На сайте «Портал-Энерго» проведен опрос по проблематике организации финансирования программ энергосбережения. Сам опрос был ориентирован на муниципалитеты. Предварительно анкета для опроса была согласована с рядом банков. Результаты опроса:
Объекты проведения мероприятий по энергосбережению
Участники опроса выделили следующие объекты планирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности :
- Бюджетные организации - 74%;
- Объекты ЖКХ – 69%
- Жилищный фонд – 64%
- Объекты энергетики – 43%;
- Транспорт - 37%;
- Сельское хозяйство – 32%;
- Промышленность – 27%;
- Сфере торговли и услуг – 22%.
Объемы кредитования и заимствований
Необходимость заимствований для реализации программ энергосбережения отметили 100% опрошенных
Самая большая потребность в относительно небольших кредитах:
- До 10 миллионов рублей – 48%;
- от 10 до 30 миллионов рублей – 16%
Потребность в существенных кредитах несколько ниже:
От 100 до 300 миллионов рублей - 16%, свыше 300 миллионов рублей – 22%
Сроки заимствований
Кредиты (заимствания) требуются большей частью на достаточно длительные сроки:
- Свыше 5 лет – 32%
- От 3 до 5 лет – 37%
- От 1 до 3 лет- 16%, менее 1 года – 16%.
Судя по приведенным цифрам, в органах местного самоуправления прекрасно ориентируются с реальными сроками окупаемости по мероприятиям энергосбережения в соотношении с ростом цен на энергоносители и ставят достаточно осторожный прогноз на окупаемость мероприятий энергосбережения. Впрочем, на такие же сроки окупаемости ориентируются европейских странах.
Гарантии по программам энергосбережения
Кредиты и заимствования нуждаются в гарантиях. Муниципалитеты в основном рассчитывают на собственные гарантии и готовы их предоставлять:
- Муниципальные гарантии - 69% опрошенных;
- Залог имущества – 37%
- Предоставление государственных гарантий- 27%;
- Предоставление гарантий сторонних организаций и фондов – 16%.
Источники финансирования программ энергосбережения
Предложение определить на какие источники финансирования готовы ориентироваться муниципалитеты показало, что в основном они склонны рассматривать традиционные формы финансирования в виде дотаций и субсидий, хотя новые виды финансирования так же рассматриваются весьма подробно:
- Использование бюджетных субсидий и дотаций- 64%;
- Использование грантов – 48%;
- Энергосервисные соглашения – 58%;
- Лизинг – 32%;
- Предоставление комплекса льгот и преференций для стимулирования инвестиций – 27%;
- Работа с обязательствами потребителей по платежам за установку приборов учета и за проведение энергосберегающих мероприятий – 27%;
- Классический кредит под процент с гарантиями заемщика – 27%.
Как видно из приведенных данных опроса, в органах местного самоуправления рассматриваются варианты активного финансового управления программами энергосбережения, в том числе, с использованием властных полномочий.
Снижение рисков исполнения программ
Для снижения рисков исполнения проектов, муниципалитеты при кредитовании готовы ориентироваться на следующие виды кредитов:
- С гарантией муниципального образования – 64%;
- С государственной гарантией – 58%;
- Со страхованием рисков не возврата кредита – 48%;
- С гарантией тарифного обеспечения – 27%;
- Выпуск муниципальных облигаций и ценных бумаг, работа с гарантиями третьих лиц не получила поддержки опрошенных. Работа с обеспечением гарантий в этом случае получила поддержку от 6 до 11% опрошенных.
Сайт «Портал-Энерго.ru» благодарит всех участников проведенного опроса. Данные опроса будут использованы нами при планировании и проведении дальнейших мероприятий по актуальным проблемам энергосбережения. Ваша точка зрения очень интересна финансовым учреждениям, которые разрабатывают новые финансовые инструменты. Мы призываем Вас, уважаемые посетители сайта «Портал-Энерго.ru» , принимать участие в проводимых нами опросах. Результаты опросов бывают часто неожиданными и это очень хорошо. Знание лучше, чем предположения.
Автор: Коваль Сергей Петрович