Российское Энергетическое Агентство (РЭА) было создано на базе бывшей системы центров научно-технической информации (ЦНТИ). По факту, РЭА является госучреждением под прямым управлением Минэнерго. Главная задача, поставленная перед РЭА – организация повышения энергоэффективности. Деятельность ФГУ РЭА частично финансируется из средств федерального бюджета. Сегодня РЭА имеет отделения во всех регионах страны, поскольку под его начало перешли все ЦНТИ, которые в свое время были созданы для обеспечения экономики страны необходимой научно-технической информацией. Во главе РЭА мощный офис в Москве и серьезная административная поддержка со стороны Минэнерго.
Поскольку РЭА находится в эпицентре планов и отчетности в сфере реализации Закона «Об энергосбережении …», оценки состояния дел с организацией соответствующих процессов весьма любопытны. На днях на сайте БН.ру была опубликована статья начальника отдела информационно-аналитического и методического обеспечения Департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго Ольги Соколовой. Состояние дел со становлением процессов повышения энергоэффективности в стране охарактеризовано как «грань катастрофы».
По мнению автора статьи, планы российских властей по повышению энергоэффективности рушатся буквально на глазах. Поставленные Президентом и Правительством РФ планы организации энергосбережения столкнулись с нежеланием населения вкладывать свои средства в проекты энергосбережения, с отсутствием у российских банков заинтересованности в финансировании проектов повышения энергоэффективности, крайне низкой эффективностью использования бюджетных средств, направляемых в энергосбережение.
Скорее всего, запланированная повсеместная установка приборов учета и организация коммерческих расчетов на основании их показаний, будет сорвана. Причиной тому не только проблемы с установкой приборов учета. Крайне медленно принимаются решения по выделению бюджетных средств на установку приборов в результате соответствующие программы по установке приборов просто физически невозможно будет исполнить.
Серьезные проблемы возникли с разработкой региональных и муниципальных программ энергосбережения. Программы были приняты наспех и формально, поэтому ожидать их результативности сложно. Конкретных планов по реализации мероприятий энергопрограмм нет более чем в половине регионов РФ (в 53%), говорит Ольга Соколова. У большинства регионов нет даже методик определения энергоэффективности объектов. «То есть они даже не могут определить, что именно собираются улучшать»
Очень серьезные проблемы возникли с организацией финансирования проектов энергосбережения. Зарубежная практика финансирования проектов с использованием банковских кредитов в России пока не применима. Причина прежде всего в том, что банки не имеют механизмов возврата средств по этому виду кредитования, поэтому финансирование повышения энергоэффективности в основном ограничивается пилотными проектами. Привлечение средств населения так же сталкивается со значительными трудностями. Снизить уровень коммунальных платежей в 2-3 раза вполне реально, но для этого нужно вложить серьезные деньги при значительном сроке окупаемости. Убедить в этом жителей очень сложно.
К сожалению, использование бюджетных средств для реализации проектов энергосбережения реально мало что дает. Причиной всему недостатки в действующем законодательстве о закупках для государственных и муниципальных нужд и коррупция.
Выводы, которые прозвучали от имени одного из руководителей РЭА, весьма пессимистичны. Полностью с опубликованной статьей можно ознакомиться по ссылке и в приложении к данной заметке.
Остается надеяться на то, что приведенная оценка всего лишь пессимизм во благо.