Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Мнения экспертов

Философия энергосбережения. Точка зрения

Автор статьи, Калюс Олег Соломонович, директор ООО «Инжиниринговая инновационная компания» г. Кемерово, обладает многолетним опытом работы по внедрению АСУ ТП в энергетике и химической промышленности.

«Энергосберегающая деятельность для России новая деятельность, многие технические управленцы, и особенно управленцы от власти, слабо представляют эту деятельность. Вне России энергосберегающая деятельность связывается, в первую очередь, с понятием конечности ресурсов (энергетических); определенным их дефицитом, влияющим на общее развитие экономики; огромным влияние на экологию и, в целом, на энергобезопасность государства.» Данная статья представлена автором в качестве повода для дискуссии и комментариев.

Философия энергосбережения. Точка зрения

I. О формулировках и определениях

Федеральный Закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» дает следующие определения:

  • Энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);
  • Энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции.

Следует отметить, что в период подготовки закона, предлагались и другие формулировки

«Энергосбережение» и «Повышение энергетической эффективности», наверное, могут рассматриваться как отдельные деятельности, но конечная цель у них одна – экономия энергии или энергоресурса. А энергетическая эффективность есть скалярная величина, характеризующая свойство конечного товара, объекта или технологического процесса.

Выражение: «энергосбережение и повышение энергетической эффективности» кажется не логичным.

Наиболее приемлемой представляется определение, сформулированное на Международной энергетической конференции (МИРЭК) ООН: «Экономия энергии (энергосбережение, автор)– это эффективное использование ресурсов, за счет применения инновационных решений, которые:

  • осуществимы технически,
  • обоснованы экономически,
  • приемлемы с экологической и социальной точек зрения,
  • не изменяют привычного образа жизни»

Энергосбережение (энергосберегающая деятельность) относительно новый вид деятельности. Энергетический кризис в семидесятых годах прошлого века, в системе хозяйствования развитых стран, вызвал необходимость пересмотра многих технологий и товарной продукции в сторону резкого уменьшения потребления энергии и энергоресурсов. Возникла необходимость в целевом энергосбережении и, как следствие, обособленной деятельности по энергосбережению.

Рыночная экономика и достаточно четкое государственное регулирование, в виде положительных и отрицательных стимулов, позволила этим странам при наименьших финансовых затратах решить и решать эту проблему.

Советская экономика, где главными были идеологические цели, а не удовлетворение потребностей всего общества, где было достаточно энергоресурсов, где цена энергии не относилась к экономической категории и была резко занижена - энергосберегающая деятельность фактически не проводилась.

В постсоветское время, когда энергия оказалась товаром, ее цена резко взметнулась, но все равно она осталась низкой и вполне устраивает частный бизнес (не весь, по разным причинам).

Разговоры об энергосберегающей деятельности начались в РФ в середине 90 годов предыдущего столетия.

Реальные шаги, определяющие энергосбережение в качестве государственного приоритета развития экономики (наравне с инновационным развитием), начаты с момента подписания Президентского указа № 886 от 04.06.2008 г. Автор не исключает определенного «давления» развитых экономически стран на необходимость развития энергосбережения в России в своих интересах.

В связи с тем, что энергосберегающая деятельность для России новая деятельность, многие технические управленцы, и особенно управленцы от власти, слабо представляют эту деятельность. Вне России энергосберегающая деятельность связывается, в первую очередь, с понятием конечности ресурсов (энергетических); определенным их дефицитом, влияющим на общее развитие экономики; огромным влияние на экологию и, в целом, на энергобезопасность государства.

В постсоветской России необходимость энергосбережения связывают:

  • с превышающей в разы энергоемкостью технологических процессов;
  • с огромными потерями энергии, при ее транспортировке;
  • с нерациональным потреблением в коммунальной и бюджетной сферах.

Любая человеческая деятельность востребована, когда она имеет спрос. Кто заинтересован в России в энергосбережении:

1. Частный бизнес, если это способствует увеличению прибыли и конкурентоспособности товара. На сегодня энергосбережение не достаточно актуальный вопрос для частного бизнеса. Тем более что энергосбережение требует серьезных начальных финансовых затрат.

2. Объекты и предприятия управляемые прямо или косвенно государственными управленцами (чиновниками). Если энергосбережение есть заявляемая государственная политика, то:

  • государство должно выделять соответствующие финансовые средства;
  • иметь четкую политику (концепцию) по этому вопросу и методы убеждения на соответствующих управленцев для реализации заявляемой политики;

Со стороны законодательства в последнее время идет большой поток нормативной документации. К, сожалению, от многих документов ощущается четкий бюрократический запах.

3. Граждане общества сознательно или бессознательно участвовали и хотят участвовать в своих интересах в энергосбережении. Принимают активное участие в экономии электрической энергии «по принципу: уходя - гасите свет». По тепловой энергии жители многоквартирных домов технически не могут осуществить персональный учет, а значит влиять и контролировать теплоснабжение. В результате, когда жарко открываются окна, когда холодно идут жаловаться властям (или в «управляющие компании»), которые или не могут технически решать эти проблемы, или они им безразличны. (Стоимость тепла в коммунальных платежах достигают до 40 и более процентов)

Большое значение для развития энергосберегающей деятельности имеет состояние общества в государстве. К сожалению, постсоветское общество на сегодня имеет больше минусов, чем плюсов:

  1. Желание одним броском оказаться в свободной глобальной рыночной экономике, где постсоветскую Россию особо не ждут, а сама свободная глобальная рыночная экономика требует современного осмысления;
  2. Сильнейший монополизм снизу до верха;
  3. Чрезмерную коррупцию;
  4. Практическое отсутствие признаков гражданского общества;
  5. Гипертрофированное желание к потреблению со стороны большинства населения.

К положительному факту нужно отнести понимание первыми лицами государства и достаточно большого количества государственников (лиц думающих не только о своем кармане, но и будущем самого государства) о влиянии этих минусов, и их преодолении.

О необходимости энергосберегающей деятельности говорят на всех экономических международных форумах, публикуются статьи во всех технических журналах, говорят на всех совещаниях, тема становится любимой для депутатов всех уровней. Интернет заполнен огромной массой информации.

Даже в партии «Единая Россия» создан Коордиционный совет, который энергосбережение определяет общенациональной задачей.

Докладчиком по организации работы Координационного совета Президиума Генерального совета партии «Единая Россия» по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности 27.04.2010 г. выступил г-н Семенов В.Г.- генеральный директор ОАО «ВНИПИэнергопром», Президент Некоммерческого Партнерства «Российское теплоснабжение».

Доклад представляет интерес, т.к. его можно рассматривать как предложение конкретной государственной политики.

Заявлено о разработке государственной программы энергосбережения.

Ощущается возбуждающий запах крупных бюджетных ассигнований в энергосберегающую деятельность. На взгляд автора имеется необходимость определить, какие виды работ относятся к энергосберегающей деятельности. Без данного конкретного определения, практически любую работу можно подвести под энергосберегающую деятельность, например:

а) установка приборов учета,

б) прокладка или ремонт тепловых сетей,

в) утепление зданий, установка нормальных («энергосберегающих») окон и дверей,

г) реконструкция или строительство новых котельных без инновационных, или хотя бы современных решений.

И т.д.

Перечисленные работы важные, даже очень важные, но:

по (а) еще В.И. Ленин заявлял, что социализм это учет, а «загнивающий» капитализм все и вся учитывал. Учет крайне важная проблема, особенно для бюджетных организаций и ЖКХ. К, сожалению, для большинства чиновников это главное в энергосбережении. Сам по себе учет не влияет на изменение в потреблении количества энергии:

  • по (б) тепловые сети должны содержаться в надлежащем состоянии по существующим нормативам потерь.
  • по (в) здания и изделия должны соответствовать соответствующим техническим условиям,
  • по (г) до каких пор будут использоваться технологии сжигания топлива (угля) в котельных на уровне дачной печки, где в место (а зачастую ей) лопаты используется мехзабрасыватель, а «сгоревший» уголь можно использовать как вторичный энергоресурс.
  • И т.д.

Да, эти работы приведут к определенному энергосбережению, но, по мнению автора, не эти работы определяют энергосберегающую деятельность, а следующий набор работ:

  1. Анализ состояния системы (отдельной технологической установки, технологического производства, производства в целом; отдельного поселения, муниципального или регионального образования, государства в целом; отдельного здания или комплекса и т.д.) Для этого анализа, в первую очередь необходим энергетический паспорт системы, с привлечением необходимой технической, экономической и статистической документации. При необходимости, проведение физических измерений.
  2. На основании энергетического анализа составляются организационные и технические предложения, которые предлагаются «Заказчику».
  3. На основании согласованных с «Заказчиком» предложений составляется целевой план организационных и технических мероприятий.
  4. Реализация целевого плана проводится под техническим руководством «Разработчика» мероприятий.
  5. «Разработчик» обязан проводить мониторинг реализации целевого плана и при необходимости по согласованию с «Заказчиком» вносить дополнения и изменения в целевой план.
  6. «Разработчик» должен быть ответственным за достижение конечной цели, поставленной «Заказчиком».

Таким образом, появляются два заинтересованных лица в конечном результате деятельности, причем, «Разработчик» в обязательном порядке должен быть профессионалом в энергосберегающей деятельности, а «Заказчик» им быть не обязан. Основная задача «Заказчика» - постановка цели и контроль реализации по «контрольным точкам».

Из вышесказанного - энергосберегающая деятельность это, в первую очередь, – организационная и аналитическая деятельность.

К перечисленным работам, желательно «Разработчику» самому выполнять следующие работы:

  1. Проектные работы по своим предложениям,
  2. Инженерный надзор (не путать с техническим надзором, который осуществляется государством или организациями от его имени) за строительными работами.
  3. Пусконаладочные работы, т.к. в них выявляются все проектные и строительные недоработки. И главное, что конечным результатом пусконаладочных работ, является ввод объекта в эксплуатацию, т.е. достижение цели.
  4. Консалтинговые услуги.

II. Энергосберегающая деятельность

Реализация любой цели, особенно признаваемая государством одной из первостепенных, требует определенной структуры управления. В принципе в РФ такая система создана. По мнению автора, создана стандартная пирамидальная административная система, где верхушка пирамиды определяет цель (цели), целевые показатели, формирует структуру управления и отчетность снизу до верху. Создана нормальная бюрократическая система. Такая система нормальна для единого собственника (государства, компании). Но как она будет управлять множеством собственников, которые подчиняются только законам и технологическим регламентам (безопасность человека и экологии).

Например: Я собственник, делаю табуретки. Я закупаю ресурсы, том числе энергетические (электрическую и тепловую энергии). Мой технологический процесс, закупочные цены обеспечивают мне необходимую прибыль. Приходит ко мне управленец от власти и требует от меня какого-то энергосбережения, да еще начинает требовать от меня отчетности. А зачем мне все это надо, мне и так хорошо. Погрозит он (управленец от власти) мне пальчиком. Если я у него на крючке, напишу любую бумажку, в противном случае просто его проигнорирую. Но, даже написав бумажку, я найду 1000+1 причину, почему я ее не выполню. Пока у меня не будет экономических или репрессивных стимулов, я с места не сдвинусь. (То же самое относится к инновации, модернизации и другим подобным призывам).

Таким образом, государство, признавая свободу действия предпринимателя (от имени своих управленцев) может управлять только своими прямо или косвенно принадлежавшему ему объектами. Другими субъектами оно (государство) может управлять только при помощи стимулов (положительных и силовых).

Принимая во внимание, характеристику нашего общества (монополизм, коррупцию, только под микроскопом видимое гражданское общество), становится жалко наше государство. («Обидно за державу», как говорил один из героев кинофильма.)

Особо необходимо разобраться с муниципальной собственностью. Муниципальная собственность это собственность всех граждан муниципального образования, управляемая от их имени представительной властью, которая в свою очередь нанимает управленцев (исполнительную власть). Красиво на бумаге, по факту с точностью наоборот. Необходимо отметить, что высшей властью предпринимаются определенные попытки восстановления конфигурации структуры. Но, к сожалению, центр тяжести реальной фигуры настолько низок, что потребуется героические усилия для перевертывания существующей фигуры, и есть достаточная вероятность, что фигура может просто развалиться.

Так вот, исполнительная власть, управляя фактически от моего имени, в общем-то, не спрашивает меня: чего я хочу? А я хочу меньше платить, в частности, за коммунальные услуги. И меня не очень волнует снижение непонятной мне энергоемкости муниципального и регионального продукта, и в масштабе всего государства: именно на 40% (не более и не менее?), да еще через 10 лет. К тому времени, возможно, не будет уже этой власти, а возможно и меня самого. Я хочу, чтобы власть, осуществляя, ею придуманные мероприятия, за мои же деньги, четко гарантировала снижение стоимости энергии, или ее рост ниже инфляции. Возможно, я захочу даже, на приемлемых для меня условиях, вложить в понятные для меня мероприятия свои деньги.

Предлагать создание энергосервисных компаний, осуществляющих энергосберегающую деятельность, уже даже не модно. Они создаются и действуют, предлагая свои услуги бизнесу и власти. И на любом уровне власти необходимо будет принять решение: создавать свои аналогичные предприятия, или заключать договора с частными предприятиями. Оптимальный вариант для систем ЖКХ и бюджетных организаций, по мнению автора, есть государственно-частная форма собственности, где власть определяет цели, а бизнес под ее контролем реализует их. Структура такой организации представлена на Рис. 1.

scheme1

На первый взгляд такая структура находится вне конкурентного поля. Однако никто и ни кому не запрещает создание других структур и предприятий, занимающихся энергосберегающей деятельностью.

По структуре:

1. Областная администрация, являясь учредителем Рег. КЭСК, определяет и

контролирует основную стратегию и тактику энергосберегающей деятельности.

2. Рег. КЭСК, являясь одним из учредителей Мун. КЭСК, может участвовать в принятии решений Мун. КЭСК.

3. Мун. КЭСК являясь одним из учредителей Рег. КЭСК, может участвовать в принятии решений Рег. КЭСК.

4. КЭСК(и) выступают как управляющие* организации энергосберегающей деятельности. (* понимается не административное, а техническое управление, т.к. в ближайшие десятилетия чиновник не отдаст управление финансовыми потоками)

5. Основные функции Рег. КЭСК:

  • методическая деятельность;
  • управление проектами, имеющих общее региональное значение,
  • управление реализацией регионального плана энергосбережения.

6. Основная функции Мун. КЭСК – реализация муниципального плана энергосбережения.

Предлагаема схема управления энергосберегающей деятельностью, позволяет проводить единую техническую и экономическую политику, при этом, жестко не ограничивая самостоятельность различных организаций. Для экстремальной ситуации, в которой находится в настоящее время наша экономика, энергосберегающая деятельность должна находится находиться под государственным контролем и управлением. Надежды на одну свободную рыночную экономику мало вероятны.

Государство ставит необходимую цель, бизнес под контролем государства ее реализует.

Энергосервисная компания достаточно дорогостоящее предприятие. Для содержания и развития такой организации необходим гарантированный объем работ, хотя-бы на период становления. Областная и муниципальные власти на конкурсной основе, или делегируя полномочия, или совместно с бизнесом могут создавать энергосервисные компании, заключая с ними энергосервисные договора (конктракты).

Энергосервисный договор это долгосрочный договор, состоящий из двух этапов работ:

Первый этап – создание целевого плана,

Второй этап – реализация целевого плана с выходом на запланированные показатели.

Конкурсный отбор «Исполнителя» энергосервисного договора, «Заказчик» должен проводить, ориентируясь в первую очередь не на стоимостные показатели, которых еще не может быть до принятия целевой программы а на программу предстоящих работ, формирование стоимостей работ (по каким сборникам или ценникам будут рассчитываться работы, какие индексы и коэффициенты будут применяться). Но самое главное – профессионализм организации претендента на выполнение работ. При этих условиях у «Исполнителя» (ЭСК) появляется возможность долгосрочного планирования.

«Уставный фонд» ЭСК создается, в основном, для создания необходимого приборного парка и привлечения основных (высокооплачиваемых) специалистов. То есть создания управляющей команды, состоящей из:

  • лидера, четко представляющего назначение команды и имеющего организационные навыки,
  • специалистов основных профессиональных направлений (электроснабжение, АСУ ТП, теплотехника, экономика).

Наиболее сложным вопросом в энергосберегающей деятельности является нахождение источников финансирования.

Проще всего, когда ЭСКо приходит со своим источником финансирования. При общем желании, этот вопрос разрешим.

Из доклада Министра экономического развития России Э.Х. Набиулиной на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в Набережных Челнах 26 октября 2010 г.

"В регионах нужно назначить или создать центры компетенции ответственности в региональной политике. Потому что деятельность и действия по энергоэффективности требуют чёткой координации и органов власти, и бизнеса, и граждан, и профессиональной работы, поэтому должны быть центры компетенции. И многие регионы уже не только назначили ответственных, но и создают специально организации либо уполномочивают их на ведение работы по энергоэффективности."

III. Экономические аспекты энергосбережения

Как отмечалось выше энергосбережение (энергосберегающая деятельность), в первую очередь связана с конечностью ресурсов. Конечность ресурсов (не только энергетических) в будущем постепенно станет важнейшим фактором развития мирового общества (экономики). Когда-нибудь встанет вопрос об оптимальном производстве и потреблении. Оптимальность в производстве и потреблении энергии уже выходит на первый план развития мирового общества.

Рассматривать энергосбережение как средство приводящее только к экономии финансов (производственных затрат, бюджетов, личных средств), не всегда оправдано. Энергосбережение имеет положительную и отрицательную стороны. Это становится ясным, если рассмотреть жизненную цепочку энергоресурса: от производства до потребления.

scheme2

Рис.2.

По рисунку видно, что энергосбережение у потребителя приведет к уменьшению прибылей и отчислений в бюджеты у предприятий производителей товара и услуг. Если на данной территории в пределах государства (поселение, муниципалитет, регион) имеется дефицит энергии, то это общее благо. Если дефицита нет, то это может вызвать определенные трудности в сохранении прибыльности предприятий производителей данного товара и услуг, и наполнение бюджетов. Эти процессы обязательно отразятся в социальной сфере.

Таким образом, энергосбережение влияет на все сферы жизни общества и это влияние необходимо учитывать как в общей экономической деятельности, так и в социальной сфере.

Текст изложен в тезисной форме, не претендует на истину в последней инстанции, основан на собственном опыте и материалах интернета. Все изложенное требует достаточной аргументации.

Калюс О.С.
Директор ООО «Инжиниринговая инновационная компания», г. Кемерово

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →