Главная / Аналитика / Программы энергосбережения / Региональные

Презентация Программы энергосбережения Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы

Еще по теме: Муниципальные

В статье приведены общие сведения о разрабатываемой программе энергосбережения Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы. Материал предоставлен генеральным директором ЗАО НПК «Джоуль-Мед» Ильяшенко Валерием Сафроновичем - участником разработки программы энергосбережения Департамента.

Презентация Программы энергосбережения Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы


Постановление Правительства № 1225 от 31.12.2009 и последующие нормативные акты определили требования к муниципальным программам энергосбережения. В настоящее время описать мероприятия программы не достаточно. В программе необходимо предусмотреть меры по установлению и реализации целевых показателей энергоэффективности. Это накладывает дополнительные требования по формированию и оформлению программ . В компании «Джоуль-Мед» разработана уникальная методика формирования программ энергосбережения в соответствии с требованиями Постановления Правительства № 1225 и соответствующий программный продукт, который позволяет резко снизить трудоемкость подготовки программ энергосбережения. При разработке программы энергосбережения Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы мы опробовали «программу по подготовке программы» и пришли к выводу о том, что унификация процедур формирования программ не ограничивает необходимую индивидуальность каждой программы энергосбережения. Но трудоемкость формирования программы резко снижается.

Описание целей и взаимосвязей Программы энергосбережения

Программа энергосбережения является нормативным документом, устанавливающим требования к деятельности Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы (ДепТЭХ г.Москвы) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в части:

  • достижения целевых показателей собственного потребления энергоресурсов и потребления энергоресурсов предприятиями, которые обеспечивают функционирование и развитие систем газо-, тепло- и электроснабжения населения, объектов городского хозяйства, промышленных предприятий и других потребителей, а также освещения магистралей, улиц и площадей города Москвы.
  • проведения мероприятий направленных на достижение целевых показателей.

Основные требования ФЗ № 261 к Программам энергосбережения

Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должны включать в себя:

  • целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ (без указания их значений);
  • перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их проведения;
  • показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
  • Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности также могут содержать значения целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и иные показатели.

Описание структуры Программы энергосбережения ДепТЭХ г. Москвы

Программа энергосбережения Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы состоит из:

  1. Область распространения данной Программы энергосбережения Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы
  2. Введение
  3. Нормативные ссылки
  4. Термины и определения
  5. Сокращения, условные обозначения и их расшифровка
  6. Анализ существующего положения Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
  7. Паспорт Программы энергосбережения Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы
  8. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы
  9. Основные задачи, решение которых необходимо для достижения устанавливаемых Программой энергосбережения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
  10. Мероприятия Программы энергосбережения
  11. Система мониторинга Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
  12. Система управления Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы реализацией проектов и осуществлением мероприятий по энергосбережению
  13. Технико-экономическая оценка реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности
  14. Механизмы привлечения внебюджетных источников финансирования
  15. Источники и объемы финансового обеспечения мероприятий Программы энергосбережения
  16. Система обеспечения квалификации, компетенции и стимулирования участников Программы энергосбережения
  17. Система информационного обеспечения в рамках реализации Программы энергосбережения
  18. Система пропаганды повышения энергоэффективности и энергосбережения в рамках реализации Программы энергосбережения
  19. Заключение
  20. Приложения с 1 по 40.

Описание технологии сбора информации при разработке программы

Сбор информации производился через:

  • просмотр информации на сайте Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы;
  • отправка писем с опросными листами с целью получения информации в подотчетные предприятия Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы;
  • общение по электронной почте с ответственными лицами в подотчетных предприятиях;
  • передача информации на сменных носителях (флэшки, CD-диски) и в бумажном виде.

Описание свидетельств полноты информации

Свидетельством полноты представленной информации являлась сверка ее с аналитическим отчетом, если находились расхождения, то отсылался опросный лист в подотчетные предприятия с выявленными несоответствиями для дальнейшей корректировки этой информации.

Описание технологии обработки данных

Сбор данных.

По мере того как к нам поступали данные из подотчетных организаций мы сразу вносили их в Программу энергосбережения.

Обработка данных.

Для создания из поступающих данных информации, отражающей деятельность подотчетных предприятий, использовались следующие типовые операции:

  • классификация или группировка. Данные поступали в виде электронной информации (Word, Excel), состоящих из одного или нескольких листов.
  • сортировка, с помощью которой упорядочивалась последовательность записей;
  • вычисления, включающие арифметические и логические операции. Эти операции, выполняемые над данными, дали возможность получения новых данных;
  • укрупнение или агрегирование, служащее для уменьшения количества данных и реализуемое в форме расчетов итоговых или средних значений.

Хранение данных.

Многие данные на уровне операционной деятельности необходимо было сохранять для последующего использования. Для их хранения создавалась базы данных.

Создание отчетов (документов).

В информационной технологии обработки данных создавались документы для руководства и работников фирмы, а также руководства и ответственных лиц Департамента топливно-энергетического хозяйства.

Описание использованных средств обработки даных

Обработка данных происходила с помощью:

  • квалифицированного персонала;
  • персональных компьютеров;
  • с помощью офисной оргтехники;
  • калькуляторов;
  • специальных программ, предназначенных для обработки информации (Word, Excel, Visio).

Описание способов проверки правильности обработки данных

Способом проверки правильности обработки данных являлся точечный выбор итоговых показателей и сверка их с данными из других привязанных к данной таблице приложений. Если находились расхождения, то проверялись все данные этих столбцов и строк.

Описание механизма проверки сформированной Программы энергосбережения

Проверка сформированной Программы энергосбережения состояла в сверке ее с техническим заданием по следующим параметрам:

  • Оформление текстовой части и табличных форм Программы энергосбережения должно соответствовать требованиям ГОСТ 2.105—95 "Общие требования к оформлению текстовых документов".
  • Оформление графической части Программы энергосбережения должно соответствовать требованиям:
  • - ГОСТ 2.109-73 "Основные требования к чертежам";
  • - ГОСТ 2.004-88 "Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ";
  • - ГОСТ 3.1128-93 "Общие правила выполнения графических технологических документов".
  • Оформление схем взаимодействия процессов должно быть исполнено в нотации IDEF0 в соответствии с Р 50.1.028-2001 «Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования».
  • СD-диск должен содержать электронную копию Программы энергосбережения в виде:
  • - одного файла в формате PDF/А (стандарт ISO 19005-1:2005), содержащего полный текст Программы энергосбережения;
  • - в виде совокупности файлов программ MS Word, MS Excel, MS Visio, Autodesk AutoCAD, AllFusion Process Modeller в форматах, позволяющих их редактирование.
  • Наименование файлов, содержащих части Программы энергосбережения (главы, разделы, подразделы, пункты, таблицы, рисунки, схемы, приложения) должно соответствовать наименованиям частей.
  • Наименования папок файловой структуры должны соответствовать наименованиям частей Программы энергосбережения в соответствии со структурой оглавления Программы энергосбережения. Файлы в дереве папок должны быть размещены в соответствии с их принадлежностью к уровню иерархической структуры оглавления Программы энергосбережения.
  • СD-диск должен содержать Программу энергосбережения в виде базы данных структурированной и неструктурированной информации.

Описание способа формирования подотчетных организаций

Подотчетные предприятия Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы разделены на следующих группы:

  • - Группа бюджетных предприятий: ДепТЭХ, КП «МЭД», ГБУ «Энергетика»;
  • Группа коммунальных предприятий генерации и транзита: ОАО «Мосэнерго», ОАО «МТК», ОАО «МОЭСК», ОАО «МОЭК», ОАО «ОЭК»;
  • Группа внебюджетных подведомственных предприятий: ГУП «Моссвет», ГУП «Мосгаз», ОАО «Мосэнергосбыт».

Описание способа формирования номенклатуры целевых показателей

Номенклатура показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности включает обязательные показатели по экономии энергетических ресурсов, установленные техническим заданием на разработку настоящей Программы энергосбережения:

  • общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий);
  • целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе.

Номенклатура показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности сформирована на основании Постановления Правительства Российской Федерации «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» №1225 от 31 декабря 2009 года.

Обоснования и исключения целевых показателей области энергосбережения и повышения энергетической эффективности из номенклатуры показателей, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» №1225 от 31 декабря 2009 года, приведены в Приложении 12 к Программе энергосбережения.

Фактические целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по состоянию на 2009 год приведены в Приложениях 9 и 10 к Программе энергосбережения.

Расчет фактических целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по состоянию на 2009 год приведены в Приложении 11 к Программе энергосбережения.

Фактические целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по состоянию на 2009 год принимаются в качестве базовых показателей для планирования целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Описание состава разработанных систем управления в области энергосбережения

В результате исполнения правовых и административных мероприятий, предусмотренных Программой энергосбережении, в Департаменте топливно-энергетического хозяйства города Москвы будут внедрены следующие системы управления:

  • система управления реализацией проектов и осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • система мониторинга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • система информационного обеспечения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • система повышения квалификации, компетенции и стимулирования исполнителей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • система пропаганды энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Описание системы мониторинга

Для успешного достижения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергоэффективности необходимо осуществлять планирование и контроль достижения запланированных показателей, а также мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Назначением предлагаемой системы мониторинга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является:

В части мониторинга достижения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:

  • фиксация и использование значений целевых показателей в области, принятых за базовые;
  • фиксация, актуализация и использование планируемых целевых показателей;
  • контроль и фиксация объемов потребления энергетических ресурсов в разрезе временных интервалов и объектов потребления энергетических ресурсов;
  • контроль достижения целевых показателей с установленной периодичностью.

В части мониторинга результативности мероприятий в области энергосбережения:

  • фиксация, актуализация и использование планируемых показателей результативности мероприятий в области энергосбережения;
  • расчет и фиксация величины фактической результативности мероприятий в области энергосбережения в натуральном выражении;
  • расчет и фиксация величины фактической результативности мероприятий в области энергосбережения в денежном выражении;
  • контроль достижения результативности мероприятий в области энергосбережения с установленной периодичностью.

В части исполнения мероприятий в области энергосбережения:

  • фиксация, актуализация и использование планов по исполнению проектов по реализации мероприятий в области энергосбережения;
  • контроль исполнения проектов в области энергосбережения с установленной периодичностью;
  • контроль расходования финансовых средств на исполнение проектов в области энергосбережения с установленной периодичностью.

Состав информации и формы для осуществления мониторинга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности представлены для:

  • фиксации и использования значений целевых показателей в области, принятых за базовые - по форме Приложений 3 и 4 к настоящей Программе энергосбережения;
  • фиксации, актуализации и использования планируемых целевых показателей – по форме Приложений 17 и 18 к Программе энергосбережения;
  • контроля и фиксации объемов потребления энергетических ресурсов в разрезе временных интервалов и объектов потребления энергетических ресурсов – по форме Приложений 3 и 4 к Программе энергосбережения;
  • контроля достижения целевых показателей с установленной периодичностью ;
  • фиксации, актуализации и использования планируемых показателей результативности мероприятий в области энергосбережения – по форме Приложения 22 к Программе энергосбережения;
  • расчета и фиксации величины фактической результативности мероприятий в области энергосбережения в натуральном выражении – по форме Приложения 22 к Программе энергосбережения;
  • расчета и фиксации величины фактической результативности мероприятий в области энергосбережения в денежном выражении – по форме Приложения 22 к Программе энергосбережения;
  • контроля достижения результативности мероприятий в области энергосбережения с установленной периодичностью;

Фиксация, актуализация и использование планов по исполнению проектов по реализации мероприятий в области энергосбережения по форме документов Тома 2 настоящей Программы энергосбережения:

  • реестр проектов;
  • карта проекта (паспорт проекта);
  • список ключевых событий по проекту (дорожная карта);
  • контроль исполнения проектов в области энергосбережения с установленной периодичностью – по форме Приложений 24, 25 и 26 к Программе энергосбережения;
  • контроль расходования финансовых средств на исполнение проектов в области энергосбережения с установленной периодичностью – по форме Приложений 24 и 25 к Программе энергосбережения;
  • схема взаимодействия процессов мониторинга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности представлена в Приложении 27 к Программе энергосбережения.

Описание системы управления проектами

Система управления Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы реализацией проектов и осуществлением мероприятий по энергосбережению представляет собой иерархическую структуру:

  • Организационная структура участников реализации настоящей Программы энергосбережения представлена в Приложении 28 к Программе энергосбережения.
  • Управление исполнением проектов и осуществлением мероприятий по энергосбережению на уровне Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.

Планирование исполнения проектов и осуществления мероприятий по энергосбережению на уровне Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы осуществляется путем оформления:

  • Паспорта Программы энергосбережения;
  • Списка ключевых событий Программы энергосбережения;
  • Реестра проектов;
  • Карт проектов (паспортов проектов);
  • Списков ключевых событий по проектам (дорожных карт).

Указанные выше документы входят в состав Программы энергосбережения и проходят следующие стадии (в хронологической последовательности):

  • согласование руководителем Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы;
  • утверждение руководителем Комплекса городского хозяйства города Москвы.
  • Контроль исполнения проектов и осуществления мероприятий настоящей Программы энергосбережения осуществляет руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.

Отчеты об исполнении проектов и осуществления мероприятий настоящей Программы энергосбережения представляются руководителю Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы:

  • периодически в соответствии с утвержденным руководителем Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы календарным планом;
  • по запросу руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы в течение двух рабочих дней с момента получения указанного запроса.

Отчеты об исполнении проектов и осуществления мероприятий настоящей Программы оформляются и предоставляются в виде совокупности документов:

  • отчета о реализации проектов, включенных в реестр (форма – в соответствии с Приложением 24 к Программе энергосбережения);
  • отчет о ходе реализации проекта (форма – в соответствии с Приложением 25 к Программе энергосбережения);
  • отчет о достижении ключевых событий (форма – в соответствии с Приложением 26 к Программе энергосбережения).

Руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы представляет информацию об исполнения проектов и осуществления мероприятий настоящей Программы энергосбережения в агрегированном виде руководителю Комплекса городского хозяйства города Москвы

Решение о необходимости осуществления корректирующих действий по результатам контроля исполнения проектов и осуществления мероприятий настоящей Программы энергосбережения принимаются руководителем Комплекса городского хозяйства города Москвы.

Контроль исполнения корректирующих действий по результатам контроля исполнения проектов и осуществления мероприятий Программы энергосбережения осуществляет руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.

Управление исполнением проектов и осуществлением мероприятий по энергосбережению на уровне подотчетных Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы организаций

Планирование исполнения проектов и осуществления мероприятий по энергосбережению на уровне подотчетных Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы организаций осуществляется путем оформления:

  • Паспорта Программы энергосбережения подотчетной организации;
  • Списка ключевых событий Программы энергосбережения подотчетной организации;
  • Реестра проектов подотчетной организации;
  • Карт проектов (паспортов проектов) подотчетной организации;
  • Списков ключевых событий по проектам (дорожных карт) подотчетной организации.

Указанные выше документы входят в состав Программы энергосбережения подотчетной организации и таким образом проходят следующие стадии (в хронологической последовательности):

  • согласование ответственным за энергосбережение в подотчетной организации;
  • утверждение руководителем подотчетной организации;
  • согласование ответственным за энергосбережение в Департаменте топливно-энергетического хозяйства города Москвы;
  • утверждение руководителем Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.

Контроль исполнения проектов и осуществления мероприятий Программы энергосбережения подотчетной организации осуществляет руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.

Отчеты об исполнении проектов и осуществлении мероприятий Программы энергосбережения подотчетной организации представляются ответственному за энергосбережение Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы:

  • периодически в соответствии с утвержденным руководителем Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы календарным планом;
  • по запросу руководителя Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы в течение двух рабочих дней с момента получения указанного запроса.

Отчеты об исполнении проектов и осуществления мероприятий Программы энергосбережения подотчетной организации оформляются и предоставляются в виде совокупности документов:

  • отчета о реализации проектов, включенных в реестр (форма – в соответствии с Приложением 24 к Программе энергосбережения);
  • отчет о ходе реализации проекта (форма – в соответствии с Приложением 25 к Программе энергосбережения);
  • отчет о достижении ключевых событий (форма – в соответствии с Приложением 26 к Программе энергосбережения).

Руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы представляет информацию об исполнения проектов и осуществления мероприятий Программ энергосбережения подотчетных организаций в агрегированном виде руководителю Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.

Решение о необходимости осуществления корректирующих действий по результатам контроля исполнения проектов и осуществления мероприятий настоящей Программы энергосбережения принимаются руководителем Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.

Контроль исполнения корректирующих действий по результатам контроля исполнения проектов и осуществления мероприятий Программ энергосбережения подотчетных организаций осуществляет руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.

Схема взаимодействия процессов управления реализацией проектов и осуществления мероприятий по энергосбережению Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы и его (ее) подотчетными организациями приведена в Приложении 29 к Программе энергосбережения.

Генеральный директор ЗАО "Джоуль-Мед" Ильяшенко В.С.

25.11.2010  |  Региональные
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →