Реклама

срочная печать пленки

Главная / Аналитика / Объекты энергосбережения / Система водоснабжения и канализации

О состоянии водоснабжения в бывших Советских республиках

Еще по теме: Организация учета энергоресурсов

Рыночные преобразования в бывших советских республиках в первую очередь коснулись сферы торговли и только в последнее время начались в сфере предоставления коммунальных услуг. Такое промедление с реформами привело к технической деградации систем водоснабжения, в частности. В отчете Института экономики города по системам водоснабжения ряда стран постсоветского пространства приводятся данные о состоянии систем водоснабжения в общем, и организации учета энергоресурсов в частности. Полностью с отчетом Института экономики города можно ознакомиться в приложении к данной заметке

О состоянии водоснабжения в бывших Советских республиках


Институт экономики города подготовил обзор участия частного сектора в водоснабжении и водоотведении на территории стран бывшего Советского Союза. Логика рыночных преобразований подразумевает постепенных исход государства из непосредственного хозяйственного управления системами коммунального водоснабжения и переход к регулированию условий хозяйственной деятельности с учетом социальной значимости услуг водоснабжения. Рыночные преобразования в бывших советских республиках в первую очередь коснулись сферы торговли и только в последнее время начались в сфере предоставления коммунальных услуг. Такое промедление с реформами привело к технической деградации систем водоснабжения, в частности. В отчете института экономики города по системам водоснабжения ряда стран постсоветского пространства приводятся данные о состоянии систем водоснабжения в общем, и организации учета энергоресурсов в частности.

Армения

60% сетей водоснабжения и коллекторов были построены более 35 лет назад. Вода подавалась населению около 4-6 часов в день, в некоторых районах даже такой уровень услуг не обеспечивался ежедневно.

После установления приборов учета потребление воды в расчете на 1 человека составляет 80–100 литров в сутки, этот показатель еще ниже в сельских районах. При этом нормативное потребление установлено на уровне 250 литров в сутки. В Армении около 80% всех абонентов имеют индивидуальные приборы учета. В частности, индивидуальные (квартирные) приборы учета преобладают в многоквартирных домах при отсутствии домовых приборов учета.

За прошедшие годы тарифы периодически пересматривались. Основное увеличение тарифов связано с процессом установки приборов учета. Принимая во внимание, что параллельно с увеличением тарифов происходил процесс сокращения учтенного водопотребления населением, расходы на водоснабжение у населения не сильно увеличились, несмотря на рост тарифов.

В случаях, когда резкое увеличение тарифов возможно в связи с привлечением частного оператора, тарифы поднимаются постепенно, еще до начала реализации проекта государственно-частного партнерства, для предотвращения негативного отношения к частным операторам и государственно-частному партнерству в целом. Например, до начала реализации проекта государственно-частного партнерства в Ереване тарифы выросли на 39%, а в случае с Армводоканалом – на 29%.

В Армении предпринимаются серьезные шаги в сторону улучшения учета потребления воды. Стратегия учета водопотребления была разработана и реализована для сокращения потребления, потерь и производственных затрат, а также для повышения собираемости платежей. Большие проблемы остаются с учетом водопотребления в многоквартирных домах, поскольку акцент учета водопотребления делался на квартирное (индивидуальное) потребление, при этом общедомовые потери становятся убытками предприятий ВКХ.

Проблемы также возникают из-за низкого качества приборов учета и неудовлетворительного состояния базы потребителей, используемых компаниями:

  • Во многих многоквартирных домах истек срок между проверками состояния приборов учета (эффективность приборов учета без необходимых проверок со временем значительно сокращается);
  • Отдельные приборы учета либо не работают, либо работают с большой отрицательной погрешностью;
  • В ходе проверок выявляется, что с приборами учета проводились несанкционированные манипуляции;
  • Зачастую потребители искажают информацию о показаниях приборов.

В конце 2003 года был объявлен международный тендер на право заключения договора на управление Армводоканалом. Победителем тендера стала компания SAUR, а договор на управление системами водоснабжения был подписан на 4 года с возможностью 2-летнего продления.

Основные обязанности оператора по договору включают:

  • Улучшение стандарта и эффективности услуг водоснабжения и водоотведения;
  • Повышение готовности населения платить за услуги водоснабжения и водоотведения;
  • Улучшение финансового состояния компании и достижение более стабильного финансового положения;
  • Обучение и развитие штата компании;
  • Подготовка и проведение инвестиционных проектов в течение срока контракта и оценка долгосрочных инвестиционных потребностей.

Срок договора на управление был продлен на 2 года до 2010 года, в настоящее время также идет подготовка последующего договора, который будет договором аренды.

В результате деятельности компании SAUR были достигнуты следующие положительные результаты:

  • Продолжительность предоставления услуг водоснабжения увеличилась в 2–3 раза и достигла 12,1 часов в сутки;
  • Потребление энергии сократилось на 10%;
  • Собираемость платежей возросла на 28 процентных пункта;
  • Число потребителей, оборудованных приборами учета, увеличилось и составило 65%;
  • Зарплаты сотрудников выросли в 4-5 раз (однако по-прежнему не являются привлекательными).

Россия

Серьезное влияние на тарифную политику оказывают нормативы потребления услуг. Они служат базой при планировании доходов предприятий водоснабжения и водоотведения, определении суммарных платежей населения, объемов предоставляемых услуг, оплаты льгот и субсидий, а также решении проблем ресурсосбережения. Практически во всех регионах России утверждены завышенные нормативы потребления воды, включающие в себя нерациональные расходы, часть потерь и утечек. Однако действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает обязанности ни для потребителей, ни для предприятий ВКХ по установке приборов учета воды.

Молдова

Молдова была одной из первых республик бывшего Советского Союза, которая перешла на расчет за водопотребление по приборам учета. Массовая установка приборов учета дала неоднозначные результаты, особенно в части установки индивидуальных приборов учета в многоквартирных домах, и такого порядка расчетов, при котором общедомовые потери и неучтенный расход воды превращались в убытки предприятий ВКХ.

В результате, повсеместная установка приборов учета привела к существенному сокращению тарифной выручки, из-за расхождения используемых ранее нормативов потребления воды в жилищном секторе и потребления воды по показаниям приборов учета. В условиях значительного перекрестного субсидирования населения за счет коммерческих и промышленных потребителей, последние стали массово бурить собственные скважины и отказываться от услуг водоканалов, что еще более сократило тарифную выручку.

Таджикистан

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения разрабатываются регулируемыми организациями, согласовываются с Министерством финансов Таджикистана и предоставляются на утверждение Управлению по антимонопольной политике и развитию конкуренции Министерства экономического развития и торговли Таджикистана.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения держатся на уровне 0,5-1% и 0,2-0,4% среднедушевых доходов, соответственно. Эти услуги оплачиваются населением исходя из установленных нормативов, так как приборов учета у потребителей практически нет.

Азербайджан

В республике с 2006 года реализуется Государственная программа по установке водомеров. Утвержденная программа предполагала завершение установки этих приборов в Баку в 2007 году и в целом по всей стране к концу 2008 года, но по состоянию на 1 июля 2009 года водомерами было обеспечено 35,5% абонентов, в том числе 52,9% по абонентам города Баку. В многоквартирных домах водомеры устанавливаются за счет средств государственного бюджета.

Полностью с отчетом Института экономики города можно ознакомиться в приложении к данной заметке.


SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →