В своем докладе генеральный директор ЗАО «ЭСКО 3Э», Башкин Бронислав Владимирович, обратил внимание на то, что без качественно организованного приборного учета энергосервис невозможен. В настоящий момент, коллективными приборами учета оборудовано только 5-7% многоквартирных жилых домов. На средства Фонда реформирования ЖКХ можно установить 2-3% от необходимого количества приборов учета. По расчетам компании, для того, что бы оснастить все дома счетчиками, необходимо привлечь около 1 триллиона рублей. Такие деньги государство выделить не может.
Решением проблемы повсеместной организации учета и сбережения энергоресурсов в жилищном фонде могло бы быть привлечение средств банков через энергосервисные и управляющие компании с возвратом инвестиций из экономии в виде энергосервисных контрактов.
У управляющих компаний, с позиции банков, нет необходимых условий для кредитования: они не имеют достаточного имущества для залога и деятельность управляющих компаний в большинстве случаев сегодня нестабильна, поскольку договоры, которые они заключают с потребителями, ограничены одним - двумя годами. Значит наиболее эффективное финансирование энергосберегающих проектов возможно через энергосервисные компании.
Но и здесь возникает немало проблем. Банки не хотят связываться с относительно небольшими проектами. Как правило, интерес банка проявляется при сумме кредитования 300- 500 миллионов рублей. Но на социально значимых объектах кредитные портфели такого объема крайняя редкость.
При этом приборный учет это только часть дела. Не менее важно организовать точную передачу и автоматическую обработку информации при начислениях. Идеальной для энергосбережения будет ситуация, когда операторы учета ресурсов будут независимыми, как по отношению к потребителям, так и к ресурсоснабжающей организации, только тогда объективность данных будет абсолютной. Проведенная на сайте «Портал-Энерго» интернет-конференция по учету энергоресурсов со всей очевидностью показала, что в данный момент прозрачность в этих вопросах отсутствует. Законопроект же об операторах коммерческого учета пока только рассматривается.
Мы, со своей стороны, видим решение вопроса учета и экономии энергоресурсов в привлечении энергосервисных компаний к обеспечению учетных и расчетных операций. Именно энергосервисные компании должны стать независимыми операторами коммерческого учета, это в интересах потребителя и общего процесса повышения энергоэффективности.
В данный же момент, наиболее эффективный путь – максимально автоматизировать учет, установить систему, которая позволит передавать данные о потреблении энергоресурсов от прибора учета до квитанции без вмешательства человека, что сведёт к минимуму возможность влияния человеческого фактора на результат.
Проблемы организации энергетических обследований в связи с исполнением энергосервисных контрактов были затронуты в докладе Председателя Правления СРО «Энергоаудит» Матвеева Игоря Юрьевича. На сегодняшний день СРО «Энергоаудит» одна из самых крупных в стране, ее представительства есть почти во всех регионах. На сегодняшний день организационная деятельность СРО направлена на формирование методологии определения стоимости энергоаудита, основанного на действующих нормативах. Это особо важно для бюджетных организаций, чья финансовая деятельность строго регламентирована действующим бюджетным законодательством. В СРО энергоаудит рассматривается как начальная, отправная точка для энергосервиса. Причина в том, что более половины из 200 членов СРО, по сути, являются энергосервисными компаниями и заинтересованы в работе на конечный результат, то есть на экономию. В этом отношении компании , входящие в СРО, сразу столкнулись с проблемами непонимания сути энергосбережения со стороны бюджетных организаций и низким качеством учета. Как следствие, подтасовка фактов и фальсификации, которым подвержены и заказчик и исполнитель энергосервисных услуг. Для того, что бы не дискредитировать саму суть энергосбережения, необходимо навести порядок в качестве компаний, предлагающих энергоаудиторские и энергосервисные услуги, а так же исключить условия фальсификаций данных об учете экономии энергоресурсов и неисполнения требований энергосервисных контрактов со стороны заказчика .
О проблеме качества энергоаудиторских и энергосервисных компаний компаний говорилось в докладе заместителя генерального директора Национального агенстрв по энергосбережению и возобновляемым источникам энергии Артикова Рашида Худай-Бердыевича. Всего лишь год назад количество энергоаудиторских компаний в России было 235, сейчас их 3700, объединенных в 72 СРО. И еще 20 СРО на стадии регистрации. Такой взрывной рост количества энергоаудиторов не сопровождается обеспечением их профессиональных качеств. Плохо подготовленный и неопытный энергоаудитор не в состоянии дать качественные рекомендации заказчику, разработать хорошую программу энергосбережения и составить энергопаспорт в соответствии с предъявляемыми требованиями. Кроме того, приходится констатировать тот факт, что сама система обеспечения деятельности энергоаудита оказалась не готова к принятию результатов деятельности энергоаудиторов. На сегодняшний день практически невозможно сдать энергопаспорт в Минэнерго в соответствии с действующим законодательством. Не потому, что паспорта плохие, а потому, что в Минэнерго просто нет персонала, который смог бы обеспечить функцию рассмотрения, анализа и приема паспортов. Поэтому паспорта просто возвращаются под любыми предлогами. Но итог работы энергоаудитора – зарегистрированный энергопаспорт. По этой причине заключенные контракты на энергоаудит не могут считаться выполненными, вне зависимости от того, плох или хорош был проведенный энергоаудит. Была попытка сдать 80 паспортов, практически все возвращены по признакам оформления. А система приема и анализа энергопаспортов должна быть рассчитана на сотни тысяч. Примерно такая же картина наблюдается в деятельности по энергосервису. Ежедневно по энергосервису проходит множество совещаний и встреч, но, как показывает практика, понимания как это конкретно должно быть, пока мало.
Автор: Коваль Сергей Петрович