Распоряжением Правительства России N2446-р от 27 декабря 2010 г. утверждена госпрограмма "Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 г.". Текст Госпрограммы энергосбережения приведен в приложении к статье.
За счет реализации мероприятий госпрограммы энергоемкость ВВП планируется снизить на 13,5%. В совокупности с другими факторами это позволит решить задачу по уменьшению энергоемкости ВВП на 40% в 2007-2020 гг. Под другими факторами имеется в виду снижение энергоемкости за счет естественных факторов нового строительства и технического прогресса, не относящихся к предмету планирования госпрограммы.
Ожидается, что к 2016 г. годовая экономия первичной энергии за счет мероприятий программы составит не менее 100 млн т условного топлива, к концу 2020 г. - не менее 195 млн т.
Суммарная экономия первичной энергии должна составить 1124 млн т условного топлива за весь срок реализации программы /2011-2020 гг/.
Экономия природного газа запланирована в объеме 330 млрд куб м за весь срок реализации программы, экономия электроэнергии - 630 млрд кВт*ч, экономия тепловой энергии - 1550 млн Гкал , экономия нефтепродуктов - 17 млн т.
Организация финансирования Госпрограммы энергосбережения
Общий объем финансирования программы 9 триллионов 532 миллиарда рублей. Из этой суммы запланированы средства:
- федерального бюджета в размере 70 млрд руб;
- бюджетов субъектов РФ - 625 млрд руб;
- прогнозированы средства внебюджетных источников в размере 8 трлн 837 млрд руб.
Таким образом, объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составляют 0,7 процента общих расходов на реализацию Программы.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования мероприятий Программы, относятся:
- плата по договорам на поставку мощности, инвестиционные составляющиетарифов регулируемых организаций;
- взносы участников реализации подпрограмм Программы, включаяорганизации различных форм собственности;
- средства частных инвесторов, привлекаемые в рамкахгосударственно-частного партнерства, в том числе на условиях оплаты из полученной экономии энергетических ресурсов в стоимостном выражении;
- доходы от продажи единиц сокращения выбросов в рамках проектовсовместного осуществления, целевые отчисления от прибыли организаций,заинтересованных в осуществлении Программы;
- кредиты, займы кредитных организаций, средства фондов и общественныхорганизаций, иностранных инвесторов, заинтересованных в реализации подпрограмм или отдельных мероприятий Программы;
- иные внебюджетные источники.
Экономическая эффективность исполнения Госпрограммы энергосбережения
Программой прогнозируется получение экономического эффекта за счет повышения эффективности использования энергоресурсов:
- суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение энергоресурсов для государственных и муниципальных учреждений - 530 млрд руб;
- суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на предоставление субсидий на приобретение энергоресурсов для населения - 260 млрд руб.
- суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов – 9,255 трлн руб;
- Экономический потенциал увеличения доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа за счет их экономии при реализации мероприятий программы оценивается в размере 2,7 трлн руб за весь срок ее реализации.
- Поступления дополнительных сборов от уплаты организациями налога на прибыль за счет снижения энергозатрат организаций могут составить 163 млрд руб, а к 2021 г - 346 млрд руб.
Если суммировать всю предполагаемую экономию, общая выгода от реализации программы должна составить 13 триллионов 91миллиард рублей.
Прямой вычет затрат из приведенной суммы по всей видимости некорректен. Значительно влияние инфляции, изменений цен и тарифов, доходов населения и т.д. В тексте программы приведен прогноз показателей коммерческой эффективности чистый в виде дисконтированного дохода от реализации мероприятий Программы в 2011 - 2030 годах составит 724 млрд. рублей, внутренняя норма доходности - 20 процентов.
Организация исполнения Госпрограммы энергосбережения
Реализация Программы будет осуществляться поэтапно:
- на I этапе (2011 - 2015 годы) предполагается осуществить переход на энергоэффективный путь развития экономики Российской Федерации;
- на II этапе (2016 - 2020 годы) предполагается обеспечить развитие экономики Российской Федерации по энергоэффективному пути.
Параметры реализации Программы для II этапа должны быть уточнены до 1 января 2015 г. на основе результатов текущего осуществления мероприятий Программы.
С учетом специфики отдельных секторов российской экономики определены следующие подпрограммы, объединяющие группы однотипных мероприятий Программы в виде подпрограмм энергосбережения и повышения энергоэфффективности:
- в электроэнергетике;
- в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры;
- в промышленности;
- в сельском хозяйстве;
- на транспорте;
- в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг;
- в жилищном фонде.
Кроме того, предусмотрены общесистемные подпрограммы:
- "Стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации";
- "Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности".
В программе предусмотрено описание общих организационных принципов и ответственности за исполнение разделов программы, а так же основные меры государственной поддержки и стимулирования процессов повышения энергоэффективности.
Мониторинг исполнения Госпрограммы
В Программе предусмотрена система целевых индикаторов и показателей, отражающих целевую результативность ее мероприятий в отношении экономики Российской Федерации в целом, а также отдельных ее отраслей. Интегральные (обобщенные) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности определяют задания по суммарной экономии основных энергетических ресурсов в натуральном выражении.
Основная часть целевых показателей для отдельных подпрограмм Программы определяется в форме удельных расходов энергии на единицу производимых видов продукции, работ и услуг или удельных потерь энергии.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности разрабатывают целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности в составе соответствующих региональных и муниципальных программ.
В соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности " в Программе также устанавливаются целевые задания по повышению доли отпуска энергетических ресурсов по приборам учета и доли оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, доли объектов, на которых проведены энергетические обследования, и доли государственных (муниципальных) учреждений, заключивших энергосервисные договоры (контракты).
В Программе также определены характеристики энергетической эффективности энергопотребляющего оборудования, установок и транспортных средств и задания по повышению доли зданий, в которых проводится комплексный капитальный ремонт в рамках реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Для оценки уровня эффективности использования энергии и формирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также мониторинга достижения целевых индикаторов и показателей Программы используется информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе данные по результатам энергетических обследований и данные форм государственного статистического наблюдения.
Автор: Коваль Сергей Петрович