Постановление Правительства № 1225 от 31.12.2009 и последующие нормативные акты определили требования к муниципальным программам энергосбережения. В настоящее время описать мероприятия программы не достаточно. В программе необходимо предусмотреть меры по установлению и реализации целевых показателей энергоэффективности. Это накладывает дополнительные требования по формированию и оформлению программ . В компании «Джоуль-Мед» разработана уникальная методика формирования программ энергосбережения в соответствии с требованиями Постановления Правительства № 1225 и соответствующий программный продукт, который позволяет резко снизить трудоемкость подготовки программ энергосбережения. При разработке программы энергосбережения Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы мы опробовали «программу по подготовке программы» и пришли к выводу о том, что унификация процедур формирования программ не ограничивает необходимую индивидуальность каждой программы энергосбережения. Но трудоемкость формирования программы резко снижается.
Описание целей и взаимосвязей Программы энергосбережения
Программа энергосбережения является нормативным документом, устанавливающим требования к деятельности Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы (ДепТЭХ г.Москвы) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в части:
- достижения целевых показателей собственного потребления энергоресурсов и потребления энергоресурсов предприятиями, которые обеспечивают функционирование и развитие систем газо-, тепло- и электроснабжения населения, объектов городского хозяйства, промышленных предприятий и других потребителей, а также освещения магистралей, улиц и площадей города Москвы.
- проведения мероприятий направленных на достижение целевых показателей.
Основные требования ФЗ № 261 к Программам энергосбережения
Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должны включать в себя:
- целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ (без указания их значений);
- перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их проведения;
- показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
- Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности также могут содержать значения целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и иные показатели.
Описание структуры Программы энергосбережения ДепТЭХ г. Москвы
Программа энергосбережения Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы состоит из:
- Область распространения данной Программы энергосбережения Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы
- Введение
- Нормативные ссылки
- Термины и определения
- Сокращения, условные обозначения и их расшифровка
- Анализ существующего положения Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
- Паспорт Программы энергосбережения Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы
- Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы
- Основные задачи, решение которых необходимо для достижения устанавливаемых Программой энергосбережения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
- Мероприятия Программы энергосбережения
- Система мониторинга Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
- Система управления Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы реализацией проектов и осуществлением мероприятий по энергосбережению
- Технико-экономическая оценка реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности
- Механизмы привлечения внебюджетных источников финансирования
- Источники и объемы финансового обеспечения мероприятий Программы энергосбережения
- Система обеспечения квалификации, компетенции и стимулирования участников Программы энергосбережения
- Система информационного обеспечения в рамках реализации Программы энергосбережения
- Система пропаганды повышения энергоэффективности и энергосбережения в рамках реализации Программы энергосбережения
- Заключение
- Приложения с 1 по 40.
Описание технологии сбора информации при разработке программы
Сбор информации производился через:
- просмотр информации на сайте Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы;
- отправка писем с опросными листами с целью получения информации в подотчетные предприятия Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы;
- общение по электронной почте с ответственными лицами в подотчетных предприятиях;
- передача информации на сменных носителях (флэшки, CD-диски) и в бумажном виде.
Описание свидетельств полноты информации
Свидетельством полноты представленной информации являлась сверка ее с аналитическим отчетом, если находились расхождения, то отсылался опросный лист в подотчетные предприятия с выявленными несоответствиями для дальнейшей корректировки этой информации.
Описание технологии обработки данных
Сбор данных.
По мере того как к нам поступали данные из подотчетных организаций мы сразу вносили их в Программу энергосбережения.
Обработка данных.
Для создания из поступающих данных информации, отражающей деятельность подотчетных предприятий, использовались следующие типовые операции:
- классификация или группировка. Данные поступали в виде электронной информации (Word, Excel), состоящих из одного или нескольких листов.
- сортировка, с помощью которой упорядочивалась последовательность записей;
- вычисления, включающие арифметические и логические операции. Эти операции, выполняемые над данными, дали возможность получения новых данных;
- укрупнение или агрегирование, служащее для уменьшения количества данных и реализуемое в форме расчетов итоговых или средних значений.
Хранение данных.
Многие данные на уровне операционной деятельности необходимо было сохранять для последующего использования. Для их хранения создавалась базы данных.
Создание отчетов (документов).
В информационной технологии обработки данных создавались документы для руководства и работников фирмы, а также руководства и ответственных лиц Департамента топливно-энергетического хозяйства.
Описание использованных средств обработки даных
Обработка данных происходила с помощью:
- квалифицированного персонала;
- персональных компьютеров;
- с помощью офисной оргтехники;
- калькуляторов;
- специальных программ, предназначенных для обработки информации (Word, Excel, Visio).
Описание способов проверки правильности обработки данных
Способом проверки правильности обработки данных являлся точечный выбор итоговых показателей и сверка их с данными из других привязанных к данной таблице приложений. Если находились расхождения, то проверялись все данные этих столбцов и строк.
Описание механизма проверки сформированной Программы энергосбережения
Проверка сформированной Программы энергосбережения состояла в сверке ее с техническим заданием по следующим параметрам:
- Оформление текстовой части и табличных форм Программы энергосбережения должно соответствовать требованиям ГОСТ 2.105—95 "Общие требования к оформлению текстовых документов".
- Оформление графической части Программы энергосбережения должно соответствовать требованиям:
- - ГОСТ 2.109-73 "Основные требования к чертежам";
- - ГОСТ 2.004-88 "Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ";
- - ГОСТ 3.1128-93 "Общие правила выполнения графических технологических документов".
- Оформление схем взаимодействия процессов должно быть исполнено в нотации IDEF0 в соответствии с Р 50.1.028-2001 «Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования».
- СD-диск должен содержать электронную копию Программы энергосбережения в виде:
- - одного файла в формате PDF/А (стандарт ISO 19005-1:2005), содержащего полный текст Программы энергосбережения;
- - в виде совокупности файлов программ MS Word, MS Excel, MS Visio, Autodesk AutoCAD, AllFusion Process Modeller в форматах, позволяющих их редактирование.
- Наименование файлов, содержащих части Программы энергосбережения (главы, разделы, подразделы, пункты, таблицы, рисунки, схемы, приложения) должно соответствовать наименованиям частей.
- Наименования папок файловой структуры должны соответствовать наименованиям частей Программы энергосбережения в соответствии со структурой оглавления Программы энергосбережения. Файлы в дереве папок должны быть размещены в соответствии с их принадлежностью к уровню иерархической структуры оглавления Программы энергосбережения.
- СD-диск должен содержать Программу энергосбережения в виде базы данных структурированной и неструктурированной информации.
Описание способа формирования подотчетных организаций
Подотчетные предприятия Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы разделены на следующих группы:
- - Группа бюджетных предприятий: ДепТЭХ, КП «МЭД», ГБУ «Энергетика»;
- Группа коммунальных предприятий генерации и транзита: ОАО «Мосэнерго», ОАО «МТК», ОАО «МОЭСК», ОАО «МОЭК», ОАО «ОЭК»;
- Группа внебюджетных подведомственных предприятий: ГУП «Моссвет», ГУП «Мосгаз», ОАО «Мосэнергосбыт».
Описание способа формирования номенклатуры целевых показателей
Номенклатура показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности включает обязательные показатели по экономии энергетических ресурсов, установленные техническим заданием на разработку настоящей Программы энергосбережения:
- общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий);
- целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе.
Номенклатура показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности сформирована на основании Постановления Правительства Российской Федерации «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» №1225 от 31 декабря 2009 года.
Обоснования и исключения целевых показателей области энергосбережения и повышения энергетической эффективности из номенклатуры показателей, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» №1225 от 31 декабря 2009 года, приведены в Приложении 12 к Программе энергосбережения.
Фактические целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по состоянию на 2009 год приведены в Приложениях 9 и 10 к Программе энергосбережения.
Расчет фактических целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по состоянию на 2009 год приведены в Приложении 11 к Программе энергосбережения.
Фактические целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по состоянию на 2009 год принимаются в качестве базовых показателей для планирования целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Описание состава разработанных систем управления в области энергосбережения
В результате исполнения правовых и административных мероприятий, предусмотренных Программой энергосбережении, в Департаменте топливно-энергетического хозяйства города Москвы будут внедрены следующие системы управления:
- система управления реализацией проектов и осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- система мониторинга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- система информационного обеспечения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- система повышения квалификации, компетенции и стимулирования исполнителей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- система пропаганды энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Описание системы мониторинга
Для успешного достижения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергоэффективности необходимо осуществлять планирование и контроль достижения запланированных показателей, а также мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Назначением предлагаемой системы мониторинга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является:
В части мониторинга достижения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
- фиксация и использование значений целевых показателей в области, принятых за базовые;
- фиксация, актуализация и использование планируемых целевых показателей;
- контроль и фиксация объемов потребления энергетических ресурсов в разрезе временных интервалов и объектов потребления энергетических ресурсов;
- контроль достижения целевых показателей с установленной периодичностью.
В части мониторинга результативности мероприятий в области энергосбережения:
- фиксация, актуализация и использование планируемых показателей результативности мероприятий в области энергосбережения;
- расчет и фиксация величины фактической результативности мероприятий в области энергосбережения в натуральном выражении;
- расчет и фиксация величины фактической результативности мероприятий в области энергосбережения в денежном выражении;
- контроль достижения результативности мероприятий в области энергосбережения с установленной периодичностью.
В части исполнения мероприятий в области энергосбережения:
- фиксация, актуализация и использование планов по исполнению проектов по реализации мероприятий в области энергосбережения;
- контроль исполнения проектов в области энергосбережения с установленной периодичностью;
- контроль расходования финансовых средств на исполнение проектов в области энергосбережения с установленной периодичностью.
Состав информации и формы для осуществления мониторинга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности представлены для:
- фиксации и использования значений целевых показателей в области, принятых за базовые - по форме Приложений 3 и 4 к настоящей Программе энергосбережения;
- фиксации, актуализации и использования планируемых целевых показателей – по форме Приложений 17 и 18 к Программе энергосбережения;
- контроля и фиксации объемов потребления энергетических ресурсов в разрезе временных интервалов и объектов потребления энергетических ресурсов – по форме Приложений 3 и 4 к Программе энергосбережения;
- контроля достижения целевых показателей с установленной периодичностью ;
- фиксации, актуализации и использования планируемых показателей результативности мероприятий в области энергосбережения – по форме Приложения 22 к Программе энергосбережения;
- расчета и фиксации величины фактической результативности мероприятий в области энергосбережения в натуральном выражении – по форме Приложения 22 к Программе энергосбережения;
- расчета и фиксации величины фактической результативности мероприятий в области энергосбережения в денежном выражении – по форме Приложения 22 к Программе энергосбережения;
- контроля достижения результативности мероприятий в области энергосбережения с установленной периодичностью;
Фиксация, актуализация и использование планов по исполнению проектов по реализации мероприятий в области энергосбережения по форме документов Тома 2 настоящей Программы энергосбережения:
- реестр проектов;
- карта проекта (паспорт проекта);
- список ключевых событий по проекту (дорожная карта);
- контроль исполнения проектов в области энергосбережения с установленной периодичностью – по форме Приложений 24, 25 и 26 к Программе энергосбережения;
- контроль расходования финансовых средств на исполнение проектов в области энергосбережения с установленной периодичностью – по форме Приложений 24 и 25 к Программе энергосбережения;
- схема взаимодействия процессов мониторинга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности представлена в Приложении 27 к Программе энергосбережения.
Описание системы управления проектами
Система управления Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы реализацией проектов и осуществлением мероприятий по энергосбережению представляет собой иерархическую структуру:
- Организационная структура участников реализации настоящей Программы энергосбережения представлена в Приложении 28 к Программе энергосбережения.
- Управление исполнением проектов и осуществлением мероприятий по энергосбережению на уровне Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.
Планирование исполнения проектов и осуществления мероприятий по энергосбережению на уровне Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы осуществляется путем оформления:
- Паспорта Программы энергосбережения;
- Списка ключевых событий Программы энергосбережения;
- Реестра проектов;
- Карт проектов (паспортов проектов);
- Списков ключевых событий по проектам (дорожных карт).
Указанные выше документы входят в состав Программы энергосбережения и проходят следующие стадии (в хронологической последовательности):
- согласование руководителем Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы;
- утверждение руководителем Комплекса городского хозяйства города Москвы.
- Контроль исполнения проектов и осуществления мероприятий настоящей Программы энергосбережения осуществляет руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.
Отчеты об исполнении проектов и осуществления мероприятий настоящей Программы энергосбережения представляются руководителю Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы:
- периодически в соответствии с утвержденным руководителем Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы календарным планом;
- по запросу руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы в течение двух рабочих дней с момента получения указанного запроса.
Отчеты об исполнении проектов и осуществления мероприятий настоящей Программы оформляются и предоставляются в виде совокупности документов:
- отчета о реализации проектов, включенных в реестр (форма – в соответствии с Приложением 24 к Программе энергосбережения);
- отчет о ходе реализации проекта (форма – в соответствии с Приложением 25 к Программе энергосбережения);
- отчет о достижении ключевых событий (форма – в соответствии с Приложением 26 к Программе энергосбережения).
Руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы представляет информацию об исполнения проектов и осуществления мероприятий настоящей Программы энергосбережения в агрегированном виде руководителю Комплекса городского хозяйства города Москвы
Решение о необходимости осуществления корректирующих действий по результатам контроля исполнения проектов и осуществления мероприятий настоящей Программы энергосбережения принимаются руководителем Комплекса городского хозяйства города Москвы.
Контроль исполнения корректирующих действий по результатам контроля исполнения проектов и осуществления мероприятий Программы энергосбережения осуществляет руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.
Управление исполнением проектов и осуществлением мероприятий по энергосбережению на уровне подотчетных Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы организаций
Планирование исполнения проектов и осуществления мероприятий по энергосбережению на уровне подотчетных Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы организаций осуществляется путем оформления:
- Паспорта Программы энергосбережения подотчетной организации;
- Списка ключевых событий Программы энергосбережения подотчетной организации;
- Реестра проектов подотчетной организации;
- Карт проектов (паспортов проектов) подотчетной организации;
- Списков ключевых событий по проектам (дорожных карт) подотчетной организации.
Указанные выше документы входят в состав Программы энергосбережения подотчетной организации и таким образом проходят следующие стадии (в хронологической последовательности):
- согласование ответственным за энергосбережение в подотчетной организации;
- утверждение руководителем подотчетной организации;
- согласование ответственным за энергосбережение в Департаменте топливно-энергетического хозяйства города Москвы;
- утверждение руководителем Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.
Контроль исполнения проектов и осуществления мероприятий Программы энергосбережения подотчетной организации осуществляет руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.
Отчеты об исполнении проектов и осуществлении мероприятий Программы энергосбережения подотчетной организации представляются ответственному за энергосбережение Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы:
- периодически в соответствии с утвержденным руководителем Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы календарным планом;
- по запросу руководителя Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы в течение двух рабочих дней с момента получения указанного запроса.
Отчеты об исполнении проектов и осуществления мероприятий Программы энергосбережения подотчетной организации оформляются и предоставляются в виде совокупности документов:
- отчета о реализации проектов, включенных в реестр (форма – в соответствии с Приложением 24 к Программе энергосбережения);
- отчет о ходе реализации проекта (форма – в соответствии с Приложением 25 к Программе энергосбережения);
- отчет о достижении ключевых событий (форма – в соответствии с Приложением 26 к Программе энергосбережения).
Руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы представляет информацию об исполнения проектов и осуществления мероприятий Программ энергосбережения подотчетных организаций в агрегированном виде руководителю Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.
Решение о необходимости осуществления корректирующих действий по результатам контроля исполнения проектов и осуществления мероприятий настоящей Программы энергосбережения принимаются руководителем Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.
Контроль исполнения корректирующих действий по результатам контроля исполнения проектов и осуществления мероприятий Программ энергосбережения подотчетных организаций осуществляет руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.
Схема взаимодействия процессов управления реализацией проектов и осуществления мероприятий по энергосбережению Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы и его (ее) подотчетными организациями приведена в Приложении 29 к Программе энергосбережения.
Генеральный директор ЗАО "Джоуль-Мед" Ильяшенко В.С.