Федеральный закон об энергосбережении и повышении энергоэффективности принят более года назад. Его появление стало реакцией государства на ряд проблем, объективно существующих в российской экономике. Одной из самых существенных проблем являются потери энергии/энергоносителей.
Если говорить об электроэнергии, то ситуация еще осложняется тем, что сегодня в цепочках генерация – сети – сбыт реально можно увидеть только факт, что произвели 100МВт, до потребительской сети дошло 60МВт, а деньги получили за 40. При этом в большинстве даже замкнутых энергосистем нет возможности понять являются ли потери техническими или коммерческими.
Административная реформа ЖКХ, направленная на то, что отвечать за оплату энергопотребления должны коммерческие, а не государственные организации – еще более осложнит проблему. Пока управляющими компаниями ЖКХ были государственные структуры – существовал механизм, позволяющей получить компенсацию за «неплательщиков». С большой долей вероятности, частные управляющие компании будут просто разоряться, в том случае, если не сумеют выстроить процессы контроля над использованием ресурсов и управления дебиторской задолженностью.
Параллельно существует и другая сторона проблемы, которая состоит в негарантированном, и, порою, неконтролируемом качестве энергоресурсов, поставляемых энергоснабжающими компаниями.
Скачки напряжения, отключения света, недостаточный напор или температура воды – каждый из нас сталкивался с такого рода проблемами хотя бы как частное лицо-потребитель энергоресурсов. При этом оплата потребления совершенно не зависит от качества поставляемого ресурса. Т.е. действующая система тарифов никак не стимулирует поставщика обеспечивать должное качество. А предъявить факты, доказывающие низкое качество поставленных ресурсов, в сегменте ЖКХ сегодня по сути невозможно.
Для МТС, как компании работающей в области применения высоких технологий, совершенно очевидно, что корень всех этих проблем – отсутствие достоверной информации о фактически потребленных энергоресурсах и их качестве. А так же отсутствие технической возможности ведения сложных тарифных планов, стимулирующих потребителя к более рациональному режиму потребления энергоресурсов.
Вопрос установки приборов учета сегодня регламентирован Законом Об энергоэффективности. Согласно его положениям до конца 2014г 100% коммунальных хозяйств должны быть оборудованы индивидуальными приборами учета.
Выше мы говорили о некоторых реальных проблемах. Решит ли их установка индивидуальных приборов учета? Говоря объективно – ответ отрицательный.
Для того, чтобы проблемы были действительно решены и рынок услуг ЖКХ стал прозрачным звеном потребления энергоресурсов необходимо устанавливать интеллектуальные приборы учета. А система, которая умеет обрабатывать данные о потреблении, выставлять счета, анализировать платежную дисциплину потребителей и качество услуг, должна уметь работать именно с интеллектуальными приборами учета, причем в автоматическом режиме.
Очевидно, что создание столь сложной системы для каждой Управляющей компании и ТСЖ, работающих на рынке ЖКХ – может оказаться чрезмерно дорогим удовольствием.
Представленный в этой статье вариант решения позволяет УК и ТСЖ получить доступ к современной информационной системе для решения основных задач учета энергоресурсов по приемлемой цене и сконцентрироваться на решении своих непосредственных задач, оставив решение непрофильных технических задач по сопровождению и развитию решения поставщику такого решения.
Основные мировые тренды
При формировании концепции решения, мы опирались на мировую практику и анализировали те инструменты, которые были использованы для решения задач эффективности энергообеспечения и контроля над энергоресурсами.
В настоящий момент в ряде стран Европы весьма многообещающим подходом является использование модели SaaS (Software As A Service) для реализации задач по учету потребления энергоресурсов.
В рамках данного подхода участникам рынка не требуется собственная ИТ - инфраструктура для решения конкретных задач учета энергоресурсов. Вместо этого они арендуют доступ к информационной системе, установленной на серверах SaaS-провайдера и имеют возможность пользоваться ею посредством сети Интернет.
Безусловным преимуществом данного подхода является радикальное сокращение затрат на создание и сопровождение необходимой ИТ-инфраструктуры, а также содержание специалистов для ее обслуживания и приведения в соответствие с изменяющимися требованиями рынка.
Не менее важными достоинствами являются срок внедрения решения (фактически, достаточно заключить соглашение аренды, осуществить первичную загрузку данных и настройку, провести обучение специалистов), удобство работы (любой компьютер с доступом в Интернет), а также гибкость оплаты (оплата не единоразово и сразу много, а регулярными небольшими платежами). При этом вся ответственность, связанная с созданием и сопровождением инфраструктуры, обеспечения качества предоставляемых сервисов возлагается на провайдера SaaS-услуг.
Опишем основные принципы работы SaaS-решения для задач интеллектуального учета энергоресурсов (далее по тексту - SaaS-решение).
Управляющие, сетевые, сбытовые компании и ТСЖ, а также, в перспективе, отдельные физические или юридические лица имеют возможность подключить приборы учета энергоресурсов или имеющиеся системы учета энергоресурсов (АСКЭУР) посредством сети передачи данных (в том числе Интернет) или SMS канала к серверам провайдера SaaS-решения для передачи информации о фактическом потреблении и качестве энергоресурсов в режиме реального времени. В случае отсутствия автоматизированных систем сбора данных решение предоставляет возможность ручного ввода показаний (в т.ч. самими потребителями энергоресурсов).
Каждой обслуживающей организации предоставляется отдельный раздел на WEB-портале SaaS-решения. Посредством стандартного web-браузера уполномоченные представители организаций получают доступ к набору функциональных сервисов портала для решения конкретных задач учета энергоресурсов (рис. 1). Отдельные физические или юридические потребители через WEB-портал SaaS-решения имеют возможность просмотреть свое текущее потребление, погасить задолженности, просмотреть историю и т.п. (рис. 2)
Рисунок 1. Перспективная архитектура SaaS-решения для интеллектуального учета энергоресурсов
Рисунок 2. Основные сервисы, предоставляемые SaaS-решением для интеллектуального учета энергоресурсов
Приведем основные сервисы, предоставляемые SaaS-решением:
Отдельным юридическим/физическим лицам
- Возможность контроля собственного потребления и погашения задолженностей в режиме реального времени в «Личном кабинете абонента».
- Возможности контроля соответствия качества предоставленных ресурсов и выбора наиболее удобных для данного абонента тарифных планов (из числа предоставляемых управляющей компанией).
- Информация об инициативах в области повышения энергоэффективности и др.
Управляющим компаниям
- Возможность ведения хозяйственной деятельности Управляющей компании в современной информационной системе без затрат на ее внедрение (услуга пользования системой будет предоставляться по подписке, с помесячной оплатой).
- Возможность быстрой настройки гибких тарифных планов для своих абонентов, без программирования.
- Инструмент для контроля дебиторской задолженности.
- Документарную базу для ведения переговоров с поставщиками услуг.
Компаниям, поставщикам энергоресурсов
- Возможность анализа вторичных тарифных планов, формируемых по запросам абонентов на уровне Управляющих компаний.
- Единую площадку признания расходов энергоресурсов.
- Возможность построения аналитики по пиковым нагрузкам, авариям энергосистем, жалобам абонентов на статистически значимом объеме данных.
- Возможность снижения собственных капитальных затрат на автоматизацию, поскольку все сервисы системы будут предоставляться по подписке, с ежемесячной оплатой.
Все сервисы системы предоставляются на основе ежемесячной оплаты за тот или иной набор сервисов. Таким образом переход к использованию системы не потребует от участников рынка значительных стартовых инвестиций, и, в то же время, позволит быстро получить отдачу от использования интеллектуальных приборов учета.
В целом, использование информационной системы, организованной по вышеописанным принципам, позволит:
- Существенно сократить расходы на создание и сопровождение собственной ИТ-системы учета энергоресурсов. Для работы с SaaS-решением достаточно стандартного web-браузера, обслуживание и развитие инфраструктуры осуществляется SaaS-провайдером и практически незаметно для пользователей системы.
- Сделать прозрачным финансовый поток ЖКХ по региону/муниципальному образованию, абонентам управляющей компании, исключив возможности нецелевого использования средств, неоправданных тарифов отдельных УК и тому подобных нарушений.
- Повысить стремление жителей к внедрению энергоэффективных бытовых устройств, дав им возможность визуального моделирования последствий их применения.
- Снизить дебиторскую задолженность в ЖКХ на 1-5% за счет своевременных санкций, применяемых к должникам.
- Создать благоприятный общественный фон для внедрения индивидуальных приборов учета (выполнения требований ФЗ 261) за счет предоставления конечным пользователям инструментов управления собственным потреблением и контроля над их использованием при наличии индивидуальных средств измерений.
- Создать благоприятные условия для развития региональных производителей интеллектуальных индивидуальных средств измерения потребляемой энергии.
Если Вас заинтересовал подход, описанный в статье, просьба ответить на небольшую анкету
Материал предоставлен ОАО "Мобильные ТелеСистемы"