Как уже сообщалось ранее, 24 ноября 2010 г., в офисе Российского информационного агентства (РИА), был проведен Круглый стол для журналистов по проблематике энергосбережения. Круглый стол был организован Министерством энергетики РФ совместно с ФГУ «Российское энергетическое агентство». Мероприятие приурочено годовщине принятия Закона РФ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».
С докладами выступили следующие участники:
- заместитель директора Департамента энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго Станислав Доржинкевич;
- заместитель генерального директора РЭА Дмитрий Чернов;
- президент МАЭН Александр Малиновский;
- руководитель департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики РЭА Алексей Туликов;
- cоветник генерального директора компании IT ENERGY, генеральный директор компании INTELICA Максим Осорин;
- руководитель Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Одна из целей проведения мероприятия – призыв к информационным изданиям на популяризацию энергосберегающего образа жизни. Именно на это обстоятельство обратил внимание заместитель директора Департамента энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго Станислав Доржинкевич. В своем выступлении он отметил, что энергосбережение для страны это самое выгодное и обширное месторождение энергоресурсов. Минэнерго при реализации положений Закона «Об энергосбрежении …» отвечает за организацию энергетических обследований и организацию учета энергетических ресурсов. В сфере организации энергетических обследований Минэнерго осуществляет регистрацию СРО энергоаудиторов и надзор за деятельностью СРО. В настоящее время зарегистрировано 37 СРО. Заявку на регистрацию подали еще 20 некоммерческих партнерств энергоаудиторов. Ожидается, что общее количество официально зарегистрированных энергоаудиров будет около 3000. В части организации учета энергетических ресурсов Минэнерго разработаны требования к организациям коммунального комплекса по предложению установки приборов учета потребителям. В ближайшее время должна быть принята госпрограмма повышения энергоэффективности, одобренная Правительством России. Основная особенность принимаемой программы в стимулировании реализации долгосрочных соглашений по исполнению проектов энергосбережения. Под такие проекты планируется предоставление государственных финансовых гарантий. Цель повышения энергоэффективности в повышении уровня конкурентоспособности экономики страны в целом и регионов в частности.
В своем выступлении заместитель генерального директора РЭА Дмитрий Чернов отметил, что основная задача РЭА заключается в создании государственной информсистемы в сфере энергосбережения, организации пропаганды энергосбережения, мониторинг энергопотребления и определение стандартов энергопотребления. РЭА активно участвует в процессах создания региональных программ энергосбережения. При этом осознанно стимулируется ускоренная разработка этих программ, часто в ущерб их качеству. В условиях отсутствия методического обеспечения разработки программ это лучше, чем ожидание готовности всех нормативов и потеря времени на конкретную деятельность.
По замечанию руководителя департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики РЭА Алексея Туликова график введения в действие Закона «Об энергосбережении …» отстает примерно на 6 месяцев от заявленных Правительством и Законом сроков. Из 38 нормативных актов, которые должны были быть приняты к настоящему времени принято 15. Важнейшей задачей 2010 г. является оснащение приборами учета всех нежилых помещений, в том числе бюджетных организаций. Принятие программ энергосбережения должно быть сориентировано на возможность их текущей корректировке и совершенствование. Необходимость этого обусловлена тем, что в стадии разработки еще 70 подзаконных актов в сфере организации энергосбережения. Так, сегодня не прописаны правила надзора за организацией энергосбережения и деятельности уполномоченных органов по управлению энергосбережением. Принятие государственной программы позволит обеспечить интенсификацию исполнения региональных программ энергосбережения, поскольку лучшие программы будут стимулироваться федеральными субсидиями. Большие надежды возлагается на развитие энергосервисных услуг. Так же важная роль отводится функционированию госинформсистемы в сфере энергосбережения, которая планируется к запуску в феврале 2011 г. Ввод ее в эксплуатацию будет способствовать созданию энергоэффективносго общества в России
Об особенностях создания энергоаудиторских организаций сообщил президент МАЭН Александр Малиновский. По его информации, сегодня официально зарегистрировано около 1300 энергоаудиторских организаций. Со своей стороны МАЭН ставит перед собой задачу формирование системы контроля качества деятельности энергоаудиторов. Для этого будет задействована система сертификации АРИЭР МАЭН. Вообще, проблему недостаточного профессионального уровня значительного количества энергоаудиторов в Минэнерго и МАЭН видят и намерены эту проблему решать дополнительным профессиональным обучением энергоаудиторов. По мнению Александра Малиновского, необходимый уровень профессиональной подготовки энергоаудиторов может быть обеспечен при их обучении по 500 – часовой программе. Тем не менее, для запуска программ энергосбережения подготовка энергоаудиторов по 72 – часовой программе сегодня тактически достаточна. МАЭН приступил к реализации программы дополнительной подготовки энергоаудиторов. В части управления деятельностью СРО энергоаудиторов, созданный с участием МАЭН КНТС в ближайшее время будет предложен в качестве Национального органа СРО энергоаудиторов. Это позволит обеспечить повышение уровня компетентности энергоаудиров и скоординированную деятельность СРО в этом направлении.
В своем сообщении cоветник генерального директора компании IT ENERGY, генеральный директор компании INTELICA Максим Осорин коснулся проблем, связанных с развитием интеллектуальных сетей и интеллектуального учета электроэнергии в нашей стране.
У нас сложилась централизованная система производства и распределения электроэнергии. С одной стороны такая схема энергообеспечения довольно надежна и многие десятилетия обеспечивает нужды потребителей энергии. С другой стороны, централизация поставки энергии тормозит развитие «малой» энергетики на возобновляемых источниках энергии. В целом для экономики страны и для потребителя это невыгодно.
В странах с высоким уровнем энергоэффективности потребители используют множество возможностей для самостоятельного производства энергии. Но это означает, что у потребителя должна быть возможность поставки излишней энергии в централизованные электрические сети и получения дополнительной энергии оттуда при необходимости. Это и привело к появлению нового направления в электроэнергетике: интеллектуальные электрические сети и интеллектуальный учет электроэнергии. По сути, созданные технические устройства позволяют реализовать рыночные принципы товарообмена с равнодоступностью поставщика и потребителя к возможности продавать и покупать электроэнергию в необходимых ему количествах. Это особенно актуально в настоящее время, поскольку автономные системы электроснабжения стали доступны миллионам пользователей и у них возникают излишки энергии, которую можно предложить для поставки в общие сети. Техническими и организационными средствами интеллектуальных сетей решаются проблемы организации приема этой энергии по складывающейся цене, оперативного учета стоимости, контроль качества энергии.
В России имеются планы развития интеллектуальных сетей, но на законодательном уровне и организационно эти вопросы пока не решены. Одновременно с развитием интеллектуальных сетей необходимо решать вопросы внедрения систем интеллектуального учета потребления электрической энергии. В настоящее время у нас предлагается двухтарифный учет по принципу «день-ночь». В других странах это давно пройденный этап. Там давно действуют многоставочные тарифы (цены), которые изменяются в зависимости от текущей стоимости электроэнергии в сетях. Для потребителя энергии в такой ситуации более интересен учет счетчиком стоимости потребляемой энергии, чем отражение на его информационной панели киловатт. Это в большей степени мотивирует потребителя к энергосбережению и выбору выгодного ему времени работы подключаемых устройств, что в конечном итоге приводит к более равномерной нагрузке электрических сетей не за счет действий диспетчеров и введения ограничений, а за счет реакции потребителя.
Но все это необходимо обеспечить организационно и технически. Например: нашему потребителю может быть предоставлена возможность доступа к информации о его потреблении через Интернет, Технические возможности современных приборов учета это уже позволяют. Становление такой системы может помочь снять остроту проблемы огромных потерь в наших сетях. У нас потери в сетях на порядок выше, чем в других странах. От 3 до 5% за рубежом, свыше 20% у нас. И это не связано с технологическими потерями, это результат несанкционированных подключений.
Очевидно, что проблемным вопросом в ближайшее время станет внедрение в обиход электромобилей. Двигатель внутреннего сгорания имеет максимальный КПД не более 30%, электродвигатель около 90%. Практика внедрения электромобилей фирмой Рено показала, что для потребителя затраты на 1 километр пробега в 5 раз дешевле, чем для автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Поэтому потребитель все чаше будет отдавать предпочтение электромобилям. Но это породит другую проблему, связанную с организацией массовой подзарядки аккумуляторов. Для электрических сетей это создаст необходимость подстраиваться к изменению нагрузок в сетях.
В своем выступлении руководитель Фонда энергетического развития Сергей Пикин обратил внимание участников Круглого стола на проблемы мотивации потребителей к энергосбережению. П его мнению, сложившаяся стоимость энергоаудита более мотивирует к уплате штрафа за его не проведение, чем к затратам на проведение энергоаудита. Ценообразование в этой сфере деятельности должно быть понятно для потребителя. Любые непрозрачные схемы будут питательной почвой для различного рода недобросовестных компаний, которые называют себя энергоаудиторами. В связи с этим необходимо формирование этики энергоаудитора, если речь идет о доверии его заключениям и рекомендациям. Так же весьма актуален вопрос организации исполнения энергосервисных контрактов. В настоящее время совершенно не понятно каким образом будет обеспечиваться финансирование энергосервисных компаний при исполнении муниципального заказа. По этому вопросу все таки необходимо разъяснения Минфина.
В завершении работы Круглого стола его эксперты ответили на вопросы журналистов. На предложение о представлении информации СМИ и участии специалистов Минэнерго в представлении информации по проблемам энергосбережения, представители Минэнерго заверили присутствующих в максимальной открытости для прессы и о том, что специалисты Минэнерго будут принимать участие в проводимых СМИ информационных мероприятиях.
Автор: Коваль Сергей Петрович