008-2009 годах был установлен ряд тепловых счетчиков производства предприятий Москвы, Санкт-Петербурга и Калуги. По итогам анализа их работы и заключения специалистов и эксплуатирующих организаций, был сформирован и утвержден Советом по энергосбережению области перечень производителей оборудования по учету и регулированию потребления тепловой и электрической энергии.

При выборе модели приборов учета и регулирования необходимо учитывать их соответствие требованиям энергоснабжающей организации, удобство использования и эффективность программного обеспечения, возможность и стоимость дальнейшего сервисного обслуживания.

При реализации проектов создания систем автоматизированного учета и диспетчеризации потребления коммунальных ресурсов на верхнем уровне были опробованы несколько программно-технических комплексов (ПТК) разных фирм-производителей (НПФ «КРУГ», «МЗТА», «Искраэмеко», «Иста»).

В настоящее время используются ПТК НПФ «Круг» и «Искраэмеко».

Для обмена информацией используются проводные каналы связи и беспроводная связь стандарта GSM/GPRS, а также протоколы обмена информацией по PLC-технологии (для передачи данных об объемах потребления электроэнергии) и по интерфейсу 485 с открытыми протоколами передачи данных (для передачи данных о потреблении тепла и воды).

Вопрос:

Вопрос по Форуму, какова цель проведения подобных мероприятий. Когда и в связи, с чем возникла необходимость организовать обсуждение тем энергоэффективности на столь широком уровне – в рамках форума?

Ответ:

Необходимость проведения такого мероприятия как Ярославский энергетический форум, который пройдет в г. Ярославле 1-3 декабря 2010 года определяется целым рядом причин.

Прежде всего, надо сказать, что повышение энергетической эффективности и модернизация энергетики являются одними из наиболее актуальных задач социально-экономического развития регионов Российской Федерации и создания новой энергетической и инженерной инфраструктуры страны в целом.

И здесь, во-первых, надо отметить, что изменения в структуре экономики России, переход к более гибкой экономике, в основе которой – средние и малые предприятия, требует соответствующих изменений в инфраструктуре, прежде всего энергетической. Это основополагающее условие, заставляющее ускоренно заниматься модернизацией энергетической инфраструктуры, модернизацией в основном на региональном и муниципальном уровне, с конечной целью приведения ее в соответствие с новыми требованиями экономики.

Основную идею изменений при этом можно определить как «Современной, гибкой структуре экономики – современную, гибкую энергетическую инфраструктуру».

В силу исторических особенностей развития энергосистемы Российской Федерации, (а она создавалась и развивалась как единая централизованная система, управляемая из одного центра), в нашей стране есть опыт решения задач строительства и развития крупных энергетических объектов и систем федерального уровня. Существуют отработанные и перспективные образцы техники, проектные решения, технологии, есть опыт планирования, развития и реализации организационных схем строительства и эксплуатации крупных энергетических объектов.

Развитие объектов энергетической инфраструктуры меньшей мощности должно происходить на уровне субъектов Российской Федерации, т. е. на региональном и межрегиональном уровне. И здесь вопросов гораздо больше.

Проблема состоит в том, что задача развития региональной энергетики ставится в Российской Федерации впервые, и, к сожалению, она не подкреплена необходимым научно-техническим заделом, организационно-правовыми и финансовыми механизмами.

Опыта развития региональной электроэнергетики средней мощности в нашей стране практически нет. Слабо проработана нормативно-правовая база, ограничены технические и топливные возможности объектов средней и малой электроэнергетики, не созданы механизмы их интеграции в существующую единую энергосистему, инвестиционные схемы финансирования, взаимодействия с сетевыми и сбытовыми компаниями, и как следствие – велики риски реализации данных проектов.

Для развития региональной энергетики необходимы согласованные действия органов государственной власти, местного самоуправления, политических и общественных организаций, научных учреждений, бизнес-структур, направленные на решение целого комплекса проблем технического, технологического, топливного, территориального, организационного, нормативно-правового, научного сопровождения развития энергетической инфраструктуры регионального уровня.

Во-вторых, в связи с принятием Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в практическую плоскость переведена задача кардинального повышения энергоэффективности национальной экономики.

Эта масштабная задача требует, прежде всего, выработки новых подходов в решении вопросов развития инфраструктуры, энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики российских регионов.

Для решения этой глобальной задачи необходима организация тесного взаимодействия между федеральными и региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления.

Опыт нашей работы в этом направлении и проведенный анализ содержания различных конгрессно-выставочных мероприятий, проводимых в стране, показывает, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует сформированная площадка для обсуждения проблем повышения энергетической эффективности и развития энергетической инфраструктуры на уровне: регион, муниципальное образование, предприятия и организации.

Проведение Ярославского энергетического форума должно устранить этот пробел. Мы планируем создать на его базе постоянно действующую площадку общероссийского уровня по обсуждению путей решения существующих проблем и выработке рекомендаций по эффективному государственному управлению развитием региональной энергетической инфраструктуры и энергосбережением в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, на предприятиях и в организациях.

В год 1000-летия г. Ярославля мы приглашаем все заинтересованные стороны к участию в Ярославском энергетическом форуме и будем рады приветствовать его участников в прекрасном древнем городе – центре «Золотого кольца России».

Вопрос:

Расскажите, пожалуйста, как проходила разработка региональной и муниципальных программ повышения энергетической эффективности и энергосбережения в Вашей области, какие сложности возникали при разработке? Во всей ли области приняты программы?

Ответ:

Разработка областной программы энергоэффективности началась в феврале 2007 года после принятия в октябре 2006 года Закона Ярославской области «Об энергосбережении в Ярославской области». Областная программа энергосбережения разрабатывалась специально созданной рабочей группой, в которую вошли специалисты департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов области и других органов государственной власти. Сторонние организации при разработке программы не привлекались.

Она была принята 12 сентября 2007 года постановлением Администрации Ярославской области.

В первый год ее реализации (в 2008 году) была организована работа по подготовке и принятию муниципальных программ энергосбережения на 2009-2010 годы. В настоящее время они приняты и действуют во всех 20 городских округах и муниципальных районах Ярославской области.

Важно отметить, что на территории Ярославской области все муниципальные районы и городские округа приняли свои программы энергосбережения до того, как это стало обязательным в силу Федерального закона об энергосбережении.

Основные сложности при разработке областной и муниципальных программ энергосбережения связаны с трудностями получения исходных данных, необходимых для правильного определения начальных условий, и отсутствием государственной системы обязательного мониторинга хода реализации программ энергосбережения.

Статистический инструментарий наблюдения за показателями энергоэффективности в нашей стране не развит и нуждается в серьезной модернизации. Без этого очень трудно определять насколько действенными оказываются усилия органов власти и управления по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации.

Первый заместитель директора

департамента топлива, энергетики

и регулирования тарифов Ярославской области А.И. Лукашов

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →