Главная / Аналитика / Организация энергосбережения / Организация учета энергоресурсов

Хронология и результаты массового внедрения общедомовых приборов учета в г. Томске Часть 1

Еще по теме: Энергосбережение в России

Томск, наверное, первый город страны, где практически во всех многоквартирных домах за счет бюджета были установлены коллективные приборы учета - всего около двух тысяч. За тепло "по факту" хотят платить многие. Именно этим мотивировали установку приборов учета. Томск является интеллектуальным центром Сибири. В Томске правит знающий и порядочный губернатор, действует лучший в России "Региональный центр управления энергосбережением", в Томской области одна из лучших в стране нормативно-правовая база энергосбережения. Тем не менее, попытка массового внедрения общедомовых приборов учета столкнулась с рядом серьезных проблем. Настолько серьезных, что результаты массового внедрения приборов учета в жилых домах стали называть «томской неудачей». Наверное это несправедливо, скорее это урок. Неудачей будет, если из этого урока не будут сделаны выводы при организации учета энергоресурсов в жилищном фонде в масштабах всей страны.
В статье отражены события 2003-2008 годов.

Хронология и результаты массового внедрения общедомовых приборов учета в г. Томске Часть 1

Глава 1.

История организации коммерческого учета в многоквартирных жилых домах г. Томска

Обзор томских СМИ за 2003-2008 годы.

Колесников Александр Николаевич, к.т.н., руководитель службы PR ЗАО "ПромСервис", г. Димитровград

27 февраля 2003 года.

Областная Дума приняла, хоть и не планировала, программу "Народный счетчик". Пользуясь своим правом, на ее рассмотрении настоял губернатор. Его замы вместе с энергетиками всеми силами доказывали необходимость установки в томских многоэтажках 2700 приборов учета тепла и выделения на это 197 млн. бюджетных рублей. Депутаты долго колебались. Их уверяли, что благодаря счетчикам, томичи будут гораздо меньше платить за тепло, а энергетики заменят все старые трубы. В результате программу приняли, а необходимые 200 млн. из бюджета выделили. Как тогда заметили сами думцы, ни одна областная программа еще не принималась так быстро и не обходилась так дорого.

1 марта 2004 года.

В этом году стартовала программа "Народный счетчик".

Комментарий директора НП "Региональный центр управления энергосбережением" М. И.Яворского:

Эта программа - дело архиважное. Но первым делом действительно необходимо определить правовой механизм. На наш взгляд, до того, как населению начнут предъявлять счета по показанию этих приборов учета, в свет должно выйти постановление мэра. Этот документ должен четко определить порядок расчета. Ведь счетчик учитывает потребление как тепла, так и горячей воды. Но горячая вода у нас рассчитывается на одного человека, а отопление - на площадь квартиры. Разделить надо? Надо сказать как. А потом с каждым человеком заключить соответствующий договор. Мы подготовили проект такого постановления и отдали его в мэрию, но: Если приборы будут смонтированы прежде, чем будет подготовлена юридическая основа - томичи вновь будут абсолютно бесправными. Параллельно с постановлением мэра должны быть разработаны новые платежки, в которых все должно быть предельно ясно. К примеру, должна быть указана нормальная температура в вашей квартире, а за каждое отступление от нормы - обслуживающая организация должна указать, какую скидку она предоставит потребителю. Когда программа начнет работать, на первых порах население станет платить несколько меньше. Как известно, сами по себе приборы учета не дают экономии тепла. Но это позволит жильцам возможность видеть соответствие потребления и платежа, а также даст информацию энергосервисным компаниям по мерам сокращения теплопотребления. А это уже приведет к сокращению энергопотребления и платежей. Система заработает. Если "Народный счетчик" будет работать именно в таком направлении, то я гарантирую экономию средств 30-40% и более.

23 сентября 2004 г.

Работа по установке теплосчетчиков в домах Томска завершена в максимально короткие сроки. "Томскэнерго" справилось с задачей менее, чем за полгода. Программа "Народный счетчик" была принята депутатами областной думы в конце февраля. На эти цели из областного бюджета было выделено 157 млн. рублей. Всего планировалось установить 2047 счетчиков. Из них на долю "Томскэнерго" приходилось 1931, еще 116 должно установить муниципальное предприятие "Томсктеплосеть". "Обкатка" счетчиков должна быть завершена до 20 ноября. Параллельно создается сервисная служба, которая будет снимать контрольные показатели и передавать их жилищным органам и "Энергосбыту", формирующим счета на оплату.

Пока же нерешенным остается ключевой вопрос - порядок компенсации и методика расчета потерь тепла для разных групп потребителей. Отсутствие прогресса в решении данной проблемы, по мнению бывшего директора "Томскэнерго" Николая Вяткина, делает программу "Народный счетчик" экономически нецелесообразной для областной энергосистемы.

1 января 2005 г.

Из послания губернатора Кресса. Программа "Народный счетчик" выявила много слабых мест в теплоснабжении города. Из почти 2000 счетчиков меньше половины дают экономию платежа.

1 марта 2005 г.

Комментарий директора НП "Региональный центр управления энергосбережением" М.И.Яворского: С начала отопительного сезона 2004-2005г.г. должна была действовать программа "Народный счетчик": Если бы она заработала, то, по нашим прогнозам, сокращение платежа должно было упасть на 30 процентов при условии, что тариф остался прежний. Учитывая, что тариф поднялся на 17 процентов, сокращение платежа ожидалось на 13 процентов. Поскольку жилищные органы не проявляют интереса к "Народному счетчику", снижения не произошло. Деньги на программу нашли, технология современная, а в результате бездеятельности исполнителей система не работает. Показания приборов в половине случаев превышают установленный норматив потребления.

31 января 2006 г.

Тема заседания СМИ-клуба Томского Союза журналистов, организованного при участии департамента по информационной политике и работе с общественностью обладминистрации, "Программа "Народный счетчик" и оплата жилищно-коммунальных услуг в 2006 году". Что предпримет областная власть для того, чтобы платежи за коммуналку были по карману томичам? Кто заплатит за перетоп домов в нынешнем отопительном сезоне? Кому выгодна дискредитация губернаторской программы "Народный счетчик"? На СМИ-клубе выступят первый заместитель губернатора Томской области Вячеслав Наговицын, председатель комитета по экономике и развитию ЖКХ администрации Томской области Ольга Цветкова, директор ОАО "Томские коммунальные системы" Владимир Резников, председатель Региональной энергетической комиссии Анатолий Лукьянец.

30 марта 2007 г.

Администрация Томска ищет пути решения проблемы: за счет каких средств содержать и обслуживать приборы учета тепла, установленные по программе "Народный счетчик"? Как сообщает комитет по информационной политике Администрации г. Томска, заместитель мэра по ЖКХ Сергей Панасюк подчеркнул, выступая сегодня на совещании, проблема сейчас состоит в том, что не определен источник финансирования содержания и обслуживания приборов учета тепла, которые по факту переданы в собственность муниципалитету, а до недавнего времени находились в аренде у ТКС. Надо найти наиболее оптимальный вариант решения данного вопроса с учетом его социальной значимости: чтобы у счетчиков был хозяин, и были средства на их содержание.

Со вступлением в силу нового Жилищного кодекса действовавший ранее муниципальный тариф на содержание счетчиков 48 копеек с одного кв. метра жилой площади может быть принят решением общего собрания собственников жилья. Но есть много малоэтажных, деревянных домов, где обслуживание счетчика потребует в десятки раз больше средств. Жильцам таких домов счетчики попросту не нужны, им выгоднее платить по нормативу. Значит, все равно без бюджетной поддержки эту проблему не решить. На совещании прозвучало несколько предложений в отношении счетчиков, в том числе безвозмездно отдать их в состав общедомового имущества или передать энергоснабжающей организации.

Как один из наиболее приемлемых вариантов - оказывать населению услугу по учету тепла специализированной организацией со 100-процентным муниципальным капиталом. В поле деятельности такой организации попадает более 4 млн. кв. метров площади, на которой базируются узлы учета тепловой энергии. В данном случае будет обеспечена большая заинтересованность в эффективной организации обслуживания счетчиков и объективность расчетов.

29 января 2008 г.

С. Купреков, директор "Центра сервисного обслуживания": "Эффективно работать можно, только если объединить все узлы учета, отдать их в одну обслуживающую организацию. Эффективность появляется за счет того, что все показания стекаются в единый центр и можно анализировать их - и по отдельности и между собой". Директор сервисного центра говорит: кому не нравится решение мэрии, могут демонтировать "народный счетчик", вернуть его мэрии и поставить свой. Желающие, кстати, уже есть. Хотя и сейчас в Томске не работает около полутысячи народных счетчиков, ими почти год никто не занимался. Счетчики не прошли поверку и по ним нельзя рассчитывать потребление тепла. Только в "Жилсервисе" таких приборов учета - 50. С.Панасюк: "Кто им мешал? Мы не трогали эту тему два года. Была тишина. Сегодня мы передали профессиональной компании". Директор "Жилсервиса" Автомонов говорит, что это мэрия ему документы на счетчики не отдает, чтобы поверку провести.

С.Панасюк: "Пусть новый купит себе прибор учета и поставит на дом". Весь Октябрьский район и часть Ленинского уже заключили договоры с Центром. М.Яворский: "Прежде, чем принимать решение и ставить под ним свою подпись, пройдите экспертизу этого решения. Есть антимонопольный комитет, защита прав потребителей, экспертный центр независимый". Людям, по мнению Яворского, сейчас надо подождать. Их интересы теперь должны отстаивать антимонопольное управление и органы по защите прав потребителей. Хотя в мэрии уверяют, что уже защитили всех, кто пользуются народным счетчиком.

21 февраля 2008 г.

На этой неделе незамеченной осталась одна дата - 21 февраля исполнилось ровно 5 лет с тех пор, как областная Дума приняла программу "Народный счетчик". Программа была дорогостоящая, весьма амбициозная. И ее авторы, во главе с В.Крессом, говорили Томску тогда, что этот документ поможет не только снизить платежи за тепло, но станет точкой отсчета всей томской коммунальной реформы.

Всю неделю областная и городская власть объяснялись с энергетиками по поводу "желтых" платежек. В них льготникам насчитали долги за тепло за прошлый год. Причиной появления таких платежек, как выяснилось, стали сложные отношения между бюджетом и "Энергокомфортом". В итоге энергетики недополучили денег от власти и выставили их к оплате населению. В мэрии томичам посоветовали по долгам не платить. ...

Пенсионерка Нина Николаевна живет в доме на пр. Фрунзе. Она, как и все пенсионеры-льготники, получила желтую квитанцию, по которой осталась должна энергетикам. Нина Николаевна: "Когда пришли эти бумажки, мы увидели, что здесь расчет сделан не по нашим счетчикам, а по тарифу. Получается, что я в морозном 2006 году я заплатила 2416 руб., а в 2007 году я заплатила 3708 руб.". Примечательно, что именно в этом доме 5 лет назад был установлен первый в городе народный счетчик.

В.Кресс (архив,2003 год): "Снизить плату за людей - это задача-максимум. А задача-минимум - не увеличивать. Потому что иначе лучше было бы эти 200 млн. раздать людям".

В.Наговицын, назначенный ответственным за реализацию программы, показывал план на несколько лет вперед. Именно счетчик, по мысли Наговицына, внесет ясность в коммунальное болото. Пожилая женщина: "Норматив - 12 руб., а счетчик показал - 23". В первый месяц после установки счетчика выяснилось, что в городе много домов, в которых по приборам придется платить кратно больше, чем по нормативу - стены дырявые, потерь много. ГорДума принимает решение - те, у кого нормативное потребление, будут платить по нормативу, недостающие средства возместит бюджет. С.Лазарев, бывший первый зам. Мэра (архив): "Областная администрация готова предусмотреть в межбюджетных отношениях финансовые средства для выплаты вот такой вот дотации". Таким образом, 500 приборов разом выпадают из программы, они по-прежнему считают, но их показания не интересуют никого. ... С.Панасюк: "Что сегодня произошло - если дом потребляет больше, компания занимается регулировкой дома? Нет, она просто вырубает прибор учета, и он не работает". Счетчики ломаются по всему городу. Параллельно с этим облДума обнародует результаты собственного расследования. Оказывается, почти все приборы были установлены с нарушениями. И большая их часть не может использоваться для коммерческого учета тепла. С.Никитенко, председатель контрольной палаты областной думы (архив): "Установлено 1899 счетчиков. Полный комплект документации, который позволяет сделать вывод о том, что можно использовать в качестве приборов коммерческого учета 116".

М.Яворский, директор НП "Региональный центр управления энергосбережением": "Мы провели экспертную оценку представленных населением платежных документов (желтых квитанций) и считаем необходимым публично высказать свое отношение. По нашему мнению, причины завышенной платы за январь 2008 г. следующие: ошибки в начислении платежей при перерасчете стоимости тепловой энергии за 2007 г. для части населения, имеющей льготы; расчет платы за январь 2008 г. выполнен по методике, находящейся вне правового поля законодательства РФ; в расчетах не использованы показания приборов учета тепловой энергии; нормативы, утвержденные решением администрации Томска в декабре 2006 г., использованные при расчете платежей за январь 2008 г., не соответствуют требованиям нормативных документов РФ. Потребителям тепловой энергии обязательно оплатить за январь 2008 года ту сумму, которую они сочтут возможным и необходимым, до полного выяснения обстоятельств. А администрации Томска совместно с Томским филиалом "ТГК-11" привести документы в соответствие с действующим законодательством РФ, проанализировать и устранить имеющиеся отклонения в расчетах и учесть указанные корректировки в платежных документах за февраль 2008 года. ... Считаем необходимым, чтобы федеральные контролирующие органы: прокуратура Томской области, Томское управление федеральной антимонопольной службы, Томское управление Роспотребнадзора провели тщательную проверку платежных документов на соответствие действующему законодательству РФ, а результаты проверки опубликовали в СМИ с указанием виновных".

22 февраля 2008 г.

Тариф, по решению РЭК Томской области, вырос на 17,1% - с 579,56 руб/Гкал до 678,78 руб/Гкал. А плата за тепло для населения увеличилась у кого на 30%, у кого на 50%, а у кого и на 70%. Цифры расхождения с официальным ростом тарифа во всех домах разные. В доме на ул. Ф.Мюнниха, 3 тепло стало на 68 % дороже, чем в прошлом году. В доме по ул.Сибирской, 108 тепло подорожало на 52%. ... Главная проблема кроется не в росте тарифа, а в том, кто и как определяет объем тепла, который потребляет каждый дом в отдельности. Даже при самом низком тарифе дому можно насчитать такое количество потребленных гигакалорий, что глаза на лоб вылезут. ...

В желтой платежке с перерасчетом не указано, откуда взялись данные по объему потребления тепла домами. ...

В.Катанухин, житель дома по ул. Крылова, 6-а: "Показания "народного счетчика" от нас прячут специально. Им ведь нужно с кого-то взять деньги за то тепло, которое отапливает улицу через дырявые трубы, парящие колодцы и "голые" тепломагистрали, идущие по открытому воздуху. Они навесили этот свой "небаланс" на жителей". ... Н.Колесова, начальник Энергосбыта томского филиала "ТГК-11": "В 2007 году плату за тепло по 1/12 брали по показаниям приборов учета за 2006 год. Тогда работали практически 90% теплосчетчиков. А в 2007 году их работало примерно около 300-350 (по программе "Народный счетчик" в Томске было установлено 1899 теплосчетчиков). При отсутствии данных теплосчетчика мы считаем по нормативу". Подозрения томичей о том, что теперь их рассчитывают за тепло не по счетчикам, полностью подтвердились: их рассчитывают по нормативу. А норматив почти всегда значительно выше реального потребления тепла. ... Кому томичи должны сказать спасибо за грабеж? Видимо, руководителям города. Н.Николайчук и С.Панасюк неоднократно заявляли, что приборы учета, установленные по губернаторской программе "Народный счетчик", являются собственностью муниципалитета. На этом основании мэрия и отказывается передавать счетчики жителям или УК. Ответственность за то, что показания подавляющей части теплосчетчиков не принимаются для коммерческого учета тепла, полностью лежит на чиновниках мэрии. Конечно, г-н Николайчук может сказать, что такая ситуация сложилась еще до того, как его назначили первым заместителем мэра. Но тогда почему он не бьет тревогу по поводу того, что у народа украли "Народный счетчик"? Напротив, первый заммэра клятвенно заверяет, что с теплосчетчиками проблем нет. ...

Завышенные нормативы потребления тепла были приняты горДумой третьего созыва, которую тогда возглавлял Н.Николайчук, с подачи компании "Томские коммунальные системы". А затем господин Николайчук вновь утвердил эти нормативы уже в качестве первого заместителя мэра. .

27 февраля 2008 г.

Н. Николайчук: "Я программу "Народный счетчик" взял под свой контроль".Там, где приборы учета не работали, переплаченные суммы необходимо вернуть. Было установлено 1800 счетчиков, на сегодня работает половина. И УК, и жилищники, когда перешли на 1/12, эти приборы забросили. Программа, которая помогала людям экономить, сегодня на грани остановки. Мы нашли организацию, которая будет эксплуатировать эти приборы учета. Мы должны сделать все, чтобы в ближайший месяц перейти на оплату по факту, уйти от 1/12. ... Во многих домах, где приборы учета стоят, и люди платят по факту, нет никаких проблем. Люди понимают, за что они оплачивают. ... За обслуживание этого прибора нужно будет заплатить, но если этот прибор реально помогает экономить тепло".

3 марта 20008 г.

На аппаратном совещании Виктор Кресс поручил контрольному комитету обладминистрации детально разобраться с программой "Народный счетчик". "Реализацию программы подкосили две вещи. Это переход на оплату тепла по 1/12 и, главное, незаинтересованность в успехе программы энергетиков и коммунальщиков. Проведите тщательную проверку всех счетчиков - какие работают, какие разграблены. Еженедельно я хочу получать информацию по этому вопросу. Сегодня есть вариант, при котором мы можем вернуть оплату "по факту", а значит, программа "Народный счетчик" должна работать", - заявил губернатор.

12 марта 2008 г.

Н.Николайчук дал главам районов срок до 1 апреля.. Сегодня в томских домах 1899 приборов учета тепла, но учитывать можно показания только четверти "Народных счетчиков", остальные не поверены. Счетчики должны проверить специалисты. И поверкой народных счетчиков вправе заниматься Центр сервисного обслуживания. Ранее - это подразделение "ТКС", потом МУП "ТЭК" и "Томскэнерго". Их задача сегодня - срочно осмотреть все приборы учета. С.Купреков, директор ООО "ЦСО": "У нас такая задача возникает из года в год. При переходе к новой структуре возникает какой-то провал, когда обслуживание приборов не ведется. В течение полугода приборам не оказывалось должное внимание". В результате этих организационных перетасовок больше всех пострадал Кировский и Октябрьский районы. В Октябрьском не поверенными остались около 40% счетчиков. Д.Мальцев: "На сегодняшний день все нормализовалось, есть ответственные люди, есть поручение Николая Алексеевича. 4 недели нам дано". Все компании, обслуживающие дома, должны заключить договоры на поверку и обслуживание народных счетчиков.

13 марта 2008 г.

Городские власти обещают, что к концу марта все раскуроченные и разграбленные теплосчетчики будут восстановлены. Губернаторская программа "Народный счетчик", в которую вбуханы сотни миллионов рублей, была задумана для того, чтобы жители четко знали, сколько они реально потребляют тепловой энергии и горячей воды, за что платят. ... Областные чиновники от ЖКХ настаивают, что приборы учета должны находиться в составе общего имущества многоквартирного жилого дома. Наиболее эффективным прибор учета тепловой энергии становится в том случае, если существует лицо, заинтересованное в его правильной работе, - ТСЖ или УК. ... Жилищники говорят о том, что они готовы взять на себя обслуживание многострадальных счетчиков, если они станут их собственностью. Но для этого УК должны приобретать тепло по прибору учета от энергоснабжающей организации. Это заставит жилищников заниматься энергосбережением: утеплением окон, дверей, чердаков. Если же счетчиками распоряжаются поставщики услуг - энергетики или коммунальщики, это уже весы с односторонним циферблатом: непонятно, сколько там накрутили, что он показывает и как производятся начисления. ... Что ситуацию необходимо кардинально менять, поняли и в мэрии. В начале марта и.о. мэра города поручил главам районов совместно с департаментом ЖКХ до конца месяца привести в рабочее состояние все 1899 приборов учета тепла, установленных по программе "Народный счетчик" в Томске. Правда, уже сейчас настораживает такой момент: все теплосчетчики переданы мэрией в аренду Центру сервисного обслуживания, который взял на себя обязательство в течение трех месяцев на всех домах привести приборы в порядок. Жилищные УК остаются в стороне от этого процесса, а потому по-прежнему не будут испытывать особой заинтересованности в обслуживании приборов, утеплении домов.

Из материалов 27-й конференции "Коммерческий учет энергоносителей", г Санкт-Петербург, май 2008 г.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →