Позиция Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук
В выступлении заместителя директора по стратегическому развитию Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук (ИБРАЭ РАН) Пономарева В.Н. была дана оценка предлагаемому порядку финансирования энергосервисных контрактов. По его оценке, основная проблема энергосервиса в Росии в том, что на законодательном и нормативном уровне не раскрыто понятие энеросервис и правила игры на этом вновь нарождающемся рынке. Энергосервисные контракты это проекты, рассчитанные на реализацию в течение 5-7 лет. В то же время, банки в своей деятельности более сориентированы на проекты с краткосрочным финансированием, и главная для них проблема в том, что бы наладить постоянный приток фондовых денег в инвестиционные проекты.
В жилищной сфере это удалось с использованием схем ипотеки. Если создать похожую систему финансирование в энергетике, то задачи реализации энергосервисных контрактов можно будет решить. При чем, сам механизм финансирования не должен быть рассчитан на использование бюджетных средств, как это происходит в случае Фонда реформирования ЖКХ , это должно быть инфраструктурное финансирование через реализацию механизмов государственно-частного партнерства. При этом, со стороны государства и Внешэкономбанка должны быть обеспечены гарантии, которые снизят риски инвестора. В основе реализации договоров с госгарантиями должна быть эффективная система мониторинга исполнения договорных обязательств, включая обязательства государственных органов, ответственных за формирование тарифов.
Финансирование проектов с привлечением фондовых средств невозможна без исполнения государством обязательств по сохранению тарифов на уровне, который создает заинтересованность инвестора во вложении средств в проекты. Банковские гарантии возможны только после политических гарантий органов власти в сфере тарифов. К сожалению, муниципальным и региональным гарантиям сегодня доверия нет, поскольку большинство регионов дотационные.
Для успеха в организации энергосервиса необходимо решить 3 задачи:
- Минэнерго разработать и принять нормативы по энергосервисным контрактам;
- Принять законодательство по трансформации длинных банковских денег в качество , как бы банковских денег на деньги с рынка.
- Обеспечить правильное тарифное регулирование, учитывающее интересы инвестора.
В этой части необходимо формирование стандартных процедур, связанных с инвестициями в реализацию энергосервисных контрактов, пока этого к сожалению нет. В этом плане система ипотечного кредитования разработана и понятна, но требуется серьезная доработка под условия энергосервиса.
Позиция РСПП
Обсуждение проблем финансирования было продолжено Зазенко Вадимом Николаевичем, председателем Комитета по экономической политике РСПП.
В своем докладе и презентации, он затронул вопросы преференций, предусмотренных законодательством для проектов повышения энергоэффективности. Это ускоренная амортизация по основным средствам, имеющим высокую энергоэффективность, возмещение из бюджета части затрат, направляемых на реализацию проектов повышения энергоэффективности, предоставления налогового кредита при приобретении энергоэффективного оборудования по утвержденному государством перечню. Эти меры могут быть эффективны при создании в регионах благоприятного инвестиционного климата. Так например, в Ростовской области в расходные статьи бюджета заложено 50 миллионов рублей на субсидирование платежей по процентам за кредиты, которые берутся на реализацию проектов повышения энергоэффективности. Возможности привлечения федеральных субсидий на реализацию проектов весьма ограничены сложностью условий, на которых такие субсидии могут быть предоставлены и низким уровнем федеральных гарантий государства, которыми можно воспользоваться (1% от суммы, необходимой для реализации проекта).
В то же время весьма существенна проблема рисков не внедрения , которые возникают при реализации энергосервисных контрактов:
- При реализации контрактов должны быть решены вопросы перехода прав собственности;
- риск предоставления заказчиком ущерба;
- риск недостоверной или неполной информацией;
- риск неквалифицированной эксплуатации энергосберегающего оборудования;
- риск (самое главное) неплатёжеспособности заказчика как такового.
В силу этих обстоятельств, американская или европейская модель не могут быть в полной мере применены в России без их существенной адаптации к нашим условиям. Для нашей страны необходимо учитывать условия расчета и подтверждения эффекта от проводимых мероприятий по энергосбережению в сопоставимых условиях. Нужно понять что значит сопоставимые условия и научиться отделять и учитывать внешние факторы при определении реального экономического эффекта. Все расчеты необходимо связывать с бухгалтерским учетом, общим аудитом предприятия и данными общей отчетности.
Об ответственности энергосервисных компаний. По мнению РСПП, энергосервисные компании должны участвовать в СРО и отвечать за свои обязательства средствами компенсационного фонда, страховать свою профессиональную ответственность. Как вариант решения проблем гарантирования исполнения обязательств энергосервиса, целесообразно создание паевого гарантийного фонда, который может явиться инструментом по предоставлению гарантий страхования для кредитных учреждений.
Автор: Коваль Сергей Петрович