В данной статье продолжено информирование о материалах и мнениях Круглого стола в Госдуме от 13.04.2011 по проблематике финансирования энергосервисных контрактов. Круглый стол был организован Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку. Вел заседание член Комитета по финансовому рынку, Президент ассоциации региональных банков России Аксаков Анатолий Геннадьевич. В публикации представлена информация и мнения представителей ОАО «Мосэнергосбыт» и компании «Power Management»

О реализации проектов энергосбережения ОАО

Доклад представлен Кюрегяном С.П., руководителем Центра по энергосбережению ОАО «Мосэнергосбыт».

ОАО «Мосэнергосбыт».в течение последних трех лет ведет интенсивную деятельность в сфере организации энергосбережения. На первых порах был создан центр по энергосбережению, основной задачей которого являлась пропаганда энергосбережения. Мотивами создания центра энергосбережения были несколько проблем, которые стояли перед Мосэнергосбытом:

1. Проблема утренних и вечерних пиков нагрузки;

2. Осознание того, что энергосбережение и сокращение сбыта – неизбежность;

3. Развитие бизнеса на организации энергосбережения в качестве альтернативы снижению сбыта электроэнергии.

В качестве основы для этого бизнеса было избрано оказание энергосервисных услуг. Энергосервис в его классическом виде в самом начале в Мосэнергосбыте не пошел, поскольку не удалось выделить экономию в сопоставимых условиях. Методики такой оценки не было два года назад, нет и сейчас. А схема покрытия накопившейся задолженности оплатой стоимости услуг по организации энергосбережения, устроила обе стороны отношений. По этой схеме Мосэнергосбыт реализовал около 170 контрактов на общую стоимость 300 миллионов рублей. Классическим энергосервисом такую деятельность назвать нельзя, но соответствие Закону «Об энергосбережении …» имеется.

В то же время, попытки организовать классическую схему энергосервиса в сфере бюджета и ЖКХ натолкнулась на проблему отсутствия собственника. В связи с этим было заключено соглашение на предоставление энергосервисных услуг в Одинцовской больнице. Стоимость контракта 999 тысяч рублей. Эта схема начала действовать. В настоящее время Мосэнергосбыт начал получать отчисления от экономии энергии в сумме 1,5-2 тысячи в месяц. Но главная цель не отчисления, а отработка механизмов реализации классического энергосервиса. На текущий момент выявились проблемы:

  • Отсутствие типового договора на оказание энергосервисных услуг бюджетозависимой организации;
  • Отсутствие типовой конкурсной документации для проведение аукциона в соответствии с требованиями действующего законодательства;
  • Отсутствие инструкций Минфина о порядке использования средств, получаемых в результате энергосбережения в бюджетной организации;
  • Попытка переуступить право на истребование долга Газпромбанку по схеме факторинга закончилась ничем, поскольку банк не видит механизма возврата денежных средств по энергосервисному контракту.

Хотя Мосэнергосбыт проводит «пилотный» проект с целью апробации методологии заключения и реализации энергосервисных контрактов по классическому варианту, проблема окупаемости мероприятий стоит довольно остро. Отчисления 1,5-2 тысячи в месяц при затратности 1 миллион создают естественное напряжение при инвестировании.

Об этой проблеме говорил в своем выступлении генеральный директор консалтинговой компании "Power Management" Дыкин Е.В.

Для компаний с регулируемыми видами деятельности Законом «Об энергосбережении …» предусмотрено «замораживание» тарифа на услуги на пять лет для обеспечения окупаемости вложений в энергосбережения. Для заинтересованности инвестора и заказчика мероприятий экономия разделяется между ними примерно поровну. Но если инвестор вложил 100 миллионов рублей, при годовой экономии 30 миллионов, он получит по истечении 5 лет только 75 миллионов. То есть вложения даже в течение столь длительного периода не окупаются. По истечении 5 лет тариф заставят понизить, тогда энергосервисная деятельность вообще не имеет смысла работать с мероприятиями со сроком окупаемости более 1-2 лет. Но набор типовых мероприятий имеет значительные сроки окупаемости, поэтому предложение таких мероприятий в результате проводимых обязательных энергоаудитов не имеет смысла. В связи с этим необходимо внести изменения в законодательство, согласно которым энергоаудитор обязан представлять регулируемым организациям мероприятия по энергосбережению со сроками окупаемости не более 2 лет.

Выявлять и планировать мероприятия с малыми сроками окупаемости не просто. Специалистов по энергосбережению для этого нужно готовить. Программы подготовки специалистов такого уровня должны быть предусмотрены в ведущих ВУЗах страны. Будут такие проекты, будет заинтересованность банков в их финансировании, будут инвестиции.

Но при этом возникает проблема объема проекта. На практике сложно обеспечить выделение одного быстроокупаемого проекта с высокой стоимость, скорее всего это будем набор из 20-30 меропприятий. Поэтому их необходимо компоновать в один пакет. В этой ситуации имеет смысл создать как бы единую площадку, на которой будут проекты встречаться с инвесторами, или это может биржа проектов, или это энергосервисный фонд, который может быть организован как одним банком, так и группой небольших банков. Для организации данного фонда нет необходимости выделять готовые средства. Достаточно прогарантировать, что такие средства будут выделены, если в результате работы фонда появятся проекты, которые соответствуют определённым параметрам. Компания «Power Management» имеет опыт деятельности с быстроокупаемыми проектами. Но это касается систем электро- и теплоснабжения в коммунальной инфраструктуре. Для многоквартирных домов таких проектов у компании нет.

Что касается длинных проектов, предлагаем разработать механизм для решения проблемы финансирования длинных проектов, то есть в каждом регионе можно создать региональный фонд повышения энергетической эффективности, в котором будет аккумулироваться часть средств от внедрения коротких проектов по энергосервисным договорам. Соответственно, если эта доля будет составлять порядка 40 процентов от коротких, одногодовалых, проектов, то в течение 10 лет можно будет аккумулировать средства внебюджетных источников... То есть на 1 рубль вложений в короткие проекты - 10 рублей вложений в длинные проекты инфраструктурные, в том числе которые не окупаются, но играют различную важную социальную роль, например, тепло-, электросетей, электро-, тепло-, водоснабжение в малых городах, и в моногородах в том числе.

Продолжение с изложением позиций участников Круглого стола, следует

Автор: Коваль Сергей Петрович

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →