В ноябре 2009 года был принят Федеральный закон РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», который установил жесткие требования по срокам к переходу на повсеместный учет энергоресурсов.
Реализации №261-ФЗ способствует работа Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. Она занимается рассмотрением вопросов, касающихся выработки государственной политики в области модернизации и технологического развития экономики; определяет приоритетные направления, формы и методы государственного регулирования в целях модернизации и технологического развития экономики страны.
На заседаниях Комиссии Президент РФ Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивал ключевое значение программ энергосбережения и энергоэффективности для модернизации экономики и соцсферы страны.
В ходе 17-го заседания, состоявшегося в Республике Татарстан в октябре 2010 года, Президент отметил, что темпы работы в этом направлении пока недостаточны. В числе организационных проблем, с которыми в связи с реализацией закона об энергосбережении сталкиваются граждане, частные компании и бюджетный сектор, – отсутствие чётких требований к приборам учёта энергоресурсов, практика распоряжения средствами, сэкономленными при рациональном использовании электроэнергии в бюджетных организациях. В числе проблем бюджетного сектора – медленные темпы энергообследований и отсутствие у бюджетных структур возможностей для привлечения инвесторов.
С целью выработки профессиональных решений по этим и другим вопросам Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России привлекает к своей деятельности внешних экспертов. Их компетенции способствуют принятию профессиональных и оптимальных решений в узком секторе экономики.
-Андрей Алексеевич, расскажите о своем направлении работы и о сложностях, с которыми приходится сталкиваться.
Закон об энергосбережении запустил механизм привлечения инвестиций в ЖКХ. Моя зона ответственности – энергоэффективность. Чрезвычайно многогранное направление, затрагивающее самые разные слои общества! Это и хозяйствующие субъекты, и органы власти всех уровней от федерального до муниципального, и научное сообщество, и простые граждане.
Что касается сложностей, то по данным экспертного опроса руководителей муниципальных образований России, наиболее острой проблемой является критическое (близкое к аварийному) состояние технико-технологического базиса системы ЖКХ. Капитального ремонта и реконструкции требует не только жилой фонд, но и системы инженерных сетей и коммуникаций. Причины критического состояния – трудности с финансированием и, как следствие, хронический недоремонт большинства объектов ЖКХ из-за высокой затратности капремонта, реконструкции и технического перевооружения.
Практически все наши ЖКХ-реформы упираются в проблему отсутствия средств. Бюджетные средства федеральных программ (аварийное/ветхое жилье, капремонт) размазываются по всей стране тоооненьким слоем. Старение нашего жилья происходит гораздо быстрей, чем его обновление.
Заветные слова о внебюджетном финансировании, о бизнес-инвестициях, увы, в собственно инвестиции не превращались. Почему? Капремонт ради капремонта не является бизнесом. Бизнесом он стал после появления в правовом поле России понятия «энергосервисный контракт». Именно закон об энергосбережении обратил внимание крупных финансовых структур на сферу ЖКХ.
-Каков выход?
-Решение проблемы есть – уже сегодня разработаны и технические решения, и финансовые схемы, которые внедряются в регионах и позволяют достигать экономического эффекта. Холдинг «Теплоком» уже наработал такой опыт, обеспечивая заказчика в ходе реализации проектов по энергосбережению всем, в чем он нуждается: оборудованием, техническими решениями и финансовыми средствами, и последующим сервисным обслуживанием.
Для финансирования проектов мы предусматриваем различные схемы, в том числе лизинг, сублизинг, инвестдоговора и схемы с рассрочкой платежей. В этой части деятельность холдинга поддерживают финансовые партнеры – банки и лизинговые компании. Холдинг не имеет ограничений по масштабам финансирования проектов и формирует программу исходя из потребностей региона.
-С чего, как правило, начинается работа на объекте?
- С проведения энергоаудита. Получив исходные данные об объекте, подрядчик делает анализ его состояния, самостоятельно формирует техническую политику, выполняет комплектацию приборами, разрабатывает типовые проектные решения. Таким образом на основе результатов энергообследования объекта разрабатывается программа мероприятий по энергосбережению, в ходе ее реализации, собственно, и проводится реконструкция жилья с применением схемы возврата инвестиций.
- Расскажите подробнее о реализации программы энергосбережения на конкретном примере.
- В 2009 году Минэкономразвития Башкортостана разработало Комплексную программу по энергосбережению Республики Башкортостан. Она предусматривает комплексное оснащение средствами учета, мониторинга, контроля и автоматического регулирования энергоносителей. К реализации этой программы Холдинг «Теплоком» был приглашен в качестве инвестора и подрядчика.
Как известно, первый шаг к энергосбережению – оснащение объектов приборами учета энергоресурсов. В ходе программы было установлено 1280 узлов учета тепловой энергии на 1244 объектах. Программа была реализована в сжатый срок – 3 месяца.
В данном проекте мы столкнулись с достаточно непривычным для себя фактом: высокой платежеспособностью населения. Глава администрации г. Уфы Павел Рюрикович Качкаев установил для населения довольно низкую цену на узел учета, разницу покрывали за счет собственных средств заказчики – управляющие компании.
- На каких объектах проводились работы?
- Все проекты разные. Примерно половину объектов составили хрущевки 60-х годов постройки, в остальном это панельные дома 70-х годов постройки, а также новые монолитные и нестандартные дома.
- Какая сумма была инвестирована в проект?
- Холдинг инвестировал в эту программу порядка 180 миллионов рублей собственных средств (без привлечения заемных средств). Рассрочка платежей - 3 месяца.
- Кто осуществлял проект на месте – в Башкортостане?
- Партнеры и региональные представители Холдинга в Уфе. Заказчики (6 управляющих компаний) заключили с ними договоры на установку узлов учета тепловой энергии. При реализации программы проектно-монтажные организации (наши партнеры) по техническому заданию проводили инженерные обследования и на основе их результатов вырабатывали технические решения. После согласования проекта с заказчиком и БашРТС начинались проектно-монтажные работы. Попутно осуществлялась установка запорной арматуры.
- Как удалось организовать и провести работы в столь сжатые сроки?
- Работу проводили 40 бригад, на монтаж одного узла в среднем было затрачено 10-12 часов.
- С какими трудностями столкнулись при реализации программы?
- Трудности проекта были, в принципе, прогнозируемы: Башкирские распределительные тепловые сети не выдерживали график отключения воды, своевременно не осуществлялся слив воды, запорная арматура в связи с изношенностью выходила из строя – все это усложняло и задерживало проведение проектно-монтажных работ.
Программа энергосбережения в Уфе – только один пример из числа региональных проектов, которые реализуются в России сегодня. Безусловно, каждый из них имеет свою региональную специфику, но при этом очевидно, что есть объективные факторы, влияющие на успешность проведения подобных программ. Крайне важна четкая координация и слаженность действий всех участников при реализации проекта. Наличие серьезных финансовых ресурсов у компании-подрядчика не только гарантирует успешное завершение проекта по оснащению узлов учета, но и дает более широкие и удобные возможности заказчикам по оплате услуг, что особенно важно в условиях внебюджетного финансирования №261-ФЗ.