Уважаемый Михаил Иосифович! Статья об опыте установки общедомовых приборов учета в г. Томске в 2003-2008 годах, вызвала большой интерес у посетителей сайта «Портал-Энерго.ru». Вы прекрасно информированный специалист и неплохо представляете состояние дел с энергоэффективностью за пределами Томской области. Не могли бы Вы ответить на некоторые вопросы посетителей нашего информационного ресурса? Прежде всего о том периоде, который не описан в предыдущих статьях: о периоде 2008-2010 годы. Судя по информации, в этот период были исправлены предыдущие ошибки и ситуация в целом стала более приемлемой для жителей Томска.
Губернатор Томской области в 2008 году приказал до 1 апреля 2008 г. устранить все ошибки, допущенные при реализации проекта «народный счетчик». Этот приказ был исполнен? В течение какого периода удалось «наладить» ситуацию?
Да, все ошибки, допущенные при реализации проекта «народный счетчик» были устранены. Сложившуюся ситуацию удалось «наладить» в течение 2008 года. Были разработаны формы платежных документов, на основании которых потребителям была дана возможность самостоятельно выбирать форму оплаты: либо платить по 1/12, либо по факту. Для этого были переработаны платежные документы. В подстрочнике платежки за тепловую энергию указаны все данные, необходимые для расчета и по факту, и по 1/12. Начисление по факту стало совершенно прозрачным, а потому вызывает доверие населения.
Скажите, какой набор приборов учета для многоквартирных жилых домов имелся в виду под понятием «народный счетчик»?
При реализации программы «Народный счетчик» были применены следующие приборы: «Взлет-ТСР», СТ «Сибирь» и ТСК-7. Но на основании нашего исследования можно сделать вывод о том, что только один из представленных – фирмы «Взлет» «Взлет-ТСР» имел полную комплектацию документации и в соответствии с этим мог применяться в качестве средства измерения, пригодного для коммерческого учета. Это данные на 2003 – 2004 год, и просим это не считать рекламой.
То есть речь шла о теплосчетчиках?
Да.
В чьей собственности в конце-концов оказался установленный за счет бюджета «народный счетчик»?
На данный момент приборы учета тепловой энергии находятся в собственности муниципалитета, а их обслуживанием занимается специализированная организация. Мы не считаем, что это есть хорошо. По нашему мнению, лучше всего было бы передать их в обслуживание управляющим компаниям, так как это общее имущество дома. Кроме того именно в связи с этим (и это главное), проведение мероприятий по энергосбережению исключено из деятельности управляющей компании, и это не есть хорошо.
Сколько жителю Томска стоит обслуживание коллективных приборов учета?
Обслуживание коллективных приборов учета зависит от тарифа на содержание счетчиков, который на сегодняшний день составляет 48 копеек с одного квадратного метра жилой площади.
Через пять – шесть лет истечет предусмотренный техдокументацией срок эксплуатации установленных теплосчетчиков. В Томске предусмотрено накопление средств на замену вышедших из эксплуатации теплосчетчиков?
Томск – один из первых городов, который приступил к массовой установке приборов учета тепловой энергии на объектах жилых домов. Уже в 2003 году в соответствии с региональной программой 90 процентов жилого фонда было оснащено приборами учета тепловой энергии. Это 1899 приборов. Около 70 процентов приборов учета успешно проработали весь семилетний период, сохранены и поныне действуют. При этом в определенной степени была реализована и задача энергосбережения.
Что касается остальных 30 процентов приборов учета, то в течение первых двух лет с момента установки по разным причинам они были выведены из эксплуатации. Что характерно, основная масса этих узлов учета была установлена на жилых домах, расчетное максимальное потребление тепловой энергии которых не превышает 0,2 Гкал, а фактическое потребление по показаниям приборов учета превышало нормативные значения в среднем на 30 – 35 процентов. Эти жилые дома отнюдь не маленькие: 2-, 3-, 4-этажные жилые дома и даже 2-подъездный пятиэтажный дом попадает в эту категорию объектов с максимальной нагрузкой менее 0,2 Гкал. Данные объекты имеют низкое сопротивление теплопередачи ограждающих конструкций и значительные тепловые потери.
Надо сказать, что таких потребителей (объектов), не имеющих приборов учета, относящихся к категории «население», в централизованной системе теплоснабжения г. Томска 1200 единиц с суммарной подключенной тепловой нагрузкой 56 Гкал/час. При 30-процентном сверхнормативном потреблении тепловой энергии невостребованный ресурс энергосбережения составляет 45000 Гкал в год. Это сверхнормативные потери теплоснабжающей организации – ТГК-11, приносят ежегодный ущерб порядка 40 миллионов рублей. То есть тепло на эту сумму поставляется, но не оплачивается. К сожалению это не устраняется требованиями ФЗ-261 (ст.13, п.1).
Сколько стоит установить общедомовой узел учета тепла и коллективный счетчик воды в Томске?
Согласно программе 2003 года стоимость установки общедомового узла учета тепла была от 60 до 80 тысяч рублей. Сейчас же эта сумма составляет 120 тысяч рублей и выше, все зависит от схемы теплового узла. Что касается подключения к системе сбора и передачи информации учета приборов тепловой энергии, то она входила в стоимость установки приборов. Создание системы было частью программы «Народный счетчик».
Имеются ли случаи искажения показаний приборов учета и несанкционированного вмешательства в их работу? Где больше искажаются показания, на приборах или при передаче информации?
К сожалению, в настоящее время мы не имеем достоверной информации.
В предварительном разговоре Вы упомянули о том, что в настоящее время 80% населения в Томске предпочитает рассчитываться по приборам учета. Это довольно резкое изменение ранее бытовавших настроений. Почему у жителей так резко изменилось мнение? Мотивация к расчетам по показаниям приборов учета была административной или экономической?
Да, действительно рассчитываться по приборам учета населению стало значительно дешевле. Ведь они позволяют оценить фактический уровень потребление тепла. На основании этих показаний управляющие компании (УК, ТСЖ и др.) проводят (по мере необходимости) мероприятия по утеплению фасадов, регулировке системы отопления и т.д. Все это позволяет снизить энергопотребление, а соответственно и деньги в кошельке потребителя. Эффект был бы еще большим, если бы УК занималась биллинговыми услугами и в связи с этим энергосбережением и повышением энергетической эффективности.
Мотивация к расчетам по показаниям приборов учета должна быть экономически выгодной ( то есть,количество денег, оставшееся в кошельке).
За счет чего компенсируется неизбежная разница суммарных платежей жителей по квартирным счетчикам и начислений по показаниям общедомовых приборов учета?
Поквартирных приборов учета тепловой энергии в Томске практически нет. Возможно и есть несколько примеров при горизонтальной разводке. Разница же компенсируется за счет собственников.
Производилась ли комплексная оценка энергетической эффективности домов с «учитываемым» энергопотреблением? В какой мере изменилось энергопотребление этих домов?
Сначала необходимо издать федеральный документ, согласно которому определялась бы энергетическая эффективность домов. И только после этого можно будет производить комплексную оценку энергоэффективности домов, в которых были установлены тепловые счетчики. Выпуск этого документа неоправданно затягивается.
Проводится ли работа по сокращению энергопотребления домов, в которых расчеты жителей за коммунальные услуги ведутся по нормативам потребления?
А как можно ее проводить не имея информации о потреблении? Как рассчитываться по факту или по 1/12 – жители выбирают сами, но при наличие общедомового учета информация к сокращению потребления дома в целом имеется. Кстати нормативы теплопотребления (по нашей информации) практически везде в России (за небольшим исключением) приняты с отклонениями от требований Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №306. Мы просчитывали эти нормативы по г.г. Барнаул и Томск, и они имеют значительное отличие от утвержденных.
Персональный и коллективный учет и начисления по сути своей несут внутренний конфликт, так же как и соответствующие отношения с управляющими жилищными компаниями и поставщиками энергоресурсов. Жители для разрешения споров по-прежнему пишут жалобы или в большей мере решают проблемы используя возможности судебных разбирательств?
В большинстве своем к сожалению пишут жалобы. Хотя имелись прецеденты решения через антимонопольный комитет и судебные органы, но для этого надо иметь железные нервы. Зачастую наш Центр выступает независимым экспертом по просьбе этих организаций.
А энергосервис, энергоаудит, тарифы, в какой мере эти инструменты повышения энергоэффективности могут помочь бесконфликтно наладить учет и снижение платежей жителей за коммунальные услуги?
Это достаточно обширная и сложная тема и я готов вернуться к ее обсуждению в рамках отдельного разговора
Что, по Вашему мнению, может быть главной причиной неудач при массовом переводе расчетов за потребление энергоресурсов с нормативов на расчеты по показаниям приборов учета?
На наш взгляд, основная причина неудач в данной ситуации – это конфликт интересов, который необходимо было попытаться преодолеть на самой ранней стадии создания и реализации программы внедрения учета тепловой энергии. Томский опыт тому подтверждение. Мы шли по минному полю. Сейчас оно разминировано.
Ваш центр энергосбережения может оказывать консультационные услуги по организации учета энергоресурсов в городах и населенных пунктах?
Когда к нам обращаются за консультациями и просьбами о разработках, мы находим возможность оказать помощь и поделиться своим опытом. Наш центр открыт для общения. Успехов Вам!
Автор: Коваль Сергей Петрович